Первая часть Spider появилась ещё на заре App Store, в 2009-м году. Она собрала отличную прессу, но для пользователей осталась по большей части незаметной. Шесть лет спустя инди-команда Tiger Style, уже получившая свою порцию лучей славы благодаря сильной Waking Mars, выпускает нежданный сиквел приключений паука в заброшенном доме.
Камео Годзиллы.
Паук-квестовед
Да, пауки. Пауки никогда не меняются. Они едят насекомых и плетут свои сети в укромных местах, покинутых человеком. Этим и предстоит заниматься на протяжении нескольких часов в брошенном поместье поздневикторианской эпохи. С любовью нарисованный паучок ползает по любой поверхности пустых комнат в указанном пальцем направлении (регулярно путая эти самые направления), прыгает по «свайпу» и в прыжке может протянуть прочную белую нить. Составленные в геометрическую фигуру — треугольник, квадрат или, если у вас получится, даже октаэдр — нити сформируют знакомую всем сеточку. Если где-то рядом будут пролетать мошка, бабочка или жук, они попадут в плен и принесут восьмилапому герою очки, определённая сумма которых открывает портал на следующий уровень.
Особняк разделён на полдюжины зон по полдюжины этапов в каждой, а этап может включать в себя сразу несколько комнат. Выходит обширно и заметно насыщеннее, чем в первой части. Порой даже чересчур, как, например, огромные локации в саду, где легко заблудиться. Обычно всё действо напоминает смесь головоломки с сайд-скроллером: надо оценить, как поймать разнообразных насекомых в сети, не растратив запасы шёлка (он — и снаряды, и жизненная энергия), и обшарить все уголки в поисках проходов к новым местам. В части комнат камера взлетает под потолок, превращая Spider: Rite of the Shrouded Moon в простенькие «пятнашки» с поеданием муравьёв. Но лучшее, что прикручено к основной механике, — это тайны особняка. В разных (иногда совершенно неочевидных) местах паук обнаружит ключи — странные девайсы оккультного характера и подсказки к ним.
Эти головоломки похожи на немного упрощённые пазлы из Myst. Порой они буквально заставляют отложить девайс в сторону и подумать над имеющейся информацией, после решения принося настоящую радость… А ещё они логично вплетены в сценарий — открывают свежие зоны, новых мохнатых многоглазых персонажей и помогают понять, что же за тайное общество базировалось в поместье. Но чтобы «казуальная» аудитория мобильных платформ не слишком страдала, напрягая мозги, тайны сделали необязательными для прохождения. Поэтому можно сначала скушать каждую букашку, а уже потом начать разгадывать, не будучи ни к чему обязанным.
Паук-старовер
Другой важной целью, как и водится у пауков, может стать собирательство. С одной стороны, можно проскакать все комнаты очень быстро. С другой — есть стимулы возвращаться и выискивать вплоть до последней гусеницы. И это не только ключи к тайнам, онлайн-таблица с очками и кучка достижений. Это ещё и коллекция насекомых, часть из которых можно встретить лишь при определённых условиях. Например, стрекоза летает возле крыльев мельницы лишь в ясный день, и, если погода за реальным окном будет дождливой или вы сядете за Spider вечером, не поймать её никак. Система времени и погоды мало влияет на базовое прохождение, но меняет уровни и атмосферу, увеличивая потенциальный размер игры втрое.
Один из гаджетов, логику которых предстоит разгадать.
И если уже говорить про атмосферу, то она здесь исполнена с каким-то лавкрафтовским умением. Рисованная графика, выдержанная в тёмных пастельных тонах и напоминающая лучшие образцы живописи ар-нуво (чего стоит одна оранжерея, которую хочется повесить в рамке на стену). Предметы эпохи и следы человека, разбросанные по полузабытым помещениям. Инструментальная, вкрадчивая музыка, явно зависящая от времени суток и порой переходящая к электронике, порой размеренно нагнетающая саспенс. Всё это создает те же самые впечатления, которые приходили к геймерам от старых адвенчур, таких как Post Mortem или «Мор. Утопия». Кажется, что древнее зло вынырнет из червоточины в платяном шкафу и размозжит паучка, дерзнувшего приблизиться к сокрытому смыслу чёрных ритуалов. Но из червоточины вылетает светлячок, напоминая, что мир насекомых далёк от людей. Новая Spider — старомодная игра в лучшем смысле слова. Она окутывает мягким, но прочным коконом, приносит чувство достижения от развития собственных умений и работы мозгом и не успевает надоесть, несмотря на то что почти не меняет свои правила за то время, пока вы с ней. Её проблемы столь незначительны, что умещаются в одно предложение: такого почти не делают. А значит, такое не стоит пропускать.
Плюсы: шикарная атмосфера; два головоломочных пласта, интересные для «казуалов» и «хардкорщиков»; приличная продолжительность. Минусы: незначительные огрехи в управлении и видимые швы на текстурах.
Игра не так проста. Чтобы дойти до субтитров нужно иметь при себе лунный календарь и смотреть в какой день зайти на уровень. Но это не самое сложное. Там есть одна необязательная суперхардкорная головоломка, связанная с реальным тайным сообществом The Knights. Особняк из игры тоже реально существует и находится в штате Вермонт. Некоторые отчаянные игроки туда уже ездили. Ответов в сети как ее разгадать пока нигде нет (раньше были, но их потерли). В игре есть шифр, он ведет на сайт, 50.6.109.238 А вот что дальше, это уже только для самых упертых
А вот «суперхардкорная головоломка» — это вообще за гранью добра и зла. И только подтверждает исключительность игры.