Samorost 3: Обзор

Кирилл Волошин 2016-04-08 22:11:50 11
Так уж получается, что именно в Чехии особенно много сюрреалистов. Можно вспомнить таких корифеев жанра, как Йозеф Шима (Josef Sima) и Ян Шванкмайер (Jan Svankmajer), а в 30-е годы прошлого века даже была создана группа «Чешские сюрреалисты». Якуб Дворски (Jakub Dvorsky), лидер студии Amanita Design, продолжает эти традиции. Но переносит их не только на холст или экран, но и в пространство видеоигр. Его дипломная работа в пражской Высшей школе прикладного искусства была не картиной или анимационным фильмом, а именно игрой, что немало удивило преподавателей и заставило их снизить оценку до четырёх баллов. Тем не менее Samorost в 2003-м году стала локальной сенсацией и фактически породила отдельный жанр этаких минималистских квестов. Потом ещё были вторая часть, Machinarium и Botanicula и множество последователей и подражателей. Но сам Якуб по-настоящему вернулся в индустрию только с выходом Samorost3.
После завершения сюжетной линии можно свободно перемещаться между всеми планетами и выполнять какие-то действия/решать загадки, чтобы открыть все достижения.

Гномик в космосе

В Samorost Дворски фактически придумал собственную версию «Маленького принца»: посреди бесконечного чёрного космоса левитируют странные планеты, на одной из которых живёт смешной гном в колпаке и валенках. При этом большинство планет, комет и астероидов — крошечные. В первой части гномик должен был спасти родину от столкновения с астероидом, во второй — найти собаку, похищенную инопланетянами.

Механика была подчёркнуто незамысловата (кто-то скажет, что даже примитивна), но интересные загадки, музыка и необычный визуальный стиль всё искупали. Странные здания, сомнительного назначения механизмы, улитка с молотком, белка с лицом девушки — игры напоминали то ли сказку, то ли сон.

Постоянность Дворски

Конечно, за те годы, что прошли с момента официального анонса Samorost3 в 2013-м году, да и с релиза первой части, в жанре многое изменилось. Даже в Machinarium и Botanicula появилось множество элементов современных квестов и адвенчур. А вот в своей новой работе Якуб принципиально игнорирует всё это: спустя тринадцать лет перед нами всё та же трогательная история в минималистских тонах, где космический корабль можно построить из ванны и пластиковой бутылки, редкие диалоги заменяют картинками, а большинство действий игрока сводится к «кликанью» по активным точкам.

Да, появилась возможность иногда взаимодействовать с окружением с помощью предметов, но таковых, как правило, не больше двух. Полноценного инвентаря по-прежнему нет — как и мини-игр, спецспособностей, перемещений во времени, переключения между персонажами и всего прочего, чем сегодня так любят наполнять квесты.

Разве что масштабы выросли — в третьей части больше тридцати экранов против семи в каждой из двух предыдущих, а на прохождение уйдёт уже часов 5 — 6, а не 1 — 2, как раньше. Да и сюжет получился более… масштабным, что ли. Посетив девять уникальных планет, наш гном в колпаке должен в итоге победить огромного железного дракона — руками приличных размеров робота, чем-то смахивающего на переевшего гормонов роста Бендера из «Футурамы».
На экране тут постоянно что-то движется, пищит, выражает эмоции и хлопает глазками.

Сюр, бред, сон или сказка?

Понятно, что такие игры — не для всех. И для кого-то увеличение масштабов в данном случае означает лишь увеличение «бреда, наркомании и извращённой логики, а точнее, её отсутствия». Зачем совать ключик в пузо какого-то насекомого (!), зачем давить пузыри на панцире огромной черепахи (!!), почему мы должны заставлять петь трёх странных крокодилов, дирижируя ими с помощью камышей (!!!)? К чему всё это и что здесь вообще происходит? Может быть, не зря тут везде полно огромных грибов (да и amanita — это, если что, мухомор)?

Проще списать всё на то, что авторы чего-то переели. Сложнее понять, простить и принять весь этот окружающий сюр и фантасмагорию. Но если уж вы приняли, то перед вами откроется удивительный, необычный и крайне интересный мир, который живёт, дышит и постоянно чем-то поражает, благо картинка стала ещё детальнее, сочнее и красивее. Ну а в поисках ускользающей логики теперь всегда можно обратиться к книге с подсказками.

А вот действительно немного напрягает то, что многие загадки по сути своей не изменились со времён первой части. Мы, например, всё так же на протяжении всего прохождения заставляем всяких козявок-букашек петь, дирижируем ими и играем в местный аналог «Угадай мелодию» (точнее, надо не угадать, а запомнить и повторить). К слову, повторов много — не раз и не два наш гном будет дёргать за усики жуков, бегать туда-сюда и прикладывать свою трубку к разным существам и даже неодушевлённым предметам, чтобы вызвать их дух и получить какую-нибудь информацию.
Людям, страдающим боязнью насекомых, в этой игре придётся несладко…

Впрочем, Samorost3, как и прошлые игры Якуба Дворски и компании, не о загадках и даже не о жуках-кометах, поющих крокодилах и писающих животных. Они о том, как маленькие, но храбрые герои бросают вызов, казалось бы, непреодолимым обстоятельствам и совершают какое-нибудь экзистенциальное путешествие, полное опасных и забавных ситуаций, удивительных существ, грусти и юмора. И вот за то, что авторы спустя столько лет снова подарили нам такое путешествие, им хочется сказать огромное спасибо. И пожать ногу.

Плюсы: удивительный мир; серьёзно возросший масштаб; необычные загадки и ситуации; живая картинка; обилие разнообразной музыки.
Минусы: некоторые загадки по своей механике мало отличаются друг от друга; встречаются повторы и излишняя беготня между локациями; логика порой слишком уж странная или вовсе отсутствующая.

Другие новости

Комментарии

Выставлять Изумительно квесту с убогими задачками и примитивным сюжетом — непрофессионально. То есть оценка тупо за графон. Своих денег эта безделушка не стоит. Просили бы руб 200 — может продажи были бы получше. Жадность фраеров сгубила.
п/с Машинариум в свое время прошел с удовольствием.
Это тот самый случай когда покупаешь игру, чтобы разработчик получил материальную благодарность.
Квест (англ. quest), или приключенческая игра (англ. adventure game) — один из основных жанров компьютерных игр, представляющий собой интерактивную историю с главным героем, управляемым игроком.
Жаль игра так слабо продается сейчас только 12,960 ± 2,730 продано в стиме.
Игра чувство, игра эмоция. По ощущениям (не по принципу) напоминает волкинги, типа Dear Esther. Когда через некоторое время игры обнаруживаешь себя по самые уши в выдуманном автором мире. А какая музыка создающая то самое настроение! На такое способен, разве что, ну… Марк Морган.
Все комментарии