Благодаря серии Total War мы с особым трепетом относимся к играм, в названии которых фигурирует слово Shogun. Теперь кажется, что они априори не могут быть плохими. Skulls of the Shogun, совсем недавно вышедшая в Steam, — отличное тому подтверждение. Причем это тоже пошаговая стратегия. Правда, здесь нет строительства на глобальной карте и победоносного шествия по странам и провинциям. Skulls of the Shogun посвящена исключительно сражениям, в которых не на жизнь, а на смерть сходятся… уже мертвые самураи.
Как видите, новый «юнит», монах, получился таким же колоритным, как и все остальные.
Кто последний в рай?
В Японии, как известно, свои, особые понятия о чести. И судя по Skulls of the Shogun, они распространяются даже на загробный мир. По сюжету, великий генерал Акамото, предательски убитый ударом в спину, отправился в царство вечности. Но по прибытии он обнаруживает, что попасть туда можно, только отстояв длиннющую очередь. А простоять там можно лет 500.
Акамото решил, что, как настоящий самурай, он не будет никогда и никого ждать. И пошел войной против местных бюрократов. Его бы, возможно, и пропустили вперед и приняли бы с почестями — имя Акамото гремело и по ту сторону жизни, и по эту. Но главный местный бюрократ Курокава убеждает всех, что свежеприбывший генерал — самозванец, а настоящий Акамото именно он. Те, кто этому все-таки не верят или просто восхищаются храбростью нашего героя, присоединяются к нему и помогают в сражениях.
Несмотря на все эти суровые самурайские разборки и загробную тематику, Skulls of the Shogun — это прежде всего яркая, искрометная комедия. И дело не только в самой фабуле, заставляющей мертвых самураев занимать очередь в рай, — cюжетная кампания просто ломится от веселых диалогов и забавных ситуаций. Зелье, которое принимает вражеский генерал, здесь сравнивают с «виагрой», а ожидающие своей очереди воины развлекают себя тем, что делают ставки на исход сражений с участием нашего героя.
Хватает и колоритных персонажей. Местный повелитель молний напоминает слетевшего с катушек хулигана, обожающего стравливать самураев, выдавать друг другу их тактические планы, а потом злобно хихикать. Периодически нашему Акамото на помощь приходит местная богиня Сакура, которая оказывается подружкой одного из подручных Курокавы. Тот ее дико ревнует и спрашивает, почему она не отвечает на его SMS. И таких шуточек, вносящих в загробное царство самураев элементы современной культуры, в Skulls of the Shogun полно. Герои, судя по всему, прекрасно осведомлены о том, что находятся в видеоигре. Так, Акамото периодически заявляет что-то в духе «кажется, мы почти прошли этот уровень!» или «для тех, кто не понял, я специально выделю следующую фразу синим шрифтом и заглавными буквами».
В игре очень грамотный дизайн карт, заставляющий мыслить именно тактически.
Easy to learn — hard to master
А вот в самих сражениях вам будет уже не до смеха. Skulls of the Shogun идеально вписывается в формулу «легко в учении — тяжело в бою»! Сама механика и правила ведения битвы действительно достаточно просты. Забудьте о масштабе и размахе Shogun: Total War — здесь уместнее сравнения с пошаговой тактической RPG, в которую, впрочем, оказались изящно вплетены и стратегические элементы.
В подчинении игрока всегда находятся сам Акамото и несколько «юнитов», которые тут бывают лишь четырех типов: мечник, лучник, конник и маг. Враг выставляет похожую армию, которую также ведет в бой генерал — самый мощный воин в игре. Солдатам можно отдать приказ переместиться или атаковать. Кроме того, на многих картах (но не на всех!) можно приказать захватить специальные постройки, позволяющие призывать подкрепления. Правда, на это тратится драгоценный рис, поэтому приходится занимать еще и рисовые поля, которые потом в течение нескольких ходов увеличивают запасы этого важного ресурса. Кстати, чтобы в вашей армии оказались маги (одни лечат союзников, другие атакуют врагов молниями и огнем), нужно также захватывать особые постройки — храмы.
На все действия бойцы тратят очки, не поверите, действий. При этом и игрок, и его противник могут отдать строго ограниченное количество приказов подчиненным, после чего ход делает оппонент. Даже если бы в механике сражений не было ничего кроме этого, они все равно смотрелись бы динамично и увлекательно. Ограничение на количество приказов за ход и присутствие стратегических элементов, связанных с захватом строений и источников ресурсов, заставляют тщательно планировать свои действия и постоянно принимать важные решения. Стоит ли призывать подкрепления или лучше ринуться в атаку оставшимися силами? Нужно ли тратить время на то, чтобы отбить у неприятеля постройки и рисовые поля, или лучше как можно быстрее загнать в угол вражеского генерала?
Ну какая же игра про Японию обойдется без сакуры?
Ешь, прячься и стреляй!
Однако ко всему этому примешиваются еще несколько важных нюансов. Во-первых, все участники сражений подлежат «прокачке» — правда, очень специфическим, свойственным лишь мертвым самураям способом: прямо в бою солдаты могут пожирать черепа убитых врагов. Это, конечно, не очень приятно («фу, меня сейчас вырвет!» — говорит один из самураев после первой пробы), но крайне полезно. Каждый съеденный череп восстанавливает здоровье, а если боец съест три таких черепа, то превратится в свою продвинутую, демоническую версию. Вот вам еще один повод для тактических раздумий: потратить очки действий на трапезу и восстановить здоровье или быстрее добить раненого недруга? Кроме того, черепов не так много, и нужно еще решить, для кого их лучше приберечь.
Во-вторых, в Skulls of the Shogun нужно учитывать особенности рельефа и ландшафта местности. Бойцов можно прятать в кустах — так снижается шанс, что вражеская атака по ним достигнет цели. На некоторых картах можно выставлять своих лучников на возвышенности в недосягаемости для противника. А если наши воины попадают в подобную засаду, приходится прятать подчиненных за бревнами и другими укрытиями, чтобы стрелки не заметили их. А еще очень весело и эффективно сталкивать врагов с мостов или с края обрыва. Правда, то же самое могут проделать и с вами, так что надо внимательно следить за расположением своих и неприятельских войск.
Наконец, в начале многих миссий и Акамото, и его оппоненты, вражеские генералы, впадают в транс — они медитируют, с каждым ходом увеличивая общий запас здоровья. И в это время в драке, понятно, не участвуют. И тут очень важно выбрать правильный момент, когда разбудить генерала и ввести его в бой.
В общем, несмотря на кажущуюся легкость правил, Skulls of the Shogun подбрасывает множество интересных тактических ситуаций, заставляет думать, планировать и быть предельно внимательным на протяжении всей битвы. Особенно тяжелыми и в то же время увлекательными получаются сражения с другими игроками. Мультиплеер предлагает множество карт и два режима: обычный и командный deathmatch. Причем это одна из редких игр, где друг с другом могут схлестнуться владельцы Xbox 360, Windows Phone и PC.
На картах можно найти и выпить зелья, восстанавливающие здоровье или увеличивающие силу атаки.
В Steam Skulls of the Shogun пожаловала не с пустыми руками, а с подарками. Расширенная версия, получившая название Bone-A-Fide Edition, добавила в игру новую мини-кампанию на 4 непростых миссии, еще одного мага-монаха, новые карты для мультиплеера, возможность зарабатывать звания и эмблемы. Но и без этого мы бы приняли Skulls of the Shogun с хлебом и солью — ведь сейчас настолько оригинальных, увлекательных и качественных пошаговых стратегий, посвященных исключительно сражениям, на PC-рынке просто нет.
Плюсы: замечательный юмор; интересный сюжет; сложные и увлекательные сражения; отличный дизайн карт; кроссплатформенный мультиплеер. Минусы: графика кому-то может показаться слишком мультяшной и несерьезной.