— С чего начинается эта история? — Как и множество других историй, с мальчика, слишком взрослого для ребёнка и ещё слишком юного для мужчины. х/ф «Голос монстра»
Заслышав термин «кинематографичная игра», среднестатистический геймер сразу представляет круто поставленные боевые сцены, увлекательные погони и уйму эффектов, демонстрирующих все технические наработки человечества на текущий момент. В общем, в голове возникают образы каких-нибудь Uncharted 4: A Thief’s End и Wolfenstein II: The New Colossus. И всё это, само собой, справедливо… но что, если я вам скажу, что есть на свете «пиксельная» игра, в которой всякого кинематографичного тоже хоть отбавляй? Причём «кинематографичного» старой школы — золотой классики 1980—1990 годов.
Помимо коллекционных предметов есть и куда более весомые камео известных кинокартин — вот, например, прячущиеся в ангаре пёс по кличке Коперник и автомобиль DeLorean.
Детство передаёт привет
Начнём с банального, с того, чем на сегодняшний день рядового игрока, охочего до ностальгии, вряд ли удивишь, — с придания «VHS-настроения». В Crossing Souls исполненные по давним заветам мультипликационные кат-сцены сопровождаются натуральными помехами и «гличами», в местном оформлении хватает розового цвета, намекающего на неоновые огни, а по игровому миру разбросаны коллекционные кассеты и картриджи, пародирующие известные фильмы, игры и музыкальные композиции той эпохи.
Это всё, конечно, приятно бередит рецепторы «олдфагов», но настоящее погружение в атмосферу старой доброй кинокартины здесь достигается за счёт куда более комплексной работы — авторы грамотно выстраивают повествование и наделяют персонажей убедительными характерами. И всё это — с оглядкой на известную голливудскую классику, а не на гротескный треш тех времён. То есть это не Kung Fury, гипертрофированно демонстрирующий разудалую и несуразную фантастику, а что-то гораздо более аутентичное и менее пародийное. Легко представить, что если события Crossing Souls легли бы в основу настоящего фильма, то итоговый результат был бы сродни творениям Спилберга (Steven Spielberg) — и речь тут прежде всего про «Инопланетянина» или «Балбесов», в которых события также крутятся вокруг группы подростков.
Действие игры разворачивается в 1986 году в небольшом калифорнийском городке. После загадочной бури, повлёкшей аварии в энергетических сетях и прочих коммунальных структурах, провинциальная жизнь, казалось бы, потихоньку налаживается. Ремонтные бригады ликвидируют неполадки, а местная детвора продолжает наслаждаться летними каникулами. А тут ещё Кевин, младший брат Криса, шлёт весточку, будто обнаружил в окрестностях озера что-то такое, от чего у всей их банды глаза на лоб полезут, так что надо скорее собирать друзей и торопиться в «штаб» — домик на дереве.
Впоследствии такая невинная завязка обернётся очень масштабными и увлекательными приключениями, в которых найдётся место древнему артефакту, позволяющему проникать в мир мёртвых, и колоритным злодеям, которые умудряются одновременно и пугать, и вызывать улыбку своей каноничной «злодейностью». Вообще, подобный контраст прослеживается в целом во всей игре — юморные диалоги главных героев со взаимными подколами сменяются очень трагичными событиями, а детская беззаботность уступает место осознанию ответственности и неизбежности последствий.
Несколько раз за игру нам предлагают драйвовые сцены погонь.
И всё это отлично соответствует возрасту персонажей. Крису — номинально главному герою игры — тринадцать лет. Помните себя в этом возрасте? Тот самый период, когда мифы о Деде Морозе рушатся под напором объективных фактов. Когда ты всё ещё мечтаешь о героических свершениях, но уже примерно понимаешь степень их несбыточности. Когда ты начинаешь осознавать, что взрослая жизнь, к которой ты по каким-то причинам так стремился, может таить в себе не только новые соблазны и возможности, но и колоссальное количество проблем. Переломный период, сопровождающийся клокочущими эмоциями и контрастными ощущениями. И когда вы всё это вспомните, то вам станет проще сопереживать героям, а барьер между реальностью и порой наивным игровым вымыслом размоется.
Дух приключений
Надеюсь, с передачей «культурологической» части Crossing Souls я более или менее справился, так что можно наконец-то переходить к геймплейной сути. Она здесь соответствует любому уважающему себя виртуальному приключению и потому не опирается на какой-то конкретный жанр, а радует постоянной сменой акцентов.
По локациям, на которых порой встречаются закутки и тайники для дополнительного исследования, мы передвигаемся, взирая на героев с почтительной высоты. Камера здесь напоминает Hyper Light Drifter — сверху и немного сбоку. И подобное решение позволяет достойно представлять как обширные уровни, так и камерные сцены.
В ходе игры мы занимаемся досужими разговорами со второстепенными персонажами, избиением недоброжелателей в формате beat ‘em up, решением логических задачек и преодолением «прыгательных» этапов. Надо отметить, что всё это замешано так виртуозно, что за прохождение ни разу не возникает ощущения затянутости или, наоборот, разочарования по поводу завершения какого-то этапа. Всегда любопытно, что разработчики предложат на замену прошлому развлечению.
Сражаться придётся как с агрессивной фауной и банальными хулиганами, так и с восставшими мертвецами.
Что немаловажно, смена декораций и формата отлично сочетается с повествовательной канвой и даже настроением игрока. Вы преисполнены обиды и желаете отомстить? Авторы подкидывают вам уровень в духе Streets of Rage с яростными рукопашными схватками. Замерли в ожидании некоего трагичного исхода? В этот момент отлично заходят простенькие пазлы, которые не способны поставить в тупик, но дают возможность немного порефлексировать и в какой-то степени морально подготовиться к дальнейшим событиям. К слову, эффект этот активно поддерживается и музыкальным сопровождением, которое непостижимым образом умудряется подружить классические киношные мотивы в духе Джерри Голдсмита (Jerry Goldsmith) и ядрёный синтвейв.
Пять в одном
Как вы уже поняли, история крутится вокруг целой компании друзей, и каждый из них играбелен. Реализуется это по принципу, знакомому по серии Trine: во время игрового процесса единовременно на экране мы видим модельку лишь одного персонажа, но в любой момент можем переключиться на кого-нибудь другого, чтобы задействовать уже его способности и преимущества.
Крис, благодаря урокам отца, умело владеет бейсбольной битой, может применять её в сражениях и отбивать летящие снаряды. Также синеволосый паренёк не обделён природной ловкостью, а потому лихо перескакивает препятствия и может карабкаться по отвесным стенам.
Мэтт — сын учёных. Его развитый интеллект и техническое образование не раз выведут компанию друзей из тупиковой ситуации. Из всякого подручного хлама он умудрился создать некое подобие реактивного ранца, позволяющее зависать в воздухе на короткий промежуток времени. А ещё у Мэтта есть единственное в игре дальнобойное оружие — энергетический бластер.
Пожалуй, единственная головоломка, которая может заметно притормозить ваше прохождение.
Большой Джо — это мускулы команды. У него самый высокий показатель здоровья и самые мощные удары. Кроме того, у чернокожего добряка хватает сил, чтобы перемещать крупные предметы.
Чарли (тайный объект обожания Криса, естественно) отличается проворством. Девчонка может совершать резкие рывки в выбранном направлении, а свою любимую скакалку она применяет не только для того, чтобы наподдать недоброжелателям, но и для преодоления внушительных пропастей.
Ну а Кевин… Кевин абсолютно бесполезен. Во всяком случае, так кажется на первый взгляд. Однако, поверьте, он ещё проявит себя с лучшей стороны.
Что предсказуемо, зачастую задачки строятся таким образом, чтобы вы задействовали разных героев. Мэтт долетает до какого-то удалённого участка локации, потом Джо двигает там ящик, так что Крис уже может на него забраться, чтобы перепрыгнуть на платформу повыше… И так далее. И если с этой точки зрения переключение между персонажами обычно соответствует изначальным замыслам и сценарию гейм-дизайнеров — вы просто разгадываете их задумки и оттачиваете реализацию решений, — то в плане боевой системы разнообразие героев предоставляет вариативность: кому-то в сражениях больше понравится универсал Крис или стремительная Чарли, а кто-то отдаст предпочтение Большому Джо, отличающемуся силой и в то же время неповоротливостью.
Стоит отметить, что у персонажей есть шкала выносливости, которая, с одной стороны, очень быстро восстанавливается и поэтому не тормозит процесс, а с другой, не менее быстро опустошается, что не позволяет проходить боевые участки банальным нахрапом — регулярно приходится отскакивать в сторону кувырком и давать герою возможность перевести дух.
Сцена после победы над «боссом». Главных противников, к слову, нельзя назвать ни заурядными, ни излишне сложными.
Crossing Souls — неожиданное, но очень приятное откровение. Да, все мы привыкли, что порой у разработчиков получается уловить нужное настроение и выдать какой-нибудь заметный ностальгический продукт, радующий скучающих по былым временам игроков. Но дебютанты из Fourattic умудрились сделать не только (и не столько) это — они выпустили самодостаточное произведение в духе 80-х, которое цепляет не только своим «олдскульным» нравом, но и проработанной культурной основой, а также выверенным, отлично сбалансированным геймплеем.
Crossing Souls — это как тот самый DeLorean, машина времени от мира видеоигр, будоражащая воображение и сулящая захватывающие открытия. Неужели вы бы не поддались искушению и не решились бы попробовать?
Плюсы: отличное интерактивное приключение, достоверно передающее дух подростковой киноклассики; очень удачное и органичное сочетание разных жанров; тонна отсылок к культовым фильмам и играм; регулярная смена локаций, настроения и типа геймплея; добротная история.
Минусы: в сюжете при большом желании можно разыскать какие-то условности и нелогичности.
Насколько я понял, видеообзора игры не будет. Но можешь посмотреть stopgame.ru/show/97588/crossing_souls_ot_dushi_dushevno_v_dushu или stopgame.ru/show/97680/refand_iconoclasts_tesla_vs_lovecraft_crossing_souls_red_strings_club_i_drugie, если хочется кратко. Там тоже уделили время игре.
Вот ДА. Я в 3 захода проходил, потому что горело пипец из-за геймпада. Никогда не бомблю, если мой косяк, но прям БЕСИТ, если это косяк софта, техники или механики и геймдизайна:D