Как бы мы ни старались, следить за актуальным игропотоком — невозможно. За день в Steam может выйти десяток игр, и над большинством разработчики действительно стараются. Увы, это самое большинство неизбежно давит само себя, сливаясь в неразличимое месиво.
Я считаю, что главная задача StopGame.ru как сайта — помогать вам найти лучшее из игр, а потому мы должны адаптироваться к новым правилам и подбирать новые разделы. Обзоры традиционно посвящены актуальным проектам, а для маленьких шедевров, о которых мы узнали по прошествии какого-то времени, лучше придумать отдельную рубрику с понятным названием.
В дюбютном выпуске этого предельно нерегулярного формата я расскажу, как нашёл для себя идейную последовательницу мистических триллеров 80-х. Отчасти — наследницу детской серии книг «Ужастики», отчасти — спин-офф Life is Strange. В начале 2016-го Night School Studio выпустила Oxenfree.
https://www.youtube.com/watch?v=NAhrOoNR4ng
Когда книга не лучше
Герои мистической истории — болтающие без умолку подростки. Они говорят много, быстро и подозрительно литературным для их возраста языком, а официальной русской локализации нет. Помимо болтовни в игре много вариативности, но практически нет геймплея, а тот, что есть, — очень сомнительного качества.
Если ничто из вышеперечисленного вас не смущает, то добро пожаловать на борт маленького парома, который возит людей с материка на прибрежный островок. На борту три пассажира: главная героиня, её сводный брат и друг. На острове их ждут ещё две девушки, с палатками, гитарой и пивом; пляжная ночёвка на заброшенном острове — досуг, от которого не отказываются.
Достойный повод для зависти. И история, похоже, была интересная.
Об острове ходит множество слухов. Главное туристическое развлечение — бродить с небольшой ручной радиостанцией в поисках «несуществующих частот». Из-за странной аномалии здесь можно уловить сигналы, которые никто не передавал: слова, звуки и диалоги. А если ночью забраться в светящуюся пещеру и покрутить ручку, то… вы запустите шестерёнки хорошей истории.
Oxenfree изумительно справляется с созданием интриги и нагнетанием напряжения. Под «синтвейвовые» мотивы подростки встречаются с чем-то по-настоящему неизвестным и непонятным, чуть ли не лавкрафтовским. Спустя два-три часа для игрока ситуация немного проясняется, и ужасу приходит на смену деятельное «Как спасти себя и друзей?» или «Как побыстрее свалить?» — тут уж выбор в ваших руках.
В этом платформере есть только одна заслуживающая внимания игровая механика — диалоги, отчасти напоминающие разговоры из работ Telltale Games. Персонажи энергично беседуют, а у вас есть три-четыре секунды на выбор, три реплики и возможность угрюмо промолчать. Короткое нажатие клавиши заставит вас перебить собеседника, длительное удержание — дождаться, когда он закончит мысль.
Сравнение с Telltale чисто техническое: в диалогах Oxenfree куда больше жизни. Большую часть времени они не двигают события: герои быстро договариваются идти на другой край острова и просто заполняют болтовнёй радиомолчание, обсуждая происходящее или внутренние конфликты. Из-за этого каждый отдельный диалог как будто не играет роли, вторичен в восприятии глобальной задачи, а выбор реплики как для игрока, так и для персонажа — вопрос сиюминутный.
Неудачник это запомнит. А вы, скорее всего, быстро забудете.
Баловаться с этой механикой за четыре — шесть часов прохождения не надоедает, хотя от объёмов сказанного устаёшь достаточно быстро. Тупые дети, ввязавшиеся в неведомо что, не затыкаются ни на минуту, и это — главная проблема и главное достоинство Oxenfree. В зависимости от приоритетов играющего.
Одеяло с мистики, хтонического ужаса и «олдскула» сильно перетянуто в сторону личных переживаний героев. Недавняя смерть брата, скорая необходимость выбирать место дальнейшей учёбы, попытка управляться с симпатиями и антипатиями внутри маленького коллектива, застрявшего на острове, — всё это сделано очень искренне, очень обаятельно и с передачей в ваши руки полного контроля над ситуацией. Немного неуместно на фоне привидений, но ничего.
Диапазон ролевого отыгрыша широк, как и спектр ситуаций. Раскручивать сцены можно в нужную вам сторону: персонажи не забывают о сказанном через две фразы, а полностью меняют тон обсуждения с вашей подачи — это одни из самых динамичных разговоров, которые я видел в играх вообще. Ещё и интересные.
Как перестать беспокоиться и не слушать чушь
Если душевные терзания вас давно утомили, то есть компромисс: не старайтесь слишком глубоко погружаться в игру. Избыток болтовни ощущается, только если вы стремитесь охватить весь игровой контент и дослушиваете каждый диалог до конца. Чит в том, что фраз всегда сильно больше, чем времени на непосредственное движение из левой части уровня в правую. В итоге при нормальном прохождении (если не останавливаться в конце уровня, чтобы дослушать) вы успешно пропустите большую часть ерунды, сконцентрировавшись на загадочной истории. Тогда получите достаточно плотный триллер.
Раскручивание треугольника точно не кончится ничем хорошим, но интересно!
Игра умело нагоняет страх и сюр: то ли привидения, то ли боги, то ли пришельцы постоянно тестируют вас, вселяются в бедных детишек, забрасывают в параллельные реальности и временные петли. Заставляют видеть то, чего нет, задают смертельно важные вопросы, на которые вы не знаете ответа, и заставляют вернуться в собственное прошлое.
Мне хотелось, чтобы эта часть игры была более развита, — уж слишком атмосферной она получилась. Вы ходите с небольшим радио в надежде поймать странную волну, выйти на контакт с чем-то потусторонним. А когда всё-таки выходите — чувствуете реальную угрозу и жалеете, что вообще сюда сунулись.
Игре удаётся создать ощущение полного контроля над историей: вы выбираете, в каком порядке посещать локации, кого брать с собой, а кого оставить. С кем налаживать контакт, а кого отталкивать. Не рискну сказать, что в ваших руках весь ход событий, но ощущение, что вы — причина каждого следующего происшествия, — это прекрасно. Главное, чтобы финал не разочаровал.
Не совсем спойлеры
Мне не понравилась развязка тайны, которой дразнят на протяжении всей игры. Мистика оказалась не мистикой, а напряжённой и вполне конкретной научной фантастикой. Объяснение ситуации в финале даётся предельно исчерпывающее, не оставляющее никакого пространства для загадки. Что, с одной стороны, хорошо, а с другой — что-то не то по сравнению с какими-нибудь «Очень странными делами», где за кадром остаётся ровно столько, сколько нужно воображению.
А ещё как-то нигде к слову не пришлось, что тут красиво.
Несмотря на небольшие недостатки в балансе содержания, после прохождения Oxenfree мне остро захотелось поделиться этой игрой. Она стильно выглядит и новаторски ощущается. Это игра про тайну, которая большую часть прохождения выдержана безупречно, и про болтовню, которую я готов признать почти инновационной. А главное, что всё, что от вас требуется, — один вечер без сбора всякой побочной ерунды. Лаконичное приключение, вызывающее острое чувство ностальгии как по лучшим произведениям в жанре, так и по самим себе десятилетней давности.
Кстати, следующий проект этих разработчиков, Afterparty, — про то, как бухать с чертями в аду. И уж если кто и сможет сделать игровую «тарантиновщину», то это они.
Обязательно пишите в комментариях, нужны ли на главной StopGame обзоры игр, которые были сайтом упущены. Предлагайте своих кандидатов (во что и даже кому играть), и, возможно, эстафетную палочку перехватит кто-то из других авторов.
Нет, не нужен. Ищущий да найдёт, а журналисты пусть держат руку на пульсе. Да, многоуважаемый главный редактор, я знаю, что вы все, что делаете, пытаетесь превратить в работу. И я очень уважаю этот подход. И тут приходит в голову одно слово. «Блоги»?
Эх, была бы на сг норм система оценок где тебя могут минусить только согласные с твоей стороной, но не аргументами (как на холиварсе)… Но имеем что имеем, спорить можно и аккуратно :D
Предлагаю рассмотреть Odin Sphere Leifthrasir. Очень классная и красивая во всех смыслах игра, которую серьезно так проигнорировали на stopgame, к сожалению (на metacritic 87 баллов при 49 рецензиях). Очень хотелось бы увидеть хоть какое-то мнение от редакции.