BattleTech: Обзор

Кирилл Волошин 2018-05-04 18:59:16 50
Поклонники культовой роботизированной вселенной BattleTech и связанной с нею серии MechWarrior ждали новую работу Harebrained Schemes с особым нетерпением. Ведь приличных проектов, где можно поиграть за больших ходячих роботов, не было давно. Есть, конечно, Titanfall, да и в экзоскелеты сегодня предлагают залезть чуть ли не в каждом втором шутере, но это всё не то. Мало где можно точечно настроить своего меха, повесив лазер на одну руку, а огнемёт — на другую и грамотно распределить тоннаж по всей броне. К тому же у Harebrained Schemes уже был опыт удачного переноса настольной вселенной в пространство вполне понятной и доступной видеоигры — речь о серии Shadowrun. И надо сказать, ожидания в общем и целом оправдались — хотя и с некоторыми оговорками…

https://www.youtube.com/watch?v=tsIMfOo_VO0

Поиграем в конструктор

Понятно, что в BattleTech на первом месте стоят сами мехи и связанные с ними пошаговые тактические сражения (напомню, что оригинал — это как раз пошаговая «настолка», а не шутер или стратегия в реальном времени). Поэтому с них и начну. И сразу скажу, что сделаны они почти идеально.

Заявленная выше возможность прикрепить к одной руке лазер, а к другой — огнемёт (или ракетницу, или ещё какое-то оружие) реализована так, что в гараже можно просидеть час реального времени, копаясь в настройках, модифицируя, ремонтируя и экипируя своего робота, выбирая, что, куда и как. Поставить более мощное оружие, которое будет много весить, и пожертвовать таким образом частью брони, сбросив её из-за перевеса? А какую часть робота укрепить лучше? А что эффективнее — чтобы он в рукопашной атаке ещё и полыхнул из огнемёта, вызвав у врага перегрев, или добавил очередью из пулемёта, способного нанести критический урон? В итоге реально чувствуешь себя механиком, инженером и пилотом-испытателем в одном лице.

Выйдя из гаража непосредственно в поле, на пошаговые разборки, чувствуешь себя уже тактиком. Вроде бы всё достаточно просто — есть четыре меха, каждый ходит по очереди, чтобы переместиться (или перелететь на реактивном ранце), а потом встать в оборону или жахнуть из всех орудий по врагу. Можно также рубануть в ближнем бою, огрев своей клешнёй противника, или использовать пару умений, на которые тратятся очки морали. В принципе, всё.

Мехи на тропе войны

Но на самом деле нюансов в BattleTech масса. Едва ли не самый главный — это возможность (а зачастую — необходимость) ставить свою машину под углом к врагу, чтобы повернуться к нему, например, более укреплённой частью, а самому при этом точечно отстрелить руку с пушкой другому противнику. Или лучше ногу, чтобы лишить его манёвренности? Или бабахнуть в кокпит, надеясь сразу же пристрелить пилота?
Здесь можно настраивать внешний вид своих машин.

Вот эта неопределённость, когда ты точно не знаешь, какой эффект произведёт твоя атака (хотя понятно, что шансов подбить уже дымящий и изрядно потрёпанный мех больше), тоже является частью местной тактической системы. Она заставляет постоянно балансировать между риском и защитой. Бывает лучше перекреститься и прыгнуть с джетпаком на особо сильного врага, чем подолгу перестреливаться с ним, — но есть шанс, что при приземлении это ваш робот лишится одной ноги и завалится на землю, а не наоборот.

Кроме того, важно помнить о том, что разные типы поверхности дают разные бонусы или штрафы (в лесах мы получаем эффект укрытия, а вот на горячих песках мехи быстрее перегреваются), о том, что после спринта робот будет лучше уклоняться, но не сможет атаковать, о постоянной угрозе перегрева. Наконец, о том, что пилоты в данном случае — не безымянные болванчики, а вполне конкретные бойцы, которые прокачиваются и открывают полезные пассивные и активные умения, влияя своими характеристиками на эффективность машины в сражении. То есть грамотное развитие бойцов и правильный подбор пилотов тоже имеют огромное значение.

Тактика робота

И самое важное, что при таком количестве нюансов (я, конечно, не обо всех рассказал), при такой вроде бы тяжеловесности боевой системе, играется всё это вполне доступно и, можно даже сказать, элегантно. И это уже заслуга разработчиков, грамотно совместивших сложную настольную систему с реалиями современной компьютерной игры.

Порой, конечно, может показаться, что у тактики есть дыра в балансе — проще всего сразу сблизиться и атаковать врукопашную, чтобы нанести вражескому меху сильнейшие повреждения, а какой-нибудь танк просто раздавить ногой. Но казаться так будет только до первой встречи с более серьёзными «железяками» — они мощнее и более устойчивы к таким атакам, да и сами не прочь врезать металлическим кулаком по вашему кокпиту.
В какой-то момент команде становится доступен очень старый и очень мощный корабль.

Не только про тактику

На этом фоне кажется, что всё остальное, включая сюжет и перелёты на своём корабле по галактике, реализованные на глобальной карте, в BattleTech служит лишь добавкой к основному блюду. Сценарий тут действительно не назовёшь голливудским — мы имеем достаточно стандартную историю о том, как герой-наёмник ввязывается в гражданскую войну, помогая изгнанной принцессе вернуть власть.

Но и проходным сюжет назвать язык не поворачивается: в этой истории есть свои интриги, неожиданные повороты, моменты важных решений и куда более интересные сюжетные миссии, в которых вас, например, вполне могут предать в самый неподходящий момент. Плюсом идут красивые рисованные ролики и отличная музыка.

Важно и то, какого персонажа на старте вы создаёте, выбирая его биографию, происхождение и то, как он стал наёмником. Всё это потом открывает уникальные реплики в диалогах. Например, у меня был герой родом с удалённых границ обитаемого космоса. Так вот, в дальнейшем в одной из ситуаций ему заявили, что в такую даль никто не полетит, чтобы довезти его до дома. Все эти беседы, в том числе с членами вашего корабля, не то чтобы очень важны с точки зрения прохождения, но они раскрывают «лор» вселенной BattleTech, работают на атмосферу.

Робот — мой друг, время — мой враг!

Перелёты на корабле, командором которой мы являемся, тоже очень важная часть геймплея. Именно там мы общаемся, нанимаем бойцов, торгуем, выбираем доступные контракты (они приносят деньги и репутацию), возимся с мехами. Через какое-то время появляется возможность прокачивать и корабль, улучшая двигатель, устанавливая новые отсеки, чтобы быстрее лечить пилотов, и так далее.
За этим экраном вы проведёте уйму времени.

Может показаться, что сами перелёты между планетами за новыми контрактами и миссиями — слишком нудные, длинные и ненужные. Но на самом деле это сознательно эксплуатируемая часть геймплея. Во-первых, во время таких перелётов происходят случайные события, исход которых и принятое вами решение (продать, например найденные запчасти на рынке или передать нашему ремонтнику? как распределить остатки кофе между пилотами?) усиливают те или иные отделы базы или бойцов.

Во-вторых, время в BattleTech — один из самых главных наших врагов. На лечение раненых пилотов и ремонт мехов уходят дни и недели, перелёты тоже небыстрые, а между тем по определённым датам приходится выплачивать достаточно крупную сумму денег. И чтобы в один прекрасный день не стать банкротом, нужно прокачивать двигатель корабля, дабы тот летал быстрее, стараться выполнять все доступные контракты на одной планете и вообще играть так, чтобы все ваши лучшие пилоты и машины не были выведены из строя.

То есть тактика, когда вы используете и прокачиваете только четырёх лучших ветеранов и четыре лучших меха, а потом неделями ждёте их возвращения в строй, имеет, конечно, право на существование, но есть шанс прийти к банкротству. А как всю эту механику с фактором времени реализовать без перелётов на судне?

Что действительно понапрасну тратит наше время, но уже реальное, так это долгие загрузки. Оптимизирована BattleTech, мягко говоря, неважно. И это при не лучшей (но и не самой плохой) картинке.
Стратегия тут неотделима от тактики.

У Harebrained Schemes снова получилось отлично и понятно перевести правила культовой настольной вселенной (на этот раз — BattleTech) на язык видеоигры с пошаговыми боями. Не всё тут идеально, есть технические проблемы, но главное, что мы получили одну из лучших тактик последних лет, в которой на этот раз можно управлять не бойцами из плоти и крови, а большими и так приятно громыхающими роботами.

Плюсы: полная нюансов тактическая модель; точечная настройка мехов; вполне уместные элементы стратегии и текстовых квестов; соответствующая духу вселенной музыка.

Минусы: плохая оптимизация; не самая современная картинка; нет русской локализации.

Другие новости

Комментарии

Уважаемый Кирилл, плюсов в итоге вашей статьи 5, минусов 3, причем два минуса решат со временем. Итоговая оценка «Проходняк». Как-то не вяжется)))
у меня GOG-версия )
Проходняком он показался с первого геймплейного ролика.
Слава богу вы не начали давить на фемтех и ко.
Игру вроде чинят, и начали общаться с аудиторией + возможный кооп.
Но фемтех. ууу сука как у всех из за него горит.
А так. ну 7-8 из 10, так как последний норм игра по меху — блек найт, то и так пойдет хД
Я рад что игру все таки защищают на стопе. А то фем тех дивижен и просто хейт всего и вся, как идет щас с новым тоталом, расстраивает(.
Все комментарии