Мы привыкли, что survival-игры, как правило, проходят в максимально некомфортных условиях — мрак, темень, непроходимый лес, выжженная земля, дождь, мороз по коже и иней на экране, в наушниках то завывает зомби, то грохочет какая-нибудь радиоактивная буря. Хочется сделать всё необходимое и больше сюда никогда не возвращаться. А вот в Subnautica, напротив, зачастую хочется не выживать, а именно жить…
Можете представить, как всё это хочется потрогать в шлеме виртуальной реальности!
Рай и ад под водой
Из нашего превью 2016 года вы знаете необходимые подробности. Действие разворачивается на покрытой водой океанической планете, над которой разбился научно-разведывательный корабль «Аврора». Главный герой едва успел забраться в спасательную капсулу и приземлился недалеко от места падения.
Кругом вода, запасов еды и питья мало, связи с родиной и остальными выжившими нет, а нам нужно как-то посреди всего этого выживать — добывать пропитание, искать ресурсы, изготавливать важные предметы, чтобы в итоге найти способ улететь с планеты.
Но улетать как-то не спешишь. Мы плаваем среди рифов и кораллов, ловим разноцветную рыбку, которая чуть ли не сама идёт нам в руки, готовим из неё что-нибудь питательное, сканируем разнообразную флору и фауну, глазеем по сторонам и поражаемся тому, как реалистично выглядят брызги воды, стекающие по экрану, или как прекрасны местные закаты, меняющие цвет волн. Особенно бесподобна Subnautica в шлеме виртуальной реальности. Именно так, кажется, должны выглядеть интерактивные видеопроспекты, рекламирующие дайверские туры на Бали.
Тем более что при желании вы можете как усложнить себе задачу, играя в режиме одной жизни, где смерть сразу же приводит к «геймоверу», так и максимально облегчить, отключив зависимость от еды и питья. А в режиме «Креатив» счётчика здоровья нет вовсе, все рецепты и чертежи доступны изначально — играй, плавай и строй в своё удовольствие.
В игре очень подробная база данных, которая постоянно пополняется.
Базовый инстинкт
Однако успех и привлекательность Subnautica объясняется тем, что красота и медитативность тут сочетаются с очень подробными, отлично проработанными survival-механиками.
Даже если вы отключите факторы голода, обезвоживания и кислорода, заставляющие постоянно кого-то ловить, готовить и через каждые пять минут всплывать на поверхность, чтобы набрать воздуха в лёгкие, то останется весьма внушительная система «крафта» всего и вся. Она реализована очень удобно, наглядно и позволяет изготавливать не только очевидные вещи вроде ремонтных инструментов, ножей и ласт, но и целые подлодки, батискафы, экзокостюмы и даже полноценные базы, которые ещё нужно грамотно проектировать, лично прокладывая трубы, размещая различные узлы и электростанции. Потом ещё все это можно и нужно улучшать, делать из редких ресурсов модули и «апгрейды», позволяющие быстрее плавать, глубже погружаться, дольше дышать и лучше защищаться от разнообразных хищников.
Морской царь
Кроме того, Subnautica не хуже, а в чём-то и лучше, чем No Man’s Sky, транслирует чувство исследования — мы постоянно находим новые биомы, сканируем и изучаем местную флору и фауну, узнавая об их свойствах, порой очень неожиданных и полезных. Также после сканирования становятся доступны многие новые чертежи — это стимулирует постоянно исследовать и изучать, погружаться всё глубже в бездны инопланетного океана, испытывая одновременно чувства страха, восторга и предвкушения новых открытий.
Наконец, в Subnautica даже есть сюжет — вполне интересный, а не фоновый, как это часто бывает в таких играх. Он, конечно, ненавязчивый, не изобилует моральными дилеммами и кат-сценами, но держит в напряжении. Прежде чем наконец построить ракету и улететь домой, нам придётся узнать страшную тайну планеты, заразиться неизвестной хворью, найти от неё лекарство и пообщаться с местным морским Императором. А в перерывах мы принимаем радиосигналы от выживших, ищем их капсулы, исследуем базы и лаборатории древней расы Предтеч, а иногда даже выбираемся на сушу.
«Крафт» и строительство осуществляются через удобные терминалы.
В долгожданной релизной версии Subnautica авторы улучшили интерфейс, изменили часть чертежей и набор нужных для них ресурсов, уменьшили мощность некоторых «апгрейдов» для нашего подводного транспорта. Но суть осталась прежней: Subnautica — пожалуй, самый красивый на сегодня «сурвайвл», который зачастую напоминает симулятор дайвера, выехавшего отдохнуть и поплавать куда-нибудь на Мальдивы или на острова в Тихом океане. Но при этом тут есть и очень подробная, хардкорная механика выживания, позволяющая строить подлодки и целые базы, и интересный сюжет, и ощущение исследователя, постоянно открывающего что-то новое. Единственное, чего пока тут не хватает, — это кооператив. Но в релизной версии появились некоторые намёки (речь прежде всего о капсулах времени), которые позволяют надеяться на то, что в игру рано или поздно будет добавлен и мультиплеер.
Плюсы: проработанная механика выживания; удобная и подробная система «крафта»; возможность строить подлодки и базы; шикарная графика и атмосферный звук.
Разве что на совсем ранних этапах или в режиме «Креатив» (хотя я сам в этот режим не играл, поэтому с уверенностью сказать не могу). Очень быстро придется покинуть начальный биом, а за его приделами уже таится опасность. Плюс здесь есть запас воздуха и из-за этого медитативно и расслабленно не по плаваешь.
Но, на мой взгляд, по сравнению с ABZU, здесь намного лучше ощущается «толща» воды, само пребывание в ней, то как главный герой плавает. Возможно, это за счет вида от первого лица. Плюс здесь очень крутой саунд дизайн, создающий атмосферу водного мира.