557 49 766 301
Frostpunk

Рейтинг игры

4.3 1103
0.5
1
1.5
2
2.5
3
3.5
4
4.5
5

Оценка редакции

Frostpunk

Отзывы

0
Красиво и сюжетно, но тесно и натянуто

Очень красивая и атмосферная игра, которая, к сожалению, очень любит возить игрока по рельсам, а также натягивать сову на замёрзший глобус.

Поначалу от происходящего я был исключительно в восторге. Я люблю снег, экономические стратегии и игры, которые всеми своими элементами "обволакивают" тебя, чтобы погрузить в свой мир. Всего этого во Frostpunk хоть отбавляй - художественно игра выглядит прекрасно. Визуально идея с концентрическим заснеженным поселением с тёплым гудящим реактором посередине выглядит офигенно. Следить за тем, как по утрам от него расползаются сквозь снег кучки работяг - сплошное удовольствие. Остальные элементы тоже не отстают - музыка классная, игроку стабильно что-то там кричат глашатаи, реактор гудит, а интерфейс очень круто стилизован - например, экран покрывается инеем при понижении температуры.

Однако, когда речь заходит уже о геймплее - сердце вот этого всего великолепия, то довольно быстро начинаешь замечать не самые приглядные и характерные для этого жанра черты, а именно - жесткие рамки, которые разработчики накладывают на твоё развитие. В основном сценарии это ещё не так заметно, но в дополнительных меня от игры это натурально отвадило.

Дело в том, что по сюжету мир накрыла вечная зима. Погодные условия ухудшаются всё сильнее и сильнее. И по мере прохождения игрового сценария температура падает всё ниже и ниже. И если ты, игрок, не успел адаптироваться к новым условиям, то привет загрузка. Вовремя не прокачал реактор? Загружайся. Не запасся едой, когда надо? Загружайся. Вкачал не те технологии?.. 

Повторюсь, в основном сценарии на нормальной сложности это ещё терпимо. К тому же его финал отбивается по эмоциям на все 100%, я не думал, что могу быть так захвачен происходящим в обычной стратегии. Но дополнительные сценарии превращаются в натуральный зубрёж таймингов, потому что стоит тебе провалить очередной квест - покеда, начальник, иди грузись. 

Отдельно хочется упомянуть нарратив, который продвигает игра. Он сугубо про депрессию и безысходность. Даже если у тебя всё время в поселении всё было хорошо и ты не драконил своих подчинённых - то игра тебе в конце скажет что-то вроде "Мы выжили, но какой ценой?". Я сижу перед экраном и думаю - да нормальной ценой, чё бухтеть-то. В тоталитаризм не скатились, фанатизм не скатились. Подопечные тоже подкидывают дровишек в твой реактор пониже спины своими недовольствами по поводу и без. Будто у нас тут не одно из последних поселений времён конца света, а просто отдельная комунна, которую вы решили замутить с друзьями в заброшке на отшибе. Я видел, что кому-то такой дед инсайдный подход нравится. Меня бы он тоже устроил, если бы он отражал мои действия. Когда же мне вешают такую лапшу на уши, когда я изо всех сил старался обеспечить поселенцев комфортом, то извините, но нет.

Впрочем, не смотря на все мои претензии, Frostpunk всё ещё остаётся ладно скроеной экономической стратегией с сильной нарративной составляющей. Если вы готовы принять её правила и вам нравится весь этот депрессняк, то, думаю, от игры можно получить много приятных часов. Если нет, то как минимум одного прохождения на средней сложности она точно заслуживает.

Я же пойду играть в прекрасный и гораздо более вариативный Against the Storm, где сражаться со стихией в разы интереснее.

Вся аудиовизуальная составляющая игрыУникальный сеттингИстория и её постановка Нарратив любит убеждать тебя в том, чего нетГеймплей, построенный на заучивании тайминговКапризные поселенцы

+1

Достойный представитель градостроительного жанра, но всего на один раз.

Основной сценарий «Новый дом» отлично прописан и за всеми событиями зачастую очень интересно наблюдать.

Второй сценарий «Ковчеги» уступает по количеству насыщенности событий, но не становится от этого скучней, ведь на вас возлагается очень важная миссия.

Третий сценарий «Беженцы» намного хуже предыдущего. Конфликт социальных классов звучит интересно, но лично мне он показался слишком скучным и мимолетным.

К сожалению, все это спотыкается об некоторые условности, на которые пришлось пойти 11 bit studios. Так как в игровом мире наступила морозная и продолжительная зима, то в нашем распоряжении нет тех простор, что мы можем обычно видеть в других играх этого жанра. 

Следовательно, всем приходится ютиться возле генератора посередине кратера. Из-за этого весь геймплей сводится к тому, что вы на протяжении всего прохождения наблюдаете за одним единственным городом, в котором большую часть времени происходит примерно ничего.

Одним из первых недостатков я бы хотел отметить источники получения информации о мире игры. Бывшие лондонцы не слишком уж и торопятся рассказывать вам о том, чем им пришлось пожертвовать ради того, чтобы добраться в новый оплот человечества.

К счастью, все это можно получить отправляя экспедиции в отдаленные точки вне города. Также из-за выросших масштабов у вас не получится сочувствовать людям, как это было в прошлой игре разработчиков — This War of Mine.

Вторым недостатком я бы отметил строгую постройку по кругу и довольно малую вариативность построек. Ближе к середине и финалу вы «внезапно» обнаружите, что успели отстроить большую часть города. У вас остается еще достаточное количество свободного пространства, которое буквально нечем занять. Из этого вытекает другая проблема — если при постройке здания у вас остался небольшой пустырь, то вам придется оставить это место без изменений т.к туда просто ничего не поместиться. В какой-нибудь SimCity вы запросто можете занять пустырь небольшим парком или другим украшательством, но из-за игровой условности постройка парка просто невозможна в таких суровых условиях.

Графически игра ничем не уступает другим популярным градостроительным симам. При сильном приближении камеры можно заметить кучу мелких деталей. Общая атмосфера и стилистика морозного стимпанка выдержана прекрасно. Однако, у всего этого есть и негативная сторона — из-за перенасыщения мелкими, едва заметными деталями и огромным количеством эффектов постобработки при плотной застройке города местами начинает страдать производительность игры, даже на мощном компьютере.

За музыкальную составляющую в игре отвечает набор из 11 композиций, написанных Петром Музиалом. Конкретно здесь у меня не к чему подкопаться, человек прекрасно выполнил свою работу. Большинство треков цепляют за душу и остаются на репите в Spotify.

Говоря о решениях и законах, которые вам приходится принимать в процессе игры.

Я рад похвалить разработчиков. У них действительно получилось создать реально непростой выбор в некоторых ситуациях. Зачастую приходится выбирать одно из двух зол и смотреть как это повлияет на настроение и надежду жителей.

Правда, в большинстве случаев эти решения не сильно влияют на общий расклад дел и финал игры.

После достижения определенной цели игра заканчивается и вам показывают таймлапс с подведением итогов всего, что вы успели сделать с городом за все эти 12-15 часов прохождения, местами пытаясь пристыдить вас за переход условной «черты»‎.

Относительно хороший или плохой финал напрямую зависит от того, какие решения и законы вы приняли в процессе прохождения игры.


-3

Хорошая графика, экономика, депрессивная атмосфера, вариативность 

Неженки британцы
18 февраля

0
Норм

Игра не плохая, хорошая стратегия с супами из опилками и детским трудом. Иногда приходится подумать а иногда и пару раз уходить с города. Вообщем одобряем

Супы из опилокДети
11 декабря 2023

+2

Мне было очень трудно оценить эту игру. Мне пришлось даже потратить целый день, играя уже после окончания акции бесплатных выходных, чтобы понять, каково же моё отношение к этой игре. С одной стороны, игра увлекательная, да. Однако с другой, разработчики загнали игрока в очень узкие рамки. Пожалуй, именно это слово – ограниченная – лучше всего определяет суть всей игры. Я хочу сказать, что вот как в игре мы оперируем на очень ограниченном участке пространства, так и психологически игра воспринимается или ощущается. Мне пришлось переигрывать три раза чтобы пройти самую первую миссию ибо игра не предоставляет игроку того разнообразия которого мы ждём от стратегий. В этой игре чтобы справиться с задачей - пережить снежную бурю - необходимо придерживаться чётко заданного плана развития, где одно-два серьёзных отхода от него приведёт к провалу задачи. Возможно дело в том, что разработчики не достаточно ясно объяснили механику игры, а возможно сама игра недостаточно проработана в принципе. Собственно, какой вопрос не возьми, всегда упрёшься в то или иное ограничение. К примеру, в игре у нас есть ресурс, который невозможно добыть, а можно только найти с помощью скаутов, которых мы отправляем исследовать разные точки на карте с помощью воздушного шара. И нельзя сказать, что этот ресурс позволяет построить или изготовить какой-то особо важный объект. К примеру, для постройки здания, которое производить сырое мясо, как раз требуется этот ресурс. Однако он требуется также и для постройки улучшенной угольной шахты, которая производит самый важный ресурс. Так же он необходим для постройки роботов, которые в отличие от людей, не только не замерзают, но и работают круглосуточно. Вот и получается, что единственный важный способ использования этого ресурса, это постройка этих самых роботов, а на всё остальное можно отправить уже людей. Получается, что определённая часть построек просто бессмысленна, ибо требует особо редкий вид ресурса. Возможно, конкретно в этой миссии, т.е. самой первой, этот тип ресурса специально ограничен. Я допускаю такое.

Сама идея с замерзающим городом мне понравилась. Действительно, свежо и ново. Идея отличная. Графика тоже неплохая. Все здания нарисованы очень хорошо и разнообразно. Окружающая обстановка, с визуальной точки зрения, выглядит также качественно. В общем, выглядит игра красиво. Я не могу сказать, что игра меня прям-таки поразила своей графикой, но смотрится она хорошо, достойно для 2018 года (даты выпуска). Единственное что бы я отметил, так это статичность мира. На протяжении всего времени я видел, по факту, одну и ту же обстановку. И всё бы ничего, если данный факт был единственный что ведёт к рутине и скуке. Мне кажется, одна из главных проблем этой игры – однообразие.

Вот возьмём доступные нам ресурсы – уголь, сырое мясо (из которого мы получаем продукты питания), лес, железо и тот самый редкий ресурс, о котором я написал выше (это что-то Steam engine). И всё. Других ресурсов в игре не предусмотрено. Как мне кажется, довольно скупо для игры (стратегии) 2018 года. Это особенно скупо для подобного типа стратегий - градостроительный симулятор. Собственно, это то, о чём я выше и написал – ограниченность. В связи с этим стоит также добавить, что ресурсы, в целом, добываются в специальных местах, в которых мы строим шахты и которые содержат бесконечное количество ресурсов. Да, изначально можно собрать те ресурсы, что разбросаны вокруг нашей базы не строя никаких зданий, а используя людей. Но это очень небольшое количество и поэтому основной источник, это специальные постройки, которые можно построить только в специально отведённых для этого местах. К примеру, в первой миссии можно построить только две шахты по добыче железа – ресурса необходимого не только для построек, но и для проведения улучшений. С одной стороны, можно экспериментировать с вариантами, кто и как долго будет добывать железо, но с другой, учитывая обстоятельства бесконечного количества залежей этого ресурса, разработчики вынуждено ограничили общее количество возможных построек для добычи железа. Правильно ли это? Не знаю, но опять же, из-за этого ощущается, что игрока держат в строго очерченных рамках. Другими словами, не получится бросить все силы на добычу железа, ибо оно строго зафиксировано. Единственное что мы может сделать, это отправить робота на круглосуточную добычу этого ресурса (ну, или заставить людей работать 24 часа, что имеет свои издержки). Кстати, еда (т.е. сырое мясо), мало того что добывается невидимо, ибо мы не видим никакой активности вокруг определённых зданий, но оно всегда только одного вида – сырого мяса (плюс, оно бесконечно).

Ну и, пожалуй, главное, что вызывает чувство ограниченности игры, это понимание, что никакой цели у выживших нет, за исключением цели пережить ещё один день. Вот мы оказываемся в этой яме с огромным генератором тепла в центре. Строим поселение, ибо город тут просто невозможен. И в какой-то момент понимаем, что не предусмотрено никакой эвакуации с этого места. Мы просто строим временное и небольшое поселение и всё. Я не знаю, может в других миссиях мы находим другие поселения и вступаем в контакт с ними и далее восстанавливаем цивилизацию, но в самой первой миссии ничего такого нет и не чувствуется что оно будет дальше. Я хочу сказать, что игра дарит чувство обречённости. И это странно, учитывая, что мы может строить роботов (которые даже для 2023 года являются недостижимой целью). А тут у нас роботы, но жить мы предпочитаем в какой-то яме. Возможно для западного человека, такое воспринимается совершенно нормально, но вот для России, где дороги заканчиваются уже через несколько километров после выезда из Москвы, такая игра в вызывает ещё больший депресняк. Всё же для таких стран хочется более оптимистичное, ибо нам не нужно играть в Frostpunk – мы и так живём в чём-то похожем на Frostpunk (исключая центральные города типа Москвы, Санкт-Петербурга и пр.). Возможно ощущение обречённости, также повлияло на моё отрицательное отношение к этой игре. Хотя, это явно не главный фактор.

Разнообразие в игре. Вот с ним явные проблемы. Думаю, именно поэтому игра воспринимается мною как демоверсия или как игра в раннем доступе. Что не возьми в игре, обязательно чувствуется недоделанность, не проработанность. Да даже варианты развития общества – полицейская диктатура/религиозных фанатизм – не только выглядят как пародия на общество, но и предлагает очень ограниченный вариант развития. И почему нельзя что-то среднее? Почему нельзя более тонкую схему развития общества, а не банально наказание всех неугодных (или фашистское государство или инквизиция)? А другого варианта нет? Всё же и фашизм и инквизиция существовали в истории человечества очень непродолжительное время и в очень локальном пространстве, хотя и оставили после себя непропорционально большой след. Короче, и тут чувствуется сильное ограничение, узость игры. Это простительно для обычных стратегий типа Age of Empires, но не для градостроительного симулятора, где важным является тонкая настройка.

Люди. Да, люди. Они хотят кушать, жить в комфортных помещениях и болеют. Но почему так ограничен их выбор? Почему нельзя было бы придумать более разнообразное их поведение? У нас тут есть рабочие и инженеры, разница между которыми только в том, что одни не могут работать на одной работе, а другие на другой. Однако есть работа, где могут работать и инженеры и рабочие. Вот только тут нет явного различия между этими классами. Можно было бы просто ввести красных и синих рабочих. В игре не предусмотрено никакого обучения. Если у игрока нет рабочих, а есть только инженеры и ему нужно кого-то отправить работать в угольную шахту, то ему не остаётся ничего другого как отправить инженеров (работают они одинаково). А что, они же ничем, по сути, не отличаются от рабочих. У них одинаковые потребности, они живут в одних и тех же домах и пр. Дети? Абсолютно бессмысленное внедрение. Я их даже так и ни разу и не увидел. Чем занимаются? Да ничем! Лично я отправил их помогать врачам, но эффекта так и не увидел. Т.е. их присутствие в игре никак не демонстрируется. Женщины? Кроме проституток, которых я ни разу не нанимал, других женщин и нет. Короче, по факту, у нас только два вида людей (красные и чёрные) и всё. Вот это и называется демоверсия игры или очень ограниченная (узкая) игра. Войска? Да не смешите меня. Какие войска, если тут нет никаких противников. Торговля? Её тут нет (по крайне мере, в первой миссии, никаких иных поселений нет).

23 октября 2023

0

Игра перфект, иногда когда зимой в -50 открываешь балкон кажется, что игра реальна. Особенно понравились функции опилок в каше и детский труд в угл. шахтах. Всем советую

Очень интересная играофигенная атмосфера, полностью погружаешься в игровой процессОчень много времени убивает
8 сентября 2023

+7

Все конечно замечательно, но. Люди даже в тепле и сытые до отвала, без переработок, с построенными церквями, кладбищем, четырьмя больницами и ареной для развлечений продолжают бунтовать и надежда продолжает падать. Слишком уж зажравшиеся для постапокалипсиса люди.

Внешний видГеймплейАнтуражОтсутствие возможности выбора сложностиЛюди требуют колоссального уюта, что не соответствует сеттингу игры
21 февраля 2023

+15

Я конечно не одобряю детский труд, но конец света, есть конец света.