Не хочется лишний раз распинаться о том, как хороши Batman от Rocksteady. Лучше всего об этом рассказал релиз Arkham Origins: даже будучи переданной в руки стороннего разработчика, игра сложилась как-то сама собой, настолько гладкая и цельная в ней механика.
Неудивительно, что портативная версия супергеройского экшена очень многое позаимствовала у «старшего брата». Blackgate просто не могла не появиться, и всем понятно почему. Вопрос в другом: как изначально портативный проект добрался до PC и, вообще, зачем он здесь нужен, если есть априори более полноценная трилогия?
Почувствуй себя Нострадамусом: предскажи будущее плохого парня.
Бутырка Origins
«Карманная» версия похождений героя в плаще — сиквел приквела, то есть вписывается куда-то между третьей и первой частями. Бэтмену предстоит познакомиться с Женщиной-Кошкой и поучаствовать в подавлении бунта в тюрьме Blackgate. Все достаточно стандартно: загадочные третьи лица спровоцировали взрыв, разрушивший систему безопасности и позволивший Джокеру, Пингвину и Черной Маске захватить контроль над помещениями. Темному Рыцарю, ясное дело, нужно всех утихомирить.
Может показаться, что это важный эпизод в биографии героя, который даст какие-то ключи к пониманию последующих событий, — но, разумеется, это не так. Сценарные отсылки к основному сюжету есть, однако это больше похоже на махание кулаками после драки. Да и художественной ценностью история едва ли обладает: в комиксных заставках разговаривают много, но все как-то ни о чем. Например, первая встреча Бэтмена и Селины — эпизод настолько невыразительный, что даже обидно.
Тем не менее в игре есть приличное количество знакомых персонажей, пара солидных сюжетных твистов и даже нашлось место для кое-какой нелинейности. Тюрьма поделена на три независимых участка, в каждом из которых главенствует собственный «босс». Проходить их можно в произвольном порядке, и выбор повлияет на развитие событий: концовка, например, меняется в зависимости от того, кого из главарей вы оставите «на десерт».
Благодаря этому игра получается чем-то вроде оригинальной Arkham Asylum. Есть закрытое пространство, по которому геймера за ручку водит линейка квестов. При этом четкого деления на уровни нет, по разветвленной карте можно перемещаться практически в любом направлении. С одной небольшой поправкой: Blackgate двумерна, и ходить здесь можно лишь влево и вправо. Камера частенько меняет ракурс и позволяет уйти в третье измерение, но сути это не меняет.
Прием, конечно, заезженный, но разнообразие в процесс вносит.
Скролльный Рыцарь
Однако Blackgate отнюдь не стала платформером. Напротив, главный герой медлителен и неповоротлив, на самые маленькие препятствия взбирается при помощи крюка, а с любой высоты лениво планирует. Нет даже кнопки прыжка: есть универсальный «бег», который помогает и карабкаться, и перескакивать. Из-за этого хождение по уровням — жутко скучный процесс, в котором задействованы максимум три клавиши.
Несмотря на это, портативный «Бэтмен» умудряется практически полностью копировать приемы оригинальных игр. Геймплей условно разбивается на тот же самый набор эпизодов: стелс с горгульями и ползаньем по канализации; драки, завязанные на контрударах; детективные задачки из серии «куда метнуть бэтаранг». Все, разумеется, в несколько уменьшенных масштабах.
Проблема в том, что чужие идеи в местном псевдо-3D работать часто отказываются. От драк еще можно получать хоть какое-то удовольствие — они скопированы дословно и система атак-контрударов от переноса в двумерность ничего не потеряла. Но вот «тихое» прохождение — одна сплошная комедия, в которой геймдизайнеры «ненавязчиво» разворачивают противников спиной к игроку. Любая задачка на скрытность жутко примитивна, а убежать от врагов можно нажатием всего пары клавиш.
Настоящий вызов начинается, когда в дело вступают задачки из серии «отключи 4 электроустановки на разных этажах». Выясняется, что линейные уровни на самом деле имеют немало развилок, заплутать в которых достаточно просто. Спасает разве что карта, которая выполнена в полноценном 3D и, в принципе, удобна для ориентирования.
При взгляде на это сразу представляется Джокер на строительных лесах с молотком и ведром краски. Старался.
В основном разветвленность в локации вносят бэт-девайсы, разбросанные вокруг. Взрывающий стены гель, электрический бэтаранг и натяжной трос, как и полагается, позволяют забраться в недоступные ранее области. Вот только если в Arkham-трилогии это смотрелось органично, то здесь скорее глупо: предметы используются только в определенных, грубо расставленных точках, задуманных разработчиками.
Более того, поскольку эпизоды можно проходить в любом порядке, каждый прибор активно используется лишь в «своем» квартале. Зашли в гости к Черной Маске — повзрывали все на своем пути. Вышли оттуда — забыли о динамитном геле до самого финала. Пара исключений, может, и есть: подразумевается, что мир можно исследовать на предмет секретов. Но все, что можно найти в таком случае, это редкое увеличение жизней либо совсем уж бесполезный коллекционный мусор.
Таким образом, в недоплатформере просто нет оформленного игрового процесса. Бэтмен занимается кучей разных дел: скрывается от врагов, взрывает стены, отключает электропитание, ползает по вентиляциям и решает задачки. Но, по сути, в каждой комнате у игрока есть только один вариант действий: клавиша, которая в данный момент подсвечивается на экране. «Протянуть трос» и пройти дальше. «Скрытно убить», забраться в вентиляцию. «Выпустить бэтаранг», перелезть через забор.
От жуткой линейности спасает неплохая, в общем-то, режиссура. Периодически встречающиеся битвы с «боссами» разнообразны, попадаются очень неплохо обыгранные головоломки. Но этого чертовски мало, в то время как бестолковой беготни по опустевшим уровням — слишком много.
Если обобщать, Бэтмен в Blackgate себя чувствует как-то так.
Blackgate — отличная игра для карманных консолей. В ней есть все то же самое, что в «большой» версии, она смотрится разнообразно и красиво. А на некоторую ограниченность и линейность в портативном формате жаловаться даже стыдно.
Но вот появление Blackgate на основных платформах без качественных изменений — странное недоразумение. Здесь она смотрится жалко, скучно, технически отвратительно и неполноценно. Из-за неторопливого ритма, коридорности и кучи ограничений геймплей превращается в кромешный «press X to win» в худшем его проявлении. И играть в такого «Бэтмена» (учитывая абсолютную бесполезность для серии в целом) просто не стоит.
Плюсы: все, что можно, заимствовано у Rocksteady. Минусы: в двух измерениях игра становится примитивной; не выдерживает конкуренции с «большими» частями Arkham.
Сильно ли уместно сравнивать сайд-скроллер с трёхмерным бит-ем-ап экшеном в открытом мире (одним из лучших представителей жанра, при том)? В общем, с оценкой согласен, но этот момент в рецензии слегка не понравился.