«Олдскульные» RPG сегодня в моде. Но Томас Ригсекер (Thomas Riegsecker), основатель и фактически единственный сотрудник Basilisk Games, начал их делать еще тогда, когда никакого Kickstarter не было и в помине, а лидеры Ubisoft даже в страшном сне не могли представить, что когда-нибудь они выпустят классическое продолжение Might & Magic. Первая Eschalon появилась в 2007-м году — это было событием в узких кругах ценителей ролевой классики. Спустя 7 лет вышла заключительная часть трилогии, и за это время игра, вопреки всем современным трендам, стала еще хардкорнее.
Томас недавно вывесил на официальном сайте Basilisk Games предупреждение. Гласит оно примерно следующее: «Eschalon: Book 3 очень сложна, особенно для тех, кто ранее не был знаком с серией. Если вы любите исследовать заброшенные дома, где в любой момент на вас может рухнуть потолок или провалиться пол под ногами, если обожаете купаться с акулами, если всегда выбираете свой собственный путь, полагая, что ваш начальник — идиот, то эта игра для вас. А если предпочитаете комфорт и чашку какао, то напишите нам, и мы пришлем вам несколько современных попсовых RPG». В этом коротком сообщении — вся суть Eschalon!
Как в старые добрые времена, заклинания мы учим из свитков. Правда, нужно еще иметь познания в соответствующих областях магии.
Исследуй, общайся, выживай
Перед нами более-менее современная, с чуть улучшенной графикой версия какой-нибудь Ultima. В изометрической перспективе вы исследуете огромный мир, выполняете квесты, сражаетесь, получаете опыт и развиваете персонажа. Да, все это стандартные вещи для многих ролевых игр, и даже тот факт, что реальное время в ходе простого исследования локаций меняется на пошаговый режим, когда в поле зрения героя оказываются враги, не вызывает сегодня особого удивления.
Eschalon берет свое деталями и глубиной. Первое и главное — ролевая система. Ваше альтер эго складывается из комбинации расы (пять на выбор), класса (воин, маг, вор, рейнджер, лекарь) и мировоззрения: добрый вы или злой, атеист или агностик — все дает разные бонусы и штрафы. Но, пожалуй, самое важное — это система умений, без которых тут никуда. Без навыков в алхимии придется бегать по магазинам и покупать очень дорогие зелья, без ремонта — постоянно возвращаться в города и чинить экипировку (вещи очень быстро ломаются); не изучив искусство взлома, вы не сможете открывать особо ценные сундуки, без умения пользоваться мечом, луком или булавой — получите штраф к атаке при использовании этих видов оружия. А без картографии на вашей мини-карте просто ничего не будет отображаться!
Второй важнейший момент — полная свобода, предоставленная игроку. Практически с самого начала вы вольны плюнуть на сюжет и в буквальном смысле пойти на все четыре стороны, исследуя обширную территорию (мир разбит на огромное количество карт со свободным переходом между ними) и все дальше углубляясь в какие-то дремучие леса и поля.
Кроме того, в каждой из трех частей Eschalon просто неприличное количество текста — это и диалоги, и пространные описания собеседников, окружения, посещенных вами мест. Плюс многочисленные книги, благодаря которым, как и в серии TES, можно обучиться некоторым умениям. Диалоги редко ограничиваются парой реплик, и вам приходится развивать интеллект и мудрость, чтобы подмечать какие-то детали во время разговоров, лучше понимать собеседников и вообще усваивать и логически анализировать информацию.
Наконец, Eschalon — это фактически survival RPG. Дело не только и не столько в том, что здесь очень опасные противники, зелья дорогие, мечи быстро ломаются, а стрелы имеют свойство заканчиваться. Дело в том, что герой постоянно нуждается в еде и питье. Острое чувство голода и жажды накладывает штрафы к характеристикам и даже не дает заснуть во время привала, устроенного в поле, чтобы восстановить очки здоровья. Можно, конечно, в настройках убрать эту зависимость, но в этом случае игра потеряет львиную долю своего колорита.
Продать все, что у вас есть, первому же торговцу не получится — у каждого барыги своя специализация и свои вкусы.
Больше, красивее, сложнее
В третьей серии все то же самое. Выбравшись из стартовых лесов и полей и добравшись до первого населенного пункта, мы все так же можем отправиться исследовать окрестности, чтобы наткнуться на секретную локацию с сокровищами или встретить умирающего солдата, который попросит предупредить горожан о возможном нападении гоблинов. А можем углубиться в ближайшую шахту, чтобы очищать ее от пауков и тараканов и вести переговоры с ворчливым гномом по поводу возвращения долга местной трактирщице.
При этом вы все так же поначалу будете напоминать какого-то голодранца в рваной рубахе, который мало что умеет и знает, хочет есть и пить (утолять жажду и пополнять запасы воды можно в колодцах) и постоянно болеет. Уже через час игры мой персонаж подхватил то ли от агрессивной фауны, то ли от местной еды пару болячек, которые серьезно отравляли его жизнь, накладывали разные штрафы и даже могли убить во сне. Чтобы избежать этого, нужно развивать характеристики и навыки, увеличивающие сопротивляемость болезням, искать соответствующие зелья или разучивать целительные заклинания.
В магазинах при наличии соответствующего умения можно выбивать скидки, а в пошаговых сражениях — жонглировать разными режимами атаки: в одном увеличивается урон, но снижается шанс попадания, в другом все в точности наоборот, в третьем повышается шанс парирования.
В Eschalon: Book 3 добавились новые предметы и заклинания, у врагов появились новые характеристики и умения (что сделало бои еще сложнее), был доработан баланс и немного улучшена графика. И конечно, здесь новый сюжет. Точнее, это окончание истории двух предыдущих игр. Фабула классическая: все вертится вокруг неких загадочных и опасных существ неизвестной расы, задумавших что-то недоброе и собирающих ради этого Важные Магические Камни. Тем не менее следить за сюжетом достаточно интересно. Уже в первый час вам предстоит найти связного, выяснить, что герой специально стер себе память, и решить, как попасть в город, окруженный водой.
В игре реализована динамическая смена погоды и времени суток.
Конечно, в идеале хотелось бы, чтобы в третьей части появились более сложный моральный выбор и связанная с ним нелинейность, более интересный сюжет, фракции, навыки убеждения или запугивания собеседников. С другой стороны, не слишком ли многого мы хотим от человека, который фактически в одиночку делает огромную классическую RPG (ему помогают только с артом и музыкой) и при этом не выходит на Kickstarter с протянутой рукой? Даже без всего вышеописанного Eschalon: Book 3 может затянуть на долгие бессонные ночи: здесь хочется жить, выживать, искать, исследовать и получать от всего этого искреннее удовольствие.
Плюсы: большой мир; полная свобода действий; глубокая ролевая система; пошаговые сражения. Минусы: громоздкий интерфейс; достаточно банальный сюжет.
Первую так и не смог попробовать из-за корявости русификатора, который на тот момент кишил критическими ошибками для игры. А вот вторая оказалась маленьким шедевром. Реально. Она настолько была крута, что её приходилось начинать снова раз пять из-за неправильной раскачки персрнажа! А это что-то, но значит. Плюс постоянные потребности персонажа, плюс секреты, плюс разнообразие контента. В общем игра была стоящая. А эту прийдётся подождать. Если вспомнить финал второй, то здесь ожидается что-то уж совсем эпичное, особенно если герой опять не потеряет памать.
в минусы надо было добавить, что игра требует хороших познаний в языке, очень много событий происходит в логе событий, банально герой захотел пить или есть, отравился и тд, нашел чтото или еще че случилось, если пропустить и не обратить внимания он может взять и сдохнуть, а потом сиди гадай че случилось, короче не поиграть без знания языка