Космические стратегии в жанре 4X со времён зарождения жанра словно преследует какое-то проклятие. Каждая новая подобная игра будет либо клоном Master of Orion, либо весьма посредственным продуктом со множеством проблем и совсем небольшой базой поклонников. Избежать подобного и стать неплохой, но в то же время оригинальной космической стратегией удалось немногим: из последних можно вспомнить Sword of the Stars, Distant Worlds, Endless Space — вот, пожалуй, и всё. Да и тут без оговорок не обойтись — первые две борются друг с другом за право обладания наградой «Самый неудобный интерфейс», а третья получилась суховатой.
Ничего удивительного, что интерес к новой глобальной стратегии от Paradox Interactive на тему космоса поднялся на необыкновенную высоту сразу же после анонса — уж слишком заманчивые перспективы рисовали разработчики в своих дневниках. Шведы из Paradox умеют делать игры, причём сложные, глубокие и оттого ещё более интересные. Информация о грядущем релизе только подогревала любопытство: нам обещали уникальные геймплейные механики, типичный для «парадоксов» живой мир, удобный и внятный интерфейс… Все замерли в ожидании — впервые за долгое время космическая 4X могла получиться той самой «игрой мечты».
Быть пацифистом в Stellaris — не самый простой путь.
Через тернии к звёздам
Stellaris даёт понять, что она не такая, как все, с самого начала. Великолепная музыка, как нельзя лучше передающая дух космических исследований, и атмосферный арт, посвящённый пейзажам далёких планет, ждут игрока уже в главном меню. Сразу же вспоминаешь «Космических рейнджеров», успех которых стал возможным во многом благодаря отличной работе художников и композитора. В отличие от большинства 4X, предлагающих достаточно пресный геймплей, во всём опирающийся на цифры, графики и таблицы, Stellaris не забывает и о настроении и стилистике.
Как обычно, новая игра начинается с выбора своей империи и настроек галактики, где будет происходить грядущая битва за господство во вселенной. Конструктор цивилизации — подробнейший: можно выбрать расу из шести основных видов (есть даже разумные грибы), её внешний вид, биологические особенности, этику и, наконец, форму правления. Хотите сделать империю отвратительных рептилий-ксенофобов, превыше всего ставящих военное дело, — запросто. Миленькие лисички-монархисты, дружелюбные к другим формам жизни и поклоняющиеся древнему богу, — без проблем. Здесь же выбираются предпочтительный для заселения вид планет, основное оружие и один из трёх возможных типов межзвёздных перелётов.
Все эти особенности нужны не просто так — каждая из них напрямую влияет на геймплей. Например, при военной диктатуре увеличен возможный лимит флота и уменьшены затраты на содержание кораблей, а мирная этика даёт штраф к урону армии, зато поднимает прирост пищи. Это далеко не все возможные эффекты — на полное описание комбинаций уйдёт отдельная статья. Выбор стартовых особенностей весьма важен, и делать его необходимо исходя из предполагаемого стиля игры. Не забывайте, впрочем, о ролевом отыгрыше — как во многих стратегиях от Paradox, ему и здесь найдётся место.
Когда своя империя наконец создана, выбраны количество будущих братьев по разуму и размер галактики, приходит время отправиться в неизведанное.
«Чайник Рассела». Шутить разработчики умеют, но скатываться в постоянное зубоскальство не собираются — юмора в игре в меру.
Тайны галактики
И снова разительное отличие Stellaris от других игр: если там привычен дикий «раш» прямо со старта — как можно дальше разослать корабли разведки, как можно быстрее начать активную экспансию, — то здесь всё гораздо спокойнее и куда интереснее.
Исследовательский корабль, находящийся на орбите, можно отправить на изучение родной системы, а затем и соседних звёзд. Пока объект не исследован, с ним ничего не сделать — строить добывающие или научные станции можно только там, где уже побывали учёные. Исследование не сводится к банальному сканированию всего и вся в пределах доступности — в дело вступает уникальная механика событий, одна из лучших находок игры.
К примеру, после обследования планеты может появиться сообщение, что исследователи обнаружили на ней таинственный артефакт. Его можно изучить, получив различные бонусы, но при неудаче есть риск потерять корабль. И дело не ограничивается единственным выбором — событий только для исследователей великое множество, причём многие из них представляют собой целую цепочку ветвящихся вариантов развития ситуации, приводящих порой к самому непредсказуемому результату. Более того, те самые стартовые настройки империи тоже могут влиять на исход.
Учёные, а также губернаторы и адмиралы, кстати, отдельные личности со своими особенностями характера вроде «перков» персонажей из Crusader Kings II. Кроме управления научным кораблём они могут принимать участие в работе исследовательских лабораторий, продвигающих науку империи, и баллотироваться на выборах.
Вместо привычного древа технологий здесь всё отдано на волю «рандома» — в каждом из трёх разделов науки (физика, социология и инженерия) мы выбираем один из случайно предложенных вариантов технологий. Кроме того, кое-какие технологии можно получить и мгновенно — с помощью тех самых событий.
Над системой дипломатии, как и над многим другим, ещё работать и работать.
За исследовательскими кораблями идут строители, которые возводят добывающие станции, приносящие один из двух основных видов ресурсов — энергокредитов и минералов. Империя понемногу растёт, и рано или поздно приходит время встретиться с братьями по разуму.
Близкие контакты третьей степени
И опять здесь всё по-своему оригинально. Чтобы взаимодействовать с инопланетной расой, её для начала нужно изучить (это отдельное исследование в разделе науки) и найти общий язык. Милитаристы-ксенофобы никогда не уживутся с пацифистами-ксенофилами, а материалист вряд ли будет прислушиваться к мнению религиозной расы (снова в деле те самые стартовые настройки империи). С соседями можно торговать, заключать союзы и договоры и, само собой, воевать.
Дело не ограничивается одними лишь развитыми цивилизациями: на некоторых планетах встречаются разумные существа, ещё не вышедшие в космос. И с ними тоже можно взаимодействовать! Станция наблюдения на орбите такой планеты позволяет либо удалённо изучать младших братьев по разуму, либо нагло вторгаться в их жизнь, засылая замаскированных агентов влияния. Последние со временем подготовят население к вмешательству извне, и в нужный момент планета станет ещё одним населённым миром нашей империи вместе с новой расой. Всё это порой сопровождается очередными цепочками событий: иногда местные жители могут заподозрить неладное и основать свой аналог XCOM для борьбы с пришельцами.
Наконец, примитивную цивилизацию можно без затей завоевать, отправив корабль с десантом, а всех недовольных со временем уничтожить. Если, конечно, этика вашей империи позволяет устроить геноцид (есть здесь и такое).
Куда же без космических пиратов? В отличие от бандитов из Distant Worlds, здешние флибустьеры звёздных морей особых проблем не доставляют.
Возня с внутренними проблемами занимает не меньше времени, чем внешняя политика. Воевать, конечно, придётся, но война здесь далеко не на первом месте, что опять-таки выгодно отличает Stellaris от собратьев по жанру. Да и вряд ли получится завоевать всю галактику целиком — большие империи могут столкнуться не только с растущим сепаратизмом, но и с так называемыми кризисами поздней игры. Это может быть таинственная угроза из соседней галактики, рой космических монстров, уничтожающих всё живое, или восстание роботов. Преодолеть подобные трудности смогут далеко не все.
Звёздные войны
К борьбе стоит готовиться заранее, уделив достаточное внимание проектированию и постройке военного флота. Конструктор кораблей, уже давно ставший визитной карточкой космических 4X, в Stellaris не так подробен, как хотелось бы. До великолепного во всех отношениях конструктора из StarDrive ему ещё очень далеко: максимум, что может игрок, — это выбрать корпус и распределить системы и орудия по свободным ячейкам.
Война может начаться по множеству различных причин, будь то нехватка места для экспансии, или наличие «вкусной» системы на границе двух империй, или просто несовпадение этических норм двух соседей. Никто не отменял и банальное восстание сепаратистов из-за недовольства политикой государства. Военная часть мало чем отличается от предыдущих стратегий шведов и получилась наименее проработанной среди остальных игровых механик — тем, кто знаком с Europa Universalis или Crusader Kings, будет легко разобраться в происходящем.
Совсем скоро свободного места для мирного развития не останется. А это значит, что война не за горами.
Военный аспект представлен большей частью на макроуровне. Игроку предстоит решать, каким будет состав флота, куда и когда отправлять его в бой, а не заниматься отдачей приказов непосредственно во время сражения. Микроконтроля здесь нет — если флотилия вступила в схватку с врагом, то остаётся лишь наблюдать за происходящим (можно разве что приказать отступить). Пусть игра и не об этом, тем не менее хочется какой-никакой настройки тактики флота, если уж напрямую управлять каждым боевым судном нельзя.
На самом деле, подобную фразу о необходимости более глубокой проработки того или иного аспекта можно сказать практически обо всём. Что дипломатия, что внутренняя политика пока ещё совсем простые, особенно если сравнивать с другими творениями Paradox. Шпионажа и вовсе нет — нонсенс для 4X. Впрочем, всё это наверняка поправят — в отдельных DLC, само собой. Скорее всего, как это было с Crusader Kings II, дополнения начнут выпускать в огромных количествах, а суммарные затраты на покупку всех превысят цену игры в несколько раз. Кроме официальных аддонов нельзя забывать и о модах — движок Clausewitz весьма дружелюбен к различного рода модификациям.
Космическая битва на орбите чёрной дыры. Stellaris умеет быть красивой в подобные моменты.
Тем не менее даже сейчас от стратегии трудно оторваться. Фантастический мир далёкого космоса, в котором можно творить историю собственной цивилизации, неожиданные встречи и открытия, безжалостные войны и крепкая дружба абсолютно разных рас, распад великих империй и возвышение примитивных видов… Здесь есть место и ролевому отыгрышу, и строгим расчётам, а огромное количество случайных событий позволяет забыть обо всём, кроме судьбы своей цивилизации.
Да, при пристальном рассмотрении Stellaris пока ещё представляет собой скелет концепции, который в будущем должен обрасти DLC. Баг погоняет багом, интерфейс далеко не столь удобен, как хотелось бы. Но стоит признать, что Paradox Interactive удалось создать уникальную игру. И она надолго останется эталоном глобальных космических стратегий — Stellaris уже стала самым успешным стартом компании (за сутки было продано более 200 тысяч копий), а значит, разработчики будут развивать стратегию. Игру ждёт долгая и насыщенная жизнь.
Плюсы: живущая сама по себе галактика; множество возможностей для отыгрыша и разнообразие игровых механик; атмосферные музыка и дизайн. Минусы: баги; большую часть контента придётся дожидаться в DLC; теперь на сон остаётся совсем немного времени.
Согласен. Союзники втянули в войну против местные империалистов, поглощающих одну империю за другой. Боевая мощь флотов: мой — 4к, первого союзника — 2к (новая фракция, отделившаяся после войны от одного из соседей), второй союзник — 5к, вражеский — 4.5к. Собственно бой уже начался, я прихожу на помощь союзникам. Результат: вражеский флот уничтожен, флот обоих союзников уничтожен, у меня остается восемь эсминцев с суммарной боевой мощью в 900 очков — у меня ставка была на ракетное оружие, а у врагов были мощные ПРО и лазеры, от которых у меня с союзниками не было защиты! Благо, я до этого боя прыгал от системы к системе, уничтожая верфи, и противник не смог восстановить флот.
Играем с другом три ночи уже. Давно у нас не было такого: «Погоди-погоди, сейчас вот линкор пересоберу» и приходишь в сознание через пару часов. Причем давно уже взрослые дядьки. Отсутствие подробной тактической составляющей нельзя считать диким минусом. Например, меня только не очень устраивает почти полное отсутсвие маневров и невозможность расстановки сил, в итоге каждая битва равных противников куча мала. Относительно ориентации по исходам боя на показатель силы флота: тут все неоднозначно. Товарищ упор сделал на ракетное вооружение в итоге вчера слил 10-тысячный флот 8-тысячному. Причем упор на какие-то конкретные типы кораблей тоже неявно работает. Можно разнести 50 корветов 5 линкорами и 7 крейсерами, а можно потерять 5 линкоров, 10 крейсеров и 15 эсминцев в бою с всякой мелочью. Относительно статистики: обещали в ближайшем патче как раз развернутую статистику по боям и исследованиям. Сообщения о исследованиях действительно можно легко пропустить, но в этом нет ничего страшного. Идет накопление очков каждого типа исследований и в дальнейшем они расходуются. Если навести на информационную панель, то видно количество очков в хранилище. Мультиплеер очень неплохой. При обрыве связи игра ставиться на паузу и в дальнейшем предлагается выбор, что делать. Это меня особенно порадовало. Среди стратегий в этом году, возможно, только Hearts of Iron 4 выстрелит.
Говорят если смешать PS b Stellaris получилась бы супермегодрайв игра века. Эх.