Вы будете правы, если скажете, что всякая новинка на рынке контроллеров для игровых консолей или персональных компьютеров создана только с одной целью — ради заработка дополнительных золотых монет в казну разработчика устройства. Однако не всегда все было так прозаично. Если вернуться в прошлое и вспомнить, как появилась самая простейшая мышка, без которой мы долгое время не могли даже представить себе работу за компьютером, то станет ясна логика всех подобных, важных для мира техники изделий, включая сенсорные дисплеи. Произошло сие грандиозное событие в далеком-предалеком 1964-м году, когда большинства наших читателей (да что там кривить душой — и почти всей редакции StopGame.ru) еще и на свете не было. Некий Дуглас Карл Энгельбарт (Douglas Carl Engelbart) из Стэнфордского исследовательского института взял кусок дерева, выпилил и склеил из него коробочку, а в ней установил два колесика с датчиками их оборотов. Благодаря такой конструкции коробочкой можно было елозить по ровной поверхности в любом направлении. С переменным успехом и не без погрешностей каждое ее движение датчики регистрировали по двум осям — X и Y. Именно по этой причине самая первая мышка получила название «позиционный индикатор икс-игрек». В дальнейшем молодые аспиранты Стэнфордского института, помогая руководителю, придумали этому устройству дизайн, воплотили его в первом прототипе современной мышки и почивали на лаврах изобретения Дугласа, который, кстати говоря, получил заслуженную награду.
Создатель компьютерной мышки Дуглас Карл Энгельбарт и его первое изобретение.
Похожим образом на свет появились и вышеупомянутые сенсорные дисплеи. Шестью годами позже, чем мышка, — в 1970-м. Преподаватель Университета штата Кентукки Сэмуэль Херст (Samuel C. Hurst) просто замучался постоянно считывать данные с примитивных лент самописцев. Тогда он начал размышлять о том, каким образом можно довести обработку огромного количества лент до автоматизма, высвободив тем самым себе время для пития, например, кофейных напитков и просмотра любимых журналов. В разработке грандиозного плана ему решили помочь такие же обленившиеся единомышленники. Когда они получили первое работающее устройство, получившее позднее имя Elograph, оно представляло собой дигитайзер, определяющий координаты касания при помощи резисторов. Единомышленники стали первопроходцами в этой сфере и создали компанию Elotouch для коммерческого выпуска таких экранов, чувствительных к касанию пальцев рук и, в частности, помогающих решить проблему ручной обработки лент самописцев.
Но вот пришел двадцать первый век — пора внедрения передовых технологий в рядовые семьи. В любой развитой стране уже имеются все возможности для снабжения населения и высокоточными мышками, и видеоприставками, например, с беспроводным контроллером Wii Remote от Nintendo, а теперь в этом году еще и Kinect от компании Microsoft с конкурентной разработкой PlayStation Move от Sony взбудоражили наши умы. Раньше и представить себе было невозможно, что обычный, с виду вменяемый человек начнет скакать и кривляться перед телевизором, будто тот его понимает и принимает в свой мир железа и пластика. Но вот будущее уже здесь, среди нас. На первый взгляд невероятная футуристическая разработка должна была просто-напросто взорвать мир и заставить всех поголовно купить себе Xbox 360 вкупе с контроллером Kinect. Но на деле оказалось все не совсем так.
Несмотря на популярность Kinect, у него есть недостатки — например, необходимость наличия большого помещения для игр.
За прошедшие месяцы 2011-го года редкий любитель игр, путешествующий по просторам Интернета, оказался в стороне от регулярно поступавших слухов и новостей об этих устройствах. Мы, конечно, специально для них напомним, что при помощи Kinect и PS Move владельцы игровых консолей Xbox 360 и PlayStation 3 получили возможность испытать совершенно иные впечатления от видеоигр благодаря беспроводной технологии захвата движений и распознавания жестов. Например, Kinect заставляет нас забыть про всякие там манипуляторы, о чем напоминает слоган его маркетинговой кампании — «контроллер без контроллера». В обоих случаях разработчики решили продлить жизнь своим консолям вот таким новаторским подходом до выпуска новых поколений видеоприставок.
И все же у обеих разработок есть недостатки. Так, Kinect славится примитивностью геймплея созданных для него немногочисленных игр, требовательностью к просторности помещения, а также некоторым несовершенством системы распознавания движений игрока. Несмотря на это, активная рекламная кампания Microsoft принесла ей неплохие финансовые результаты от воплощения этой идеи в жизнь. Например, в «Книге рекордов Гиннеса» появилась такая статья: «Kinect стал самым быстро распродаваемым потребительским электронным устройством». Да что там «Гиннес» — детищу Microsoft удалось по этому показателю обставить даже iPhone и iPad: за первые четыре месяца ей удалось продать более десяти миллионов своих контроллеров. Для того чтобы как-то использовать свое приобретение, покупатели в дополнение к Kinect скупили более десяти миллионов совместимых с контроллером игр. Представьте, как рады были издатели, которые не ожидали такого мощного эффекта от небольших вложений в слегка доработанный интерфейс на первый взгляд обычных семейных аркад.
Контроллер Microsoft KinectЯвляется периферийным устройством для игровой приставки Xbox 360, разработанным Microsoft. Kinect позволяет пользователю взаимодействовать с консолью без помощи игрового контроллера — через устные команды, позы тела и показываемые объекты или рисунки. Программное обеспечение при помощи 3D-камеры осуществляет полное трехмерное распознавание движений тела, мимики лица и голоса игрока. Уникальный микрофон позволяет Xbox 360 производить локализацию источника звука и подавление шумов, что дает возможность говорить без наушников и микрофона Xbox Live. В России контроллер продается с новыми приставками Xbox 360 Slim, но также доступен и отдельно по цене порядка 6500 рублей.
Однако не забываем, что Microsoft Kinect оказался на рынке не одинок. Параллельно ему компанией Sony был разработан контроллер Move для PlayStation 3, который оказался очень похожим на продвинутый Wii Remote, поскольку его также нужно держать в руках во время игры. Но главным преимуществом такого подхода к контроллеру стала крайне высокая степень точности позиционирования движений. Более того, Sony изначально поставила себе задачу при разработке PlayStation 3 обеспечить ее видеоиграми с наиболее сложным, интересным и уникальным геймплеем. Таким образом, у PS Move оказались широкие перспективы стать эдаким излюбленным игровым инструментом «хардкорщиков». К тому же число игровых эксклюзивов под Kinect заметно отстает от своего японского конкурента. Но, несмотря на это, владельцы PlayStation 3 уже как год не торопятся приобрести контроллер Move, из-за чего дела у Sony идут не так хорошо, как ей хотелось бы. Kinect игроки полюбили больше ввиду его футуристической технологии, которая сама по себе интереснее и свежее существующих разработок.
Дальше дела пошли интереснее. Ведь никто бы и подумать не мог, что к игровой технологии проявят интерес исследовательские компании. Благодаря этому компания Sony переключилась на платформу ПК. Для нее это серьезный рынок программного обеспечения разработчиков в различных сферах жизни. Так, благодаря точности позиционирования PlayStation Move и набору инструментов Move.Me появились невероятные возможности в самых разных областях науки, включая медицину, астрономические, географические и другие научные исследования. Но и здесь принятое Sony решение обеспечить инструментарием Move.Me пользователей ПК не оказалось новым. Корпорация Microsoft летом этого года уже дала добро на разработку официального комплекта разработчика Kinect, совместимого с ПК, чем подорвала надежды Sony на статус первопроходца. При этом если для работы с Kinect достаточно всего лишь самого устройства и компьютера, то инструментарий Move.Me требует персональный компьютер, контроллер Move с камерой PlayStation Eye и дополнительное подключение PlayStation 3, на которой и производится обработка захвата движений.
Контроллер Sony PlayStation MoveПредставляет собой манипулятор для видеоприставки PlayStation, разработанный компанией Sony. При помощи контроллера Move и камеры Eye отслеживаются движения игрока, на которые следует реакция игры, обеспечивая тем самым непосредственное и интуитивно понятное управление игровым процессом. Устройство подключается посредством Bluetooth-соединения. Контроллер оснащен гироскопом с тремя степенями свободы, трехосевым акселерометром и датчиком, улавливающим магнитное поле земли. Имеет семь клавиш, обладает функцией обратной связи и датчиком ускорения. Работает на расстоянии до трех метров от источника подключения. В России продается в стартовом комплекте «PlayStation Move Starter Pack» (PS Move + камера Eye Camera + демо-диск Starter Disс) по цене 2500 рублей. Поставляется также в комплекте с игровой приставкой и отдельно. Дополнительно на выбор представлены различные аксессуары и насадки — рули, теннисные ракетки, пистолеты, мечи, луки и так далее.
Более того, Microsoft уже предоставила SDK для всех желающих в рамках личного пользования. Благодаря этому в Интернете сегодня существует огромное количество примеров использования контроллера для, например, дистанционного пролистывания сайтов в браузере, управления роботом и так далее. Пока, правда, нет возможности создания на базе него продукции для дальнейшей продажи. В начале 2012-го года будет запущена коммерческая программа Microsoft Kinect, в рамках которой также запустят игровую версию для настольных компьютеров.
Кстати говоря, вышеупомянутый робот является наиболее известным примером успешного применения контроллера в серьезной практике использования SDK для Kinect. Благодаря 3D-камерам и бесконтактному управлению оператор робота может лучше ориентироваться на местности и, соответственно, эффективнее управлять своим «аватаром». На базе этой идеи был разработан прототип робота-спасателя, способного спасти жизни многих людей, пострадавших в природных и техногенных катастрофах. На данный момент ничего подобного об использовании Move.Me слышно не было. Эксперты уверены, что PS Move был разработан просто в качестве конкурентного ответа на имеющиеся в распоряжении Nintendo и Microsoft новаторские контроллеры. Резюмируя, мы можем утверждать, что Kinect добился несколько большего успеха, нежели PlayStation Move. Хотя последний тоже нашел немало поклонников среди любителей игр, переманив на свою сторону приверженцев Wii Remote от Nintendo. В любом случае, на протяжении всего 2011-го года и Microsoft, и Sony удалось показать нам новые возможности взаимодействия с видеоиграми и компьютерными технологиями. Ответим на вопрос заголовка: тенденции последних месяцев года обещают в ближайшем будущем развитие достижений обеих компаний — теперь исследователи и научные деятели получат новые инструменты для воплощения своих идей в жизнь и создания изобретений на основе таких контроллеров. Значит, перспективы определенно есть! Несмотря на некоторые недостатки Kinect и PS Move, технологическую революцию по крайней мере одному из них все же удалось провернуть. Будем надеяться, что это только начало. Особенно в преддверии выхода новых игровых консолей.