По мотивам мифов Древней Греции достаточно редко делают действительно хорошие игры. Скорее всего, если вы попытаетесь вспомнить последний качественный проект на тему, окажется, что он вышел пару-тройку лет назад. Недавно ряды пополнились новичком — аркадой Apotheon. И пускай это не первый «древнегреческий» платформер, он определенно претендует на звание одного из самых оригинальных и интересных. По множеству причин.
Однажды лебедь, рак, щука, осьминог, кабан, бык…
Ехал Грека через реку
Первым делом взгляд, конечно, цепляется за визуальный стиль. Вся игра выполнена как рисунок на древнегреческой амфоре, с характерными тонкими линиями, многослойностью и аскетичной цветовой гаммой. Сюжет выбран соответствующий: о противостоянии человека и пантеона греческих божеств.
Ситуация достаточно типичная, многократно пройденная как в кино, так и в видеоиграх. Властители Олимпа отвернулись от жителей Земли. Зевс окончательно разочаровался в смертных и запретил всем своим родственникам делиться с людьми благодатью: пропали рыба в морях, смена времен года и даже солнце. Гера, поняв, что начинается какая-то нездоровая ерунда, решает навести порядок. Прямо с поля боя она выхватывает лучшего человеческого воина и возносит на Олимп. С нескромной просьбой — почистить пантеон от лишних его представителей.
Оказывается, что место проживания богов не слишком отличается от обычного города, с магазинами, домами и достопримечательностями. Туда-сюда снуют охранники, местные жители злорадствуют и радуются, что скоро займут Землю. Поначалу можно исследовать улицы, где расположены двери в личные апартаменты Аполлона, Деметры и Артемиды. Затем станут доступны для посещения Афина, Арес и Посейдон. На закуску останется сам Зевс.
В каком порядке ходить в гости — неважно. Главное, что далеко не все примут героя с распростертыми объятиями. Молчаливый протагонист, входя в новую дверь, непременно ввязывается в какую-то историю, каждый раз новую. Сложно назвать это сюжетом в привычном смысле, но это каждый раз интересный опыт: Аполлон, например, признает вас ничтожным и бросит в темницу, из которой предстоит сбежать. А затем подготовить его убийство, несколькими способами упростив себе предстоящую битву.
А вот Деметра охотно согласится, что Зевс зря ополчился на людей. И укажет новую цель: сходить к Аиду за Персефоной. Внимание и уважение Артемиды сначала придется завоевать, побродив по ее личному лесу, охотясь за уникальными животными. Прямым участником конкретных мифов главный герой никогда не становится, но вспомнить будет о чем: так или иначе в игре фигурирует огромное количество героев и легенд.
Визуальный ряд, кстати, постоянно подстраивается под обстоятельства. «Амфорная» стилистика сохраняется, но меняется цвет, освещенность и некоторые эффекты. Хотя через какое-то время становится ясно, что избранный стиль быстро надоедает, сильно ограничивает и упрощает игру. То, что создает впечатление простенького платформера, оказывается достаточно размашистым приключением.
Лучше бы злая собака…
Фаршировка по-гречески
Первое, к чему нужно будет долго привыкать после запуска, — это специфичная боевая система. Вместо классического «удар — блок — удар» авторы предлагают комплексное фехтование с массой правил и нюансов.
В инвентаре всегда валяется несколько видов оружия: мечи, копья, булавы, секиры. Еще разные типы стрел, варианты камней для пращи, гранаты («греческий огонь» по-местному). В левой руке — щит или факел. Все это очень быстро ломается, поэтому долго бегать с одним видом оружия не получится, а запасы регулярно перетряхиваются и пополняются новыми экземплярами. У всего этого есть своя зона действия — небольшой шлейф, остающийся после удара. Комбинируя кнопки направления и атаки, игрок получает разные приемы. Меч, например, может рубить снизу или сверху, а может колоть. Копья рубят с куда меньшим успехом, а колоть булавой не получается.
Очень важно при этом учитывать площадь «рабочей поверхности». Широкое лезвие описывает ровный полукруг и оказывается одинаково эффективным вплотную и на небольшом отдалении. Напротив, топор на длинной рукояти никак не травмирует подошедших близко врагов. Размах и удар требуют времени, и чем массивнее клинок, тем сложнее проводится атака. Зато швырнуть все, что пожелаете, можно моментально.
Нанесенный урон рассчитывается в зависимости от инерции и области попадания. «Хедшотов», увы, нет, но есть атаки по ногам, которые легко валят противника. Учитывается скорость, если герой бежал. Или высота, если бросал камни сверху.
Некоторая инертность ощущается и в управлении — персонажу нужно время, чтобы разбежаться, он замедляется, двигаясь по ступенькам. Из этого получаются достаточно напряженные бои: на аренах с огромным количеством врагов недостаточно просто жать одну кнопку — приходится постоянно беспокоиться о состоянии оружия, о том, чтобы попадать хоть по кому-то. Противники подчиняются точно тем же правилам, а потому часто уворачиваются, подставляют щит и бросаются всем, что попадет под руку. На высоких уровнях сложности, где вражеская атака прерывает вашу, буквально каждая драка требует спланированных, осознанных действий.
«Я не знаю, кто ты, но я найду тебя, убью и сломаю твою статую».
Мощная геймплейная основа сочетается с великолепным геймдизайном. Игра исповедует некоторую открытость мира. Каждое задание — это просторная многоэтажная локация-лабиринт с маркерами заданий. Как правило, уровень дополнительно заселен врагами и мирными существами, которые имитируют какой-никакой живой мир: сатиры охотятся на кроликов, гладиаторы рубят друг друга, мертвые слоняются без дела.
Локации выстроены так, что там всегда остается пространство для поиска секретов и дополнительных областей. Например, можно не заметить, что на небольшом озере во владениях Артемиды моряки упоминают «купающуюся старуху». Начав исследование, выясняешь, что на дне действительно есть проход к колдунье, которая торгует уникальными заклинаниями по призыву на свою сторону магических животных.
Игровые ситуации многогранны и никогда не повторяются. Иногда это битва один на один с великаном. Иногда — уровень в полной темноте. Когда-то придется подолгу стоять на «кнопке», отбиваясь от волны врагов. В другой раз бог превратит вас в оленя, и придется пробежать несколько «чекпоинтов» перед тем, как появится возможность атаковать. Список историй можно продолжать долго: каждый из семи богов подразумевает три дополнительных задания.
В любой момент выполнение миссии можно прервать и вернуться в город. Здесь тоже все непросто: есть номинальная система «полиции», которая будет пресекать всякое мародерство с вашей стороны. Есть запертые дома и склады. Зато нет системы кармы, и можно смело давать отпор. Найти, например, в грязном подвале ключ от двери и вломиться к начальнику охраны за уникальным оружием, перебив всех по дороге.
Можно зайти к кузнецу и потратиться на улучшение снаряжения (ролевая система исчерпывается покупкой и поиском новой брони), можно зайти к врачам за рецептами для «крафта» (в наличии аптечки, ремонтные комплекты и отдельные виды гранат). Это не очень нужно, но бывает полезно. Наконец, никто не запрещает просто бросить начатые ранее миссии и пойти в дверь к другому заданию, если старое надоело или не дается.
Единственная проблема в том, что игра очень сложна для понимания и долго разгоняется. Первые несколько часов драки настолько просты, что комплексность боевой системы не раскрывается. Разнообразие ситуаций и декораций можно оценить только со временем. А очень путаная система «полиции» вообще вводит в ступор. Разобраться с тем, где на Олимпе тебя бьют просто так, а где — только за мародерство, сложно даже к концу прохождения.
Отдельным недостатком нужно назвать оптимизацию и количество критических ошибок, которые здорово портят игру: «платину» на PS4 получить невозможно, вылетает игра приблизительно раз в час, а иногда и вовсе умудряется сломать сохранение. К тому же отсутствует мультиплеер, когда-то заявленный. Он вроде как подоспеет позже. Вопрос, решаемый патчами, конечно, — но сколько уже можно выпускать недоделанные игры?
«И все-таки она вертится».
Apotheon не оправдывает ожиданий потому, что со стороны кажется простеньким и лаконичным платформером. Игрок, запустивший его на пять минут, ничего не поймет и пройдет дальше. Но, потратив на прохождение час или два, понимаешь, что это практически Castlevania — с огромной территорией для исследования, отличной подачей материала и серьезной продолжительностью. От высшей оценки игру отделяют некоторая шероховатость и, как ни странно, визуальный ряд, который ничем, кроме оригинальности, похвастаться не может.
Игра очень хороша собой, необычный визуальный стиль на, казалось бы, приевшейся тематике богов, героев и всякой остальной живности. Обязательно рекомендую эту игру, а когда еще и ошибки исправят, тогда вообще будет прекрасно! :)
Визуальное оформление должно быть в плюсах. Всякому пиксельному говну же не предъявляют требований за «нехитрое графическое оформление». Багов и тормозов не заметил.
К минусам ещё можно отнести весьма ужасную оптимизацию на ПК, кстати. Ноутбук, вытягивающий Dying Light и Dragon Age на средне-высоких, ложится под этой игрой на лопатки ._.
Хоть она и забагована, игрушка прекрасна! По духу, атмосфере прям вспоминаю Titan Quest) Давненько не было такой хорошей, интересной игры по Греческой мифологии. Ждем патчей, и мультиплеер, хотя я не представляю как он будет выглядеть -_-
Эм, насчёт PS4 не знаю, но на компьютерах багов пока не замечал. Сыграл 9 часов, если что. С другой стороны до сих пор вроде не решена проблема с пропаданием звука на Windows XP и постоянными вылетами там же. Так что, может, мне просто повезло. В любом случае, обзоры и Фена, и Келебрыча весьма недурно рассказывают об игре, так что, кто сомневается в выборе, — SG рассказал всё, что нужно знать об игре. P.S. Локация Посейдона одна их лучших, а сплошной боевик через каждые пять метров надоедает, кстати говоря…