В 1987-м году на Apple Macintosh вышла point’n’click-адвенчура Shadowgate, в которой игроку предлагалось с видом от первого лица исследовать крайне опасный для здоровья замок, резиденцию могущественного злого чернокнижника. Через два года игра была портирована на NES, где и получила огромную по тем временам популярность. Shadowgate отличалась особо мрачной атмосферой и была настоящим опасным приключением, где на каждом шагу ждали ловушки и монстры, а каждое неверное движение приводило к преждевременной гибели героя.
Потом Shadowgate портировали еще на множество платформ, были еще сиквелы и приквелы, а в 2012-м году создатели оригинала, собравшись под вывеской Zojoi, собрали через Kickstarter почти 140 тысяч долларов на современный, дополненный и расширенный ремейк. Совсем недавно он наконец вышел в Steam, и, как оказалось, умирают тут даже чаще, чем в игре 1987-го года.
Далеко не все предметы нужны для прохождения.
Простые движения
Повышенная хардкорность — это первое, что бросается в глаза при знакомстве с новой Shadowgate. Сейчас в ремейках или продолжениях каких-то старинных квестов обычно стараются упростить все и вся, а тут складывается впечатление, что авторы специально делают все, чтобы отпугнуть современную аудиторию. Прежде всего — интерфейсом и управлением.
Как и в оригинале, действие разворачивается с видом из глаз, а на экране вы видите огромное количество команд, необходимых для взаимодействия с активными точками и предметами, — «взять», «осмотреть», «использовать», «поговорить», «ударить», «открыть», «пройти вперед». В итоге для того, чтобы разрезать кинжалом куст, нужно совершить несколько действий: открыть инвентарь, выделить кинжал, потом кликнуть по команде «использовать», закрыть инвентарь и, наконец, кликнуть по кусту. А чтобы пройти в дверь, мало найти ключ и применить его на замке — потом еще нужно выделить саму дверь, ткнуть «открыть», снова выделить ее и, наконец, кликнуть «пройти вперед».
Слава богу, авторы оказались не совсем садистами. Если покопаться в настройках игры, то выясняется, что при желании можно убрать весь этот громоздкий интерфейс с экрана, чтобы активировать команды через клавиатуру, а желаемые предметы или заклинания (о них чуть позже) повесить на «горячие клавиши». Это, конечно, упрощает ситуацию, но все равно даже в таком виде придется совершать достаточно много лишних телодвижений.
Неосторожному исследователю придется частенько видеть эту картинку.
Dark Souls с пазлами
В самом игровом процессе авторы тоже пошли на некоторые уступки. Появилось три уровня сложности. От того, какой вы выбрали, зависит забористость и количество пазлов, а также содержание и даже наличие/отсутствие некоторых сцен. Например, на самом легком уровне нужно будет найти лишь один недостающий череп, чтобы решить головоломку, а на самом тяжелом — все три. Появилась также система подсказок — в качестве помощника выступает говорящий череп Йорик (это такая авторская шутка).
Но даже на легком уровне сложности Shadowgate выглядит этакой Dark Souls в мире современных квестов. Не раз и не два вам придется поломать голову, как правильно повернуть рычаги или факелы на постаментах, чтобы что-то где-то открылось или, наоборот, закрылось. Причем еще не совсем понятно, что именно и где, — придется заново обследовать локации, а быстрого перемещения между ними не предусмотрено. Конечно, встречаются подсказки, заставляющие внимательно читать найденные записки и обследовать стены катакомб в поисках каких-то символов. Но ни они, ни советы капризного Йорика никогда не дают исчерпывающего ответа, что же дальше делать и какой из многочисленных предметов в инвентаре для чего нужен.
Помимо решения пазлов и «охоты на пиксели» (активные точки, к слову, выделить тут нельзя) в Shadowgate приходится еще натурально выживать. Одноименный мрачный замок, который мы исследуем, тем и известен, что здесь практически невозможно выжить обычному смертному — едва ли не на каждой второй локации встречаются трупы, кости и черепа, а также монстры, ловушки и препятствия, которые грозят скорой и мучительной гибелью.
Набрели, например, на логово местного дракона, попытались что-то взять у него из-под носа, и тот тут же превратит вас в шашлычок. Увидели в воде что-то явно важное, сунулись туда — и вас сожрет морской змей! А еще постоянно приходится следить за тем, чтобы не погас факел — если это произойдет, то герой, как и в оригинале, окажется в полной темноте и сломает шею. Поэтому лучше не поджигать висящие на стенах факелы (они рано или поздно тоже потухнут), а забирать их с собой. А еще нужно постоянно сохраняться — здесь ограничений на «сейвы» нет.
Для игры записали оркестровый саундтрек, но в настройках можно включить оригинальную музыку почти 30-летней давности.
Вооружен и опасен
Справиться с некоторыми монстрами или просто выжить после их атаки поможет правильно подобранная экипировка — в этом заключаются ролевые элементы в Shadowgate. Периодически мы находим разные виды оружия и брони, которые нужно нацепить на своеобразную куклу героя. Если, например, взять деревянный щит, то тот же дракон своим огненным дыханием все равно испепелит сначала его, а потом и вас. А вот если в руках будет щит железный, то герой спасется. А это важно, потому что в логове ящера находится много полезных предметов.
Собственно сражений в привычном понимании этого слова нет, но периодически путь преграждают опасные враги, например гоблины или оборотень. Если герой правильно вооружен, то нужно кликнуть по противнику, потом нажать «ударить» — и вы нанесете смертельный урон.
Кроме того, периодически мы разучиваем заклинания. Некоторые из них понадобятся для решения пазлов и преодоления препятствий, с помощью других можно противостоять тем же монстрам — например, временно ослепить гоблинов, стоящих у вас на пути, чтобы потом быстренько разделаться с ними.
Авторы придумали множество новых пазлов и обновили некоторые старые.
Shadowgate действительно вызывает примерно такие же эмоции, как и Dark Souls: поначалу страшно, неприятно, неудобно и хочется бежать куда подальше, но потом происходящее затягивает с головой. Здесь такая же мрачная густая атмосфера, брутальная озвучка и нервы постоянно щекочет ощущение опасности. Игра бросает вызов, и вы его принимаете. Хочется преодолеть все и узнать, чем же приключение закончится. Тем более что обновленный, дополненный и расширенный сюжет предлагает больше интересных ситуаций, неожиданных встреч и опасных знакомств.
Плюсы: игра выглядит и звучит очень атмосферно; происходящее постоянно бросает вам вызов; редкое сочетание элементов квеста и RPG; множество интересных ситуаций, загадок и врагов; присутствует некоторая нелинейность в решении возникающих проблем. Минусы: перегруженное по нынешним меркам управление; частые забеги по одним и тем же локациям.
Просто в Змейке графика хуже, иначе… ну ты понимаешь. А вообще, первую миссию я за 5 минут прошел без читов. Вот такое LCD. А что вы хотели за $19.99?!