Март 2013-го года для разработчиков и издателей расписан буквально по дням. Значительное количество интересных игр выходит именно в начале весны — лучшее время для того, чтобы порадовать преданных фанатов известных тайтлов и увлечь до наступления летних каникул в виртуальные миры новых игроков. И в этом большом списке маленькой строчкой значится экономическая стратегия с элементами симулятора городского транспорта под знакомым названием Cities in Motion 2. Кто-нибудь из наших посетителей еще помнит Cities in Motion двухлетней давности от молодой финской команды Colossal Order? Да, это не ААА-проект мирового уровня, и рассчитан он только на поклонников нишевого жанра, известного такими легендами, как Transport Tycoon и Locomotion от небезызвестного Криса Сойера (Chris Sawyer). Однако CiM была встречена бурными овациями, ведь подобных игр не выходило уже более пяти лет, причем у Colossal Order, несмотря на маленький бюджет, получился продукт очень высокого качества. Вопрос о создании полноценного продолжения с учетом всех отзывов игрового сообщества был решен практически сразу после релиза первой части. CiM2 появится на свет 26 марта, но уже сейчас мы готовы вам рассказать о всех деталях транспортного симулятора образца 2013-го года.
Разработчики не спешат со скриншотами CiM2, сетуя на незавершенность графических изысков.
Cities in Motion обречена на продолжение
Секрет успеха CiM заключается в заботливом отношении к ней не только самих создателей, но и шведского издательства Paradox Interactive, которое снабдило команду Colossal Order всем необходимым, не загоняя при этом студию в жесткие рамки. Например, новую игру было решено создавать на рельсах уже другого движка (многообещающего Unity 3), а это большой риск для молодой команды — просто могло не хватить опыта. Неоценимую поддержку проекту оказали и сами игроки. На официальном форуме они делились своим видением транспортного симулятора мечты, а народные умельцы показывали в собственных модах прообразы реальных городов на игровых картах, создавали более достоверные 3D-модели транспорта, предлагали уникальные скрипты для камеры, рисовали фотореалистичные текстуры для имеющихся моделей и переделывали экономический баланс вплоть до реализма цен.
Главный исполнительный директор студии Colossal OrderМарина Халликайнен (Mariina Hallikainen) на протяжении всей разработки CiM2 открыто и любезно общалась с поклонниками игры и внимала всем новым идеям, которые рождались на просторах официального форума. Так, благодаря игрокам в первой Cities in Motion были выявлены недостатки, требующие исправления любой ценой. Среди них можно выделить отсутствие транспортных депо, расписаний, конкурирующего AI, многопользовательского режима и скудные возможности строительства инфраструктуры городов. Разработчики не побоялись пойти на риск, дабы решить поставленные перед ними задачи.
CiM2 во многом стала похожа на ожидаемую в этом году (также в марте) SimCity от именитой студии Maxis. Начиная со строительства дорог и улиц, мы толкаем город на автоматическое возведение зданий. Но для дальнейшего развития мало одних дорог. В этом смысле CiM2, как и SimCity, честно моделирует потребности горожан: студенты едут в учебные учреждения, рабочие — на заводы, домохозяйки — в магазины, и так далее. Всего представлено 10 классов зданий, которые могут смешиваться. Когда расстояние до цели слишком большое, виртуальные человечки сидят дома и не делают прибыль магазину, не учатся и не производят продукцию. Город приходит в уныние. Автомобили рано или поздно заполнят дороги пробками, появятся бедняки — и так по накатанной. Конечно, Cities in Motion 2 не претендует на лавры высокобюджетной SimCity с ее технологией моделирования города GlassBox. Однако умельцы из Финляндии предоставят нам невиданные возможности для создания идеальной транспортной системы в сложных экономических условиях.
CiM2 и SimCity во многом похожи, но роли игрокам предлагают разные.
Магнаты и коммерция против мэрии и политики
В своих дневниках Colossal Order выделяет три концептуальных нововведения в CiM2: продвинутое строительство, моделирование жизни городов на огромных картах и многопользовательский режим. Предлагаем подробнее остановиться на каждом пункте. Если вы каким-то образом пропустили все экономические стратегии в стиле Transport Tycoon, Locomotion, Traffic Giant (именно по ее образу создана CiM), а может быть, и вовсе упустили из своего внимания серию SimCity, тогда вы определенно не сможете оценить степень эволюции строительства городов в Cities in Motion 2. Разработчики проделали огромную работу над этим игровым элементом, результатом которой стала крайне удобная и реалистичная виртуальная стройка.
Благодаря отсутствию привязки к прямым углам нет никаких препятствий при создании гибкой сетки дорог и улиц, мостов любых направлений и высот, редактировании рельефа местности и строительстве хитросплетенных автобанов. Можно создать точную копию собственных городов вплоть до мельчайших деталей и даже не вспотеть. В этом еще поможет вернувшийся из CiM редактор карт. Вот только в Colossal Order его немножко изменили — разработчики и сами пользовались этим редактором при подготовке уровней, поэтому наделили его еще более удобными функциями, которые полностью будут доступны игрокам.
Нельзя забывать, что в CiM2 мы только коммерсанты и работаем на прибыль. Мэр города — этакий препятствующий глобальным планам персонаж, которому вечно что-то нужно: то организовать автобусный маршрут до его дачи, то запустить вертолеты. Конечно, мы вольны отказаться от таких безумных идей, но ведь это просьба государства, а без его поддержки нас задушат высокие цены на электроэнергию и топливо. Сотрудничество же может принести пользу. Иногда мэр выделяет субсидию на особенно популярные маршруты (что принесет прибыль) или, если повезет, финансирует строительство городской подземки. Именно здесь рисуется четкая граница между проектом Colossal Order и SimCity.
В CiM2 изначально будут представлены троллейбусы и речные паромы, автобусы, трамваи и метро.
Умная городская жизнь
Как и раньше, виртуальные человечки счастливы быстрее добраться до места назначения. Только теперь они это могут делать по выделенным полосам дороги (да-да, в Cities in Motion 2 добавили-таки выделенные автобусные полосы), мимо пробок и строго по расписанию. Для правдоподобной симуляции разработчики улучшили систему моделирования городской жизни: работающие светофоры (наконец-то!), пешеходные переходы, смена времени суток, жизнь по часам (утром — на работу, вечером — в магазины и кафе, ночью — домой и в ночные клубы) и так далее. И все работает на огромных картах до 8 квадратных километров, что в четыре раза превышает размер самой большой карты первой CiM. Кстати, все они относятся к единому миру с горными хребтами, реками и морями. Построить один большой город и несколько периферийных и связать их в единую транспортную сеть? Все, что хотелось, но нельзя было сделать в первой части, теперь стало возможно в сиквеле!
При этом учитываются предпочтения самих игроков. Гибкая настройка сложности позволяет добиться жизненно высоких цен на строительство и трудного выхода в прибыль без дотаций из городского бюджета. Хардкорный режим с необходимостью планирования и учета огромного количества нюансов (динамики курсов, расписаний, готовности горожан отказаться от личного авто), безусловно, порадует преданных поклонников жанра. Новичков же привлечет упрощенный вариант, где расписания формируются автоматически, а цены почти не меняются на протяжении всего прохождения. Таких тонкостей при выборе сложности сегодня не хватает многим проектам, особенно экономическим стратегиям, в которых далеко не каждый готов потратить несколько суток на знакомство с особенностями геймплея.
В CiM2 заработали светофоры и появились дороги с выделенными для городского транспорта полосами.
Объединяться или конкурировать?
И теперь перейдем к самому главному — транспорту и мультиплееру. В Cities in Motion 2 очень важно поддерживать свою транспортную систему без убытков. Другими словами, как только мы начнем терять деньги на своих маршрутах, их либо нужно закрывать, либо просить городские власти помочь деньгами. Да-да, каждый маршрут имеет экономику с собственными ценами на билет, доходами или убытками. В качестве инструмента для заработка выступают самые различные типы общественного транспорта. В Colossal Order признаются, что не успеют к марту реализовать полный перечень транспортных средств, которые уже имеются в первой части. Однако нам стоит рассчитывать на всевозможные автобусы, вместительные троллейбусы, трамваи с однопутными линиями, тоннели и эстакады метро с поездами разной вместимости, а также из оригинала вернутся речные трамвайчики.
Вертолеты и пригородные поезда разработчики обещают внедрить со временем, как только получат предельно четкие отзывы об уже внедренных в игру транспортных средствах. В Colossal Order прямо заявляют о том, что после релиза они продолжат выпускать бесплатные патчи и объемные DLC (дабы не повторять ошибок прошлого с микродополнениями). По их мнению, уже сейчас в игре есть все необходимое для того, чтобы порадовать любого поклонника жанра. Фурор произведет мультиплеер на шесть игроков. Нам предложат не только конкурировать, но и пройти в совместном режиме кампанию из пяти карт с перегруженным автомобилями мегаполисом в финале (намек на Москву?). К сожалению, кооператив ограничен участием до четырех соратников одновременно.
В режиме конкуренции существует несколько целей, которые нужно достичь для победы. Задачи выбираются перед запуском сессии. Например, это может быть максимальная прибыль за несколько игровых месяцев или достижение наиболее высокой стоимости активов своей фирмы. Можно и вовсе отказаться от целей и играть без конца, сохраняя прогресс на время перерывов. В нашем распоряжении встроенные текстовый и голосовой чаты, а также распределение ролей (один развивает только автобусы, другой — трамваи, и так далее). Но и приверженцы одиночной игры никоим образом не будут ущемлены в CiM2 — их ждут полноценный «сингл» с миссиями и заданиями, «песочница» с мэром и возможность создавать собственные карты с уникальным рельефом, реками и озерами.
Возможности мультиплеера CiM2 позволяют не только конкурировать, но и вместе проходить кампанию.
Безусловно, нам уже заранее симпатична Cities in Motion 2, и мы этого не скрываем, ведь более кропотливого подхода к своей работе, чем у неторопливых скандинавских игроделов с задатками перфекционистов, сегодня трудно найти. Но слишком спешить с выводами не стоит — практически одновременно с финской разработкой в марте выходит знаменитая высокобюджетная SimCity, которая может своей рекламой попросту перекрыть весь успех первой CiM и приковать все внимание к себе. Пожелаем разработчикам удачи и скрестим пальцы, ведь они создают то, что нужно преданным фанатам жанра!