South Park: The Stick of Truth, вышедшая три года назад, стала образцом того, как надо делать игры по фильмам и сериалам. Даром что первоисточник был весьма специфическим, что, впрочем, нисколько не умаляет заслуг Obsidian Entertainment. Скорее наоборот: сохранить высокий накал страстей, бушующих в каждом эпизоде South Park, — непростая задача. Разработчики с ней справились на ура. Авторам простили даже то, что сам геймплей, если отбросить весь сопутствующий антураж, смотрелся весьма непритязательно и представлял собой типичной игровой процесс JRPG средней руки.
Подобный успех издателю пришёлся по вкусу, и Ubisoft, поменяв компанию-разработчика (теперь это внутренняя студия Ubisoft San Francisco совместно с South Park Digital Studios), анонсировала продолжение — South Park: The Fractured But Whole. Не обошлось без парочки ставших уже привычными ещё с первой части переносов релиза, но теперь всё наконец позади — Южный Парк снова открыт для всех любителей пердежа приключений.
Для Картмана, как всегда, приходится разъяснять довольно очевидные вещи.
«Как хочется вернуться в городок…»
Детище Мэтта Стоуна и Трея Паркера (Matt Stone, Trey Parker), конечно, не «Симпсоны», но за двадцатилетнюю историю сериала было обыграно столько сюжетов и показано так много различных историй, что выбор основы для сценария игры был практически безграничным. Авторы решили остановиться на переживающих сейчас очередной пик популярности комиксах о супергероях. Знатоки «Южного Парка» должны помнить приключения Енота (в исполнении Картмана) и его соратников и противников, впервые появившихся в South Park ещё в 2009-м.
The Fractured But Whole продолжает супергеройскую тему: если «Палка Истины» была пародией на фэнтези во всех его проявлениях, то здесь в центре внимания… нет, не спасение мира (или кошек, как можно было бы подумать в начале игры), а борьба за лидерство в создании собственной франшизы между двумя командами супергероев. Очевидный пинок в сторону противостояния DC и Marvel, но, само собой, «Южный Парк» не был бы «Южным Парком», если бы не прошёлся и по всему остальному. Высмеивают всех и вся: политику, религию вообще и священнослужителей в частности, семейные отношения, систему образования, полицию, геев и натуралов, матерей главных героев, в конце концов… Сочетание изобретательной сатиры и тупейших фекальных шуток неизменно радует — всё как полагается в South Park.
Можно повстречаться и как минимум перекинуться парой слов практически со всеми более-менее значимыми персонажами, которые встречались в сериале на протяжении почти трёх сотен серий. Заметно, что игра создавалась в первую очередь для тех, кто давно следит за приключениями четырёх школьников и их друзей. Отдельные моменты могут быть совсем непонятны тем, кто не разбирается в яркой жизни небольшого городка в штате Колорадо. С другой стороны, поклонники сериала будут чувствовать себя как рыба в воде — повторяется ситуация с первой частью, которая оказалась настолько близка к первоисточнику, что производила впечатление просто ещё одного эпизода, в котором можно самому управлять героями.
«Мясо, матюки, убийства и голые сиськи»
Ту же самую первую часть, несмотря на все похвалы, можно было и немного поругать: скудные боевая и ролевая системы привели к тому, что сражения (которых в «Палке Истины» хватало) получились довольно скучными. Их хотелось побыстрее пропустить, чтобы добраться до очередной кат-сцены или ролика. Над этим обещали поработать.
Сортирный юмор тут на каждом шагу. Кто сказал, что это плохо? Только не в South Park!
Хорошая новость: не обманули — поработали, многое заметно улучшили и разнообразили. Новость плохая: все усилия мало повлияли на конечный результат — рядовые бои всё равно воспринимаешь как помеху, и весёлого в них мало. Не без исключений, конечно: радуют схватки с участием двоюродного брата Кайла, привыкшего «играть не по правилам» (в буквальном смысле), или отдельные бои с «боссами», в которых всегда происходит что-то забавно-безумное.
Сами сражения, как и прежде, пошаговые. Поле боя разделено на ячейки, по которым можно двигаться, причём локации бывают совершенно разными — от самых маленьких до гигантских. За один ход каждый персонаж может переместиться на свободную клетку и использовать одну из четырёх способностей либо применить предмет из инвентаря. В нашей команде есть места максимум для четырёх бойцов (почти всегда состав партии позволено изменить прямо перед боем), а вот противников обычно побольше, причём порой новые появляются уже во время схватки.
Здорово, что особые умения уникальны практически у каждого противника, а не только у главных героев. Фантазии авторов было где разгуляться: шестиклассники могут кидаться шариками с мочой и козявками, девочки царапаются ногтями, а реднеки могут и бутылкой по голове заехать. Вполне в духе «Южного Парка», благо персонажей и локаций в нём хватает на любой вкус — битва со стриптизёршами в ночном клубе или сражение со священниками-извращенцами в кладовке церкви будут типичными примерами здешних встреч с недругами.
Как бы то ни было, сражения в The Fractured But Whole далеко не в центре внимания. Рядовых драк с шестиклассниками, ниндзя или девчонками-изюминками (это всё отдельные фракции, кстати) можно избежать с помощью банального бегства — если это допускается сюжетом, конечно.
Человек-пук спешит на помощь
Поменяли и ролевую систему. Доступных классов теперь аж дюжина. Опробовать все сразу не получится, но по мере прохождения можно создавать мультикласс — Картман подсобит, пусть для этого и придётся вернуться к ужасным (по мнению всё того же Картмана) событиям раннего детства главного героя. Вообще, заполнение анкеты персонажа с указанием не только его класса, но и таких важных в Южном Парке особенностей, как пол, религия, расовая принадлежность и многие другие, происходит не на старте, а постепенно, в процессе выполнения различных миссий.
Один из самых забавных боёв в игре — хитрый братец Кайла меняет правила прямо во время сражения. Жаль, что большинство остальных схваток получились куда более пресными.
Артефакты и расходуемые в боях предметы можно получить несколькими путями: найти (пришлось быстро приучиться обшаривать каждый шкафчик), снять с поверженного врага, купить или создать из подручных материалов. Расходники и деньги в изобилии валяются в тех же шкафах, ящиках и сумках по всему городу. До некоторых добраться будет не так-то просто — придётся проявить смекалку или позвать на помощь друзей. Наконец, не забыта и «пердёжная магия», причём использовать её можно как в бою, так и во время путешествия по городу.
Сам по себе Южный Парк достоин отдельного упоминания. Городок отлично перенесён из сериала в игру, и можно с удовольствием побродить по знакомым местам. Кроме таких прогулок и выполнения сюжетных заданий в нём есть чем заняться: второстепенные квесты вроде поиска плакатов с яоем или расклейкой фотопортретов мистера Адамса в нужных местах, решение различных головоломок, позволяющих достать «лут» из труднодоступного места, разговоры с обычными жителями, селфи с ними для новых подписок в «Енотограмме»… Наконец, посещение многочисленных туалетов для использования их по прямому назначению — при помощи небольшой мини-игры, конечно. Все эти многочисленные занятия, помимо всего прочего, приносят опыт, благодаря которому наш персонаж растёт в уровне.
Памятуя о сравнении первой части с самим сериалом, можно смело сказать, что разработчикам удалось и на этот раз создать видеоигру, ни в чём не уступающую первоисточнику. Конечно, были опасения, что без Obsidian Entertainment удержать столь высокую планку качества будет непросто, но сейчас уже ясно — обошлось. Если «Палка Истины» показала всем наглядный пример того, как надо делать игровые адаптации, то The Fractured But Whole не менее наглядно показывает, как должно выглядеть продолжение.
Однако всё уже на грани — отличия от первой части минимальны, и в следующий раз (если он будет) придётся менять геймплей заметно сильнее. Пока же, как и раньше, в отрыве от великолепного сеттинга игровой процесс смотрится весьма слабо.
Ничего такого, обычный день в Южном Парке.
Если честно, минусы можно смело списать на придирки. Поклонникам South Park вторую часть пропускать нельзя ни в коем случае, пусть и воспринимается она снова как ещё один из эпизодов сериала. Зато перед нами «Южный Парк» как он есть: фирменный чёрный юмор, знакомые персонажи, достойный полнометражного фильма сюжет — что ещё для счастья надо?
Плюсы: все достоинства сериала заботливо перенесены в игру — и этого достаточно.
Минусы: сражения с рядовыми противниками по-прежнему скучны; иногда приходится долго добираться к цели миссии через весь город.
Но, как говорится, «имеющий уши — да услышит».