Дождались: 14 июля стратегия об одном из ключевых конфликтов XIX века покинула-таки «Ранний доступ». Это не первый выпуск Ultimate General и не первая игра сериала, посвящённая Гражданской войне в США, — была ведь ещё Gettysburg. Но если та выстроена вокруг единственной битвы и её театра действий, то здесь собран весь букет баталиста. И оба сражения при Булл-Ран, и Шайло, и Фредериксберг, и Колд-Харбор — при таком разбросе авторы скрупулёзно подошли к диспозиции полков и к ходу битв, который благодаря дневникам очевидцев можно восстановить едва ли не поминутно. Тем удивительнее, что за разработку ответственны не американцы, а украинская студия Game Labs.
Johnny has gone for a soldier
Что мы знаем о Гражданской войне в США? Это короткий (1861 — 1865), но очень насыщенный период истории и военного дела. Обе противодействующие армии на ходу учились использовать картечницы Гатлинга, казнозарядную артиллерию и нарезные ружья, открывали нюансы окопной тактики и недостатки наступления сомкнутым строем. Впервые столкнулись на море броненосцы, впервые получили распространение донные мины и торпеды, впервые подлодка атаковала корабль. С одной стороны, этот конфликт запомнился отменой рабства, а с другой — концлагерями: живые скелеты из Андерсонвилля попали в объективы фотокамер гораздо раньше, чем узники Освенцима. Так что же мы знаем о Гражданской войне в США? Да практически ничего — на уроках истории в школах о ней не рассказывают. Но рассказывает ли Ultimate General: Civil War? Вот в чём вопрос.
От баталий с участием десятков тысяч солдат захватывает дух, но взгляд невольно цепляется за халтурно нарисованные заборы.
Произведение Game Labs здорово напоминает игру в солдатиков, только масштабную и основательную. Ключевых режимов у стратегии два: можно участвовать в отдельных сражениях либо пройти кампанию, освещающую весь ход войны — от захвата форта Самтер до побед генералов Шермана (William Sherman) и Гранта (Ulysses Grant). Но какой режим ни выбери, сперва нужно определиться со стороной конфликта — контролируем мы Союз (Север) или Конфедерацию (Юг). Солдаты последней хорошо мотивированы, но всегда в меньшинстве, а северяне, несмотря на численный перевес, чаще предпочитают не грудь в крестах, а голову в кустах. Что, в общем-то, более-менее соответствует обстановке того времени.
Кроме флага важна специальность главнокомандующего. Тактик получает дополнительное подразделение, под руководством стратега войска быстрее набираются опыта, а тыловик лучше снабжает солдат припасами. Правда, после первых же битв открывается возможность менять навыки в любом направлении — за счёт баллов, присуждаемых за успех. Скажем, был у нас генерал-снабженец, а мы ему дополнительно разведку и поддержку боевого духа влепили. То же самое с командирами полков, дивизий и корпусов, которых можно рекрутировать за игровую валюту в академии и обучать по мере накопления боевого опыта.
Но не офицерами едиными — в Ultimate General: Civil War уделяешь внимание и заботе об армии. Во время передышек между сражениями игра предлагает формировать новые полки, закупать оружие для пехоты, конницы и артиллерии. Тут представлены практически все модели «огнестрела» времён Гражданской войны в США, включая, сложно поверить, модификации. Но вот подвох: дорогая винтовка может быть точна, однако совершенно бесполезна в рукопашной, зато дедов мушкет за пару баксов чрезвычайно эффективен как оружие ближнего боя. Впрочем, денег, вырученных за очередную битву, никогда не хватает на полное перевооружение, а дорогих «стволов» в магазине — раз-два и обчёлся. К счастью, формируемые вручную полки и даже корпуса мало влияют на баланс. Ведь что такое две тысячи на фоне двадцати? Это скорее приятный бонус, чем спасательный круг.
На новый полк пехоты нужна тысяча ружей, а в таком количестве — только ширпотреб.
Всё гениальное просто
Лучше всего Civil War раскрывает себя с тактической стороны. В вашем распоряжении четыре рода войск: пехотные полки, стрелковые батальоны, конница и артиллерийские батареи. И у всех подразделений свои показатели морали, опыта, а в зависимости от вооружения — и общей эффективности. На поле боя войска полностью в вашей власти. Лёгкий росчерк курсора намечает для них манёвр, строи переходят с шага на бег, бросаются в атаку либо удерживают по приказу занятые позиции, всадники спешиваются для помощи пехотинцам, а ради флангового удара по батареям опять седлают коней. Диспозицию лучше выбирать с толком, потому что лес или дома дают бонус к защите и скрытности, а с холмов открывается простор для канониров.
Жизненности происходящему добавляет форс-мажор вроде закончившихся пуль (на этот случай есть фургон с боеприпасами), отступления деморализованного обстрелом полка или бегства дезертиров с поля боя. Правда, геймплей ограничивается маневрированием и обменом жизней на победные тактики по выгодному курсу. Рытья окопов, прокладки железных дорог, возведения мостов, равно как и инженерных войск, здесь нет. Зато есть шанс проиграть, понеся слишком большие потери или не выполнив задачу.
Искусственный интеллект, управляющий врагами, тоже не даёт заскучать. То возьмётся продавливать линию обороны с фланга, то, наоборот, уходит в глухую защиту. За милую душу уничтожает брошенные без защиты пушки, охотится за обозом и жёстко наказывает за бестолковые атаки кавалерии. А иногда — совсем по-живому осторожничает. Например, в эпизоде кампании, где освещена переправа войск Союза через реку Раппаханнок напротив Фредериксберга. Сколько в городе конфедератов, они не знают, поэтому, несмотря на колоссальный перевес в числе, атакуют довольно вяло и чаще используют артиллерию. То, как авторы игры нашли баланс между историческими фактами и работой алгоритма, достойно восхищения.
Та самая переправа через Раппаханнок: для историзма не хватает разве что тумана, позволившего северянам возвести мосты под огнём миссисипских снайперов.
Но что разработчикам удалось лучше всего, так это простота интерфейса и управления, с которым при желании сладила бы и ваша бабушка. Пускай здесь нет обучающего режима, он, откровенно говоря, и не нужен. Ведь даже незаметные на первый взгляд нюансы всё равно постигаешь на ходу. Добавьте сюда предельную ясность целей у каждой главы кампании: продержи позиции до такого-то часа, возьми такое-то укрепление, отрежь вражеский форт от снабжения. Хотя особо крупные битвы разбиты на несколько эпизодов и театров боевых действий, заблудиться в них так же сложно, как дома на собственной кухне. Что хорошо и плохо одновременно.
Рвётся там, где тонко
Игра исторична не только тем, что здесь опосредованно представлены известные личности — и генерал Ли (Robert Edward Lee), который полюбил бы войну, не будь она так ужасна, и мастер манёвра Томас «Каменная Стена» Джексон (Thomas Jackson), считавший, что лучше потерять сто человек на марше, чем тысячу в бою, и другие полководцы того времени. И не только внимательно восстановленной топографией: вот эта улица, вот этот дом. Увы, она следует букве архива ещё и в сценарии. У игрока не получится в корне изменить ход событий, к чему мы привыкли, например, в исторических стратегиях студии Paradox. То есть как ни крути, а конфедератов на улицы Вашингтона и Филадельфии не приведёшь — верх всё равно берёт Север. Простите за спойлер, конечно.
https://youtu.be/Q6euddMwH6w
Порой доходит до обидного. Ты из кожи лезешь вон, чтобы удержать позиции с минимумом потерь, героически теснишь наступающего врага, сминаешь хитрым манёвром его тылы, и тут тебе сообщают, что, дескать, пора отступать. Врагов слишком много и поступил приказ. Оно-то понятно: кто стал бы спорить с историческими фактами? Однако у человека, более-менее знакомого с событиями Гражданской войны, пропадает часть интереса. С другой стороны, при хронологической дотошности, игра слабо передаёт дух эпохи. Сравнивать не совсем корректно, но всё же. У Мартина Скорсезе (Martin Scorsese) в «Бандах Нью-Йорка» есть эпизод, когда в порт прибывают сбежавшие от голода в Ирландии иммигранты, — рекрутёры тут же выдают им мизерное жалованье, вручают ружья и садят на другой корабль, с которого сгружают на берег гробы с уже убитыми ирландцами. Минутная сцена фильма даёт больше смысла и понимания, чем всё произведение Game Labs.
UG — отнюдь не УГ, но из-за своей механической простоты и строгой привязанности сценария к учебнику истории поклонников жанра она увлечёт ненадолго. Продукт рассчитан скорее на массовую аудиторию, проявляющую интерес к прошлому США, чем на хардкорных стратегов, закалённых теми же Europa Universalis или Hearts of Iron. В любом случае познакомиться с Ultimate General: Civil War явно стоит — если не сейчас, то дождавшись скидок на распродаже в Steam.
Плюсы: увлекательная и исторически достоверная игра в солдатиков; стратегия понравится тем, кто хотел бы в доступной форме получить представление о ходе боевых действий той войны; даётся легче других военных стратегий; много масштабных битв с участием десятков тысяч «юнитов».
Минусы: нет мультиплеера, нет морских сражений, в тактике нет инженерных опций; жёсткая привязка к исторической хронологии.
«Продукт рассчитан скорее на массовую аудиторию, проявляющую интерес к прошлому США, чем на хардкорных стратегов, закалённых теми же Europa Universalis или Hearts of Iron. „
офигенно глобалки парадоксов где тактики нет вовсе сравнивать с тактической стратегией типа “кодекса войны». Игра как раз не для массовой аудитории. Массовой аудитории сражения «линиями» вообще не понятны. Что показывает комменты на стиме.