Сегодня, как известно, очень популярны игры про выживание и про космос. И про выживание в космосе, на какой-нибудь неизвестной планете или заброшенной станции. Поэтому к очередной представительнице этого жанра заранее относишься с предубеждением. Скепсис этот усиливается, когда узнаёшь, что игра поддерживает Oculus Rift, — сразу вспоминается не слишком удачный опыт ADR1FT и других проектов, которые больше похожи на технологическую демонстрацию с минимумом геймплея.
Всё это — и космос, и выживание, и поддержка виртуальной реальности — есть и в The Solus Project. Однако скепсис в отношении новой работы авторов замечательной адвенчуры The Ball улетучивается быстрее, чем день сменяет ночь на планете Gliese-6143-C, куда занесло главного героя.
Все найденные записи аккуратно заносятся в дневник.
Остаться в живых!
Фабула в The Solus Project одновременно проста и трагична. В недалёком будущем Земля, как и вся Солнечная система, была уничтожена, но незадолго до этого человечество успело отправить несколько кораблей-колоний на поиски новых миров, где можно было бы начать всё сначала. Один из таких кораблей вышел на орбиту планеты Gliese-6143-C, но потерпел крушение, а наш подопечный оказался единственным, кто в спасательной капсуле добрался до поверхности. И теперь он чуть ли не последняя надежда человечества на выживание.
После такой завязки кажется, что ты всё уже заранее знаешь про эту игру. Сейчас нас заставят собирать всевозможные ресурсы, что-нибудь «крафтить» и мастерить, искать еду, разжигать костры и отбиваться от агрессивных аборигенов. И первые минуты только подтверждают эти догадки: собираем из подручных материалов факел, тащим в карман консервы и бутылки с водой и замечаем среди характеристик героя такие привычные показатели голода и обезвоживания.
Да и глобальная цель вполне укладывается в эту привычную концепцию — нужно найти запчасти для телекоммуникационной вышки, которую мы должны построить, чтобы выйти на связь с остальными кораблями-колониями. Поэтому те, кому такие игры поднадоели, рискуют быстро удалить The Solus Project и со спокойной совестью забыть о ней. И зря.
У природы есть плохая погода!
На самом деле The Solus Project выгодно отличается от многих аналогов. Во-первых, сама планета Gliese-6143-C проработана очень подробно и интересно. Агрессивных аборигенов тут практически нет, зато можно встретить необычные формы флоры и фауны, например каких-то ежей (ну очень похожи!), которые боятся огня и света и с криками разбегаются прямо у вас под ногами.
На поверхности планеты страшно, неуютно и хочется домой.
Наш главный враг — сама природа и климат планеты. Здесь постоянно меняется погода: то дневная жара, то пробирающий до костей холод по ночам, то снег, то ливень с градом, то землетрясение, то смерч или метеоритный дождь… Плюс постоянные приливы и отливы. Поэтому кормить, поить и укладывать героя спать мало — он может получить солнечный удар, намокнуть, утонуть, умереть от переохлаждения. Приходится искать источники тепла, согреваться, сушиться или, наоборот, прятаться в тени и искать крышу над головой, чтобы укрыться от дождя или шторма. При этом все эти погодные пертурбации, как и в целом весь ландшафт планеты, выглядят очень эффектно и красиво — даже без Oculus Rift.
Во-вторых, тут нет никакого «рандома» — все локации сделаны «вручную», и исследовать их действительно интересно. Тем более что на них полно всяких секретов, хорошо припрятанных вещей и артефактов, которые дают временные или постоянные бонусы — повышают сопротивляемость к холоду или к жаре, увеличивают уровень здоровья, скорость перемещения, добавляют место в инвентаре, улучшают качество сна и так далее.
Наконец, игра совершенно не перегружает вас поиском ресурсов и «крафтом». Тут не нужно мастерить верстаки, двери, дома и оружие. Всё ограничивается простыми и логичными вещами: срезаем сухую траву, чтобы разжечь её, когда нужно будет устроиться на ночлег рядом с источником тепла; наполняем пустые бутылки водой; собираем факел или молот, с помощью которого можно разбить каменные стены в некоторых местах.
Тайна третьей планеты
Самое же главное, The Solus Project — это приключение с элементами выживания, а не наоборот. Авторы прежде всего хотят рассказать интересную историю. И поэтому очень грамотно, мягко, но настойчиво ведут нас по сценарию, сменяя открытые, подверженные всем ветрам и дождям локации какими-то подземельями, заброшенными комплексами и храмами, где начинается полноценная сюжетная адвенчура.
Герой устаёт при беге, но его факел почти никогда не гаснет — даже под дождём.
Там выясняется, что на этой планете когда-то жили чуть ли не такие же люди, как мы. Попадаются скелеты, саркофаги, гробницы, какие-то механизмы и закрытые двери. Соответственно, мы преодолеваем ловушки, ищем ключи, дёргаем рычаги. Ничего особенно сложного — максимум требуется положить камень на нажимную платформу, налить воды в специальную ёмкость, чтобы где-нибудь открылась дверь, или перепрыгнуть по колоннам. Кроме того, иногда нужно использовать портативный телепортатор, выстреливающий на определённое расстояние специальный диск, к которому можно переместиться.
Да, полноценных головоломок тут нет. Зато есть исследование локаций, интригующая история и атмосфера. Повсюду — разные наскальные записи и рисунки, из которых мы постепенно узнаём историю цивилизации, населявшей эту планету: чем жили её обитатели, какие у них были легенды и боги и что с ними случилось. А ещё собираем разбросанные то тут, то там записи погибших членов нашей экспедиции, которые также полны интересных подробностей.
При этом во всех этих подземных храмах и комплексах очень темно и периодически очень страшно. То появится какой-то инфернальный сгусток огня, преследующий вас, и приходится драпать от него со всех ног, бешено соображая на ходу, куда же спрятаться. То в гробнице, полной скелетов и пугающих записей, прямо у вас за спиной обнаружится толпа страшных маленьких человечков (мёртвых детей?) с чёрными впадинами вместо глаз — и вот уже бежите не только вы, но и мурашки по вашей коже.
В такой ситуации элементы выживания отходят на второй план — авторы намеренно разбрасывают повсюду съедобные растения и «безопасные зоны» с бесконечными источниками еды и питья.
Некоторые виды еды восполняют калории, но вызывают жажду.
The Solus Project похожа на какой-нибудь новый фильм с банальным названием и скучным описанием — мимо него можно легко пройти, посчитав, что всё это вы уже видели. А потом вы узнаете, что это отличное кино, посмотрите его лично и убедитесь, что чуть не пропустили настоящую находку. Поэтому специально для тех, кто пролистывает рецензии в поисках заключения и оценки, сообщаем — это не очередная «выживалка», а интересная и атмосферная игра, в которой вы чувствуете себя первооткрывателем, исследующим неизвестную планету и её тайны.
Плюсы: интригующий сюжет; интересные локации, которые хочется изучать; проработанная планета со своим климатом и необычными формами жизни; обилие «лора»; нет бесконечного сбора одних и тех же ресурсов и перегруженного «крафта»; выверенная атмосфера; шикарная графика и разнообразная музыка. Минусы: квестовая часть может показаться слишком простой и однообразной.