Если вы помните, кто такой Томонобу Итагаки (Tomonobu Itagaki), — либо вы очень любите японские игры, либо вы матёрый «олдскульщик». Потому что создателя Dead or Alive и реаниматора Ninja Gaiden не видно уже семь лет. Как раз в этот период геймдев Страны восходящего солнца успел очень прилично отстать от западного. Свежая работа мастера боевых жанров это только подтверждает.
Перекаты, укрытия… Так грустно, что хочется курить.
Call of Видеосалон
Завязка Devil’s Third типична для японских сценариев. Она балансирует на грани фильмов категории В и совсем откровенного трэша: в результате атаки на орбитальные спутники большая часть электронных устройств в мире вышла из строя, начался повсеместный хаос, правительства пали. За терактом стоит группа русских оперативников, а значит, спасти мир может только их бывший товарищ, Иван, отбывающий пожизненный срок за терроризм в комфортной камере Гуантанамо с собственной барабанной установкой. Он лыс и курит прямо за укрытием, носит тёмные очки и обладает чудесным русским акцентом, а его торс забит татуировками в виде иероглифов. После такой вводной разрубание людей на две части с помощью мачете и волшебные уколы, позволяющие не пить и не есть пять дней и не заражаться всеми известными вирусами, воспринимаются как норма.
Сразу нас погружают в брутальный слэшер пополам с ура-патриотичным шутером. Врагов можно кромсать обломком трубы, катаной, топором лесоруба, маленьким томагавком и большой кувалдой, ножом, голыми руками и ещё пятком видов подручных средств. Управляется всё с помощью двух кнопок, отвечающих за слабый и сильный удары. Ещё Ваня умеет блокировать и уворачиваться, а при наведении камеры на противника прыгает метров на двадцать и бьёт так, что тот разлетается на части. Проводим серию за короткий период времени — накапливаем духовную скрепу энергию, достаточные резервы которой включают местный режим «на стероидах». Всё это круто, мощно и кроваво, но чаще придётся стрелять, прикрывая американских коммандос.
Боевичок из Devil’s Third при этом очень, очень средний. Скрипты правят бал и не дают зайти врагам в спину, злодеи в костюмах химзащиты застревают в лестницах и не видят вас в упор (маска перекрывает обзор?), задания состоят из того, что каждый уважающий себя геймер уже десятки раз делал. Нет, видны определённая старательность и попытки авторов разнообразить. Поначалу — за счёт паркура и управления техникой, дальше — с помощью вкраплений из жанра ужасов. Когда на сцену выйдут монстры, Ивана будут помещать в закрытую комнату с кучей мутантов, пугать выпрыгивающими гадами, даже знаменитую сцену встречи с самым первым зомби из первой Resident Evil воспроизведут. Но вообще хоррор-моменты не лучшая часть игры.
Освещение и взрывы будто вернулись из прошлого.
Несмотря на все попытки внести оригинальность, кажется, что настолько неизобретательный шутер сделать трудно. Кроме того, кампания оказалась очень короткой. Максимум на прохождение — десяток часов, «спидраннеры» справятся раза в два быстрее. Если, конечно, разберутся с безумной сложностью местных «боссов» — эти парни абсолютно невменяемы, убивают парой ударов и просто не дают времени подумать над тактикой, заставляя бесконечно отскакивать или комично кружить с зажатой клавишей ускорения. Но им надо отдать должное: если бы не ключевые противники, игровой процесс в сюжетной части не оставлял бы никаких существенных отметок в памяти.
Верните мой 2007-й
Судя по всему, знаменитый в прошлом гейм-дизайнер пропустил в своей жизни большую часть технического прогресса последнего десятилетия. Иначе неясно, почему консоль, способная воспроизводить третью часть Pikmin или Bayonetta 2, не справляется с картинкой, будто пришедшей из 2007-го года. Угловатые причёски, похожие на ворох перьев. Угловатые тела героев, бегающих по маленьким угловатым локациям. В критические моменты частота кадров при этом опускается ниже плинтуса. Даже на приличные текстуры и спецэффекты можно не рассчитывать.
Удивительно, но игра всё-таки увлекает и держит в напряжении в течение большинства миссий. Отчасти делает своё дело баланс заданий и общий дизайн — он далеко не плох. И конечно, локомотивом трэша выступает рукопашный бой — зрелищный, быстрый, жестокий. Лучше всего удались ситуации, когда Ванька входит в пустой ангар, из-под крыши на него лезет десяток негров с ножами кукри, и герою приходится скользить вперёд в стиле Сэма Гидеона да проламывать черепа. Может быть, дело ещё и в том, что на приставке с планшетным контроллером почти нет подобных боевиков.
Ваня с голым торсом скользит по усеянному осколками полу без единого разрыва.
Энциклопедия невыдуманного трэша
И уж точно нет на японской консоли такого обширного сетевого режима, точнее, такого числа режимов. Мультиплеер Devil’s Third огромен и существует будто параллельно истории бывшего русского зэка. Привычно создав персонажа (все остальные внешности потом можно будет докупить), игрок оказывается на перепутье, которое былинным богатырям и не снилось, — тут аж десять вариантов развлечения, хоть и не все открыты сразу. Можно организовать аналог «Королевской битвы» на восьмерых, где каждый сам за себя. Можно сразиться командами или сойтись стенка на стенку врукопашную. Но интереснее фирменное японское безумие, словно пришедшее из дальневосточных телепередач. В одном из вариантов мультиплеера надо ловить куриц и удерживать их для получения очков. В другом — кидать фрукты в специальный механизм.
Механика сражений вполне продумана. Соперники не видны на карте, пока не начнут стрелять, за помощь коллегам начисляют баллы, уровни пусть и не блещут оригинальностью, но оставляют простор и для любителей перестрелок на ближних дистанциях, и для снайперов. Ошибки в подключениях крайне редки, а людей вполне достаточно для большинства режимов.
Прибавьте к этому всё многочисленное оружие из кампании и возможность улучшать показатели персонажа с помощью экипировки — и получите потенциальный хит. Но, к сожалению, групповые битвы несколько подпорчены. Прежде всего, из-за элементов free-to-play. Так как ближе к концу года онлайн-режим выйдет отдельно на PC и будет бесплатен, он делался с расчётом на внутренние покупки. Всё оружие и вещи приобретаются за внутриигровую валюту, которой обычно не очень много. Но её можно получать с помощью золотых яиц, и они стоят уже реальных денег, от 29 рублей за штуку. Так что если вы захотите костюм в виде коробки Снейка, то придётся заплатить. Можно просто «задонатить» — и это в ААА-проекте за 60 евро! Кроме того, всё-таки сетевой режим Devil’s Third — для тех, кто давно и часто играет в такое. Это не Splatoon, способная приобщить к онлайну даже тех, кто никогда не выходит в Сеть. А большая часть фанатов мультиплеерных шутеров обитает на других платформах. Поэтому уровень команд и внутреннего взаимодействия здесь довольно низок.
В миссиях можно подбирать предметы-трофеи.
Именно возясь с курицами и бананами, понимаешь глобальный замысел Итагаки. Нет, он не безнадёжно далек от современных боевиков, умеющих ставить акценты на зрелище или определённых «фичах». Он не просто любит тупые фильмы тридцатилетней давности и позволил себе схалтурить, став заложником долгой разработки и смены платформы.
На самом деле автор создал прекрасную энциклопедию трэш-культуры. Все эти мастера кунг-фу с длинными седыми усами, капральские несмешные шутки, «босс»-вертолёт, сцена из Resident Evil, издевательства над Metal Gear и брутальный герой, бьющий киберниндзя с похожими на кавайных зверей мутантами, — это оттуда. Если бы Итагаки знал про Гульмэна, в Devil’s Third был бы Гульмэн. Люди, воспитанные на фильмах киностудии «Трома», будут в восторге. Но без соответствующего «бэкграунда» лучше пройти мимо.
Плюсы: неплохие рукопашные бои; много разнообразных сетевых режимов; дистиллированный трэш в сценарии. Минусы: заурядная стрельба; устаревшая на восемь лет графика; примитивный искусственный интеллект; «донат» в мультиплеере; лютый, безумный трэш в сценарии.
Да слился уже давно Томонобу сан, теперь только и остаётся что околачивать среди наших издателей, да расхваливать Русь матушку, чтобы ему растроганный простой люд косточку погрызть кинул. В остальном мире он уже никому нахер не нужен(