Скажем спасибо компании HBO за наше счастливое детство. Этому телеканалу мы обязаны знакомству с целой плеядой запоминающихся киногероев — тут и бравые американские морпехи разных эпох, прекрасные и ужасные короли и королевы Вестероса, харизматичные итальянские мафиози семьи Сопрано и не менее харизматичные продажные чиновники и полицейские из «Подпольной империи».
Не ошибусь, если скажу, что с оглядкой именно на последний сериал студия Haemimont Games создавала свою новую стратегию Omerta: City of Gangsters, рассказывающую о нелегкой жизни начинающего бандита Атлантик-Сити 20-х годов, отправившегося в погоню за «американской мечтой». Нет, на покупку лицензии у телеканала тратиться не пришлось — несмотря на то что кое-какие действующие лица сериала непременно встретятся нам в игре, основной сюжет «Города гангстеров» с «Подпольной империей» связан разве что общим временем и местом действия. Сходство этих двух проектов объясняется тем, что оба опираются на реально происходившие в те годы события. Впрочем, даже этого вполне достаточно для привлечения внимания поклонников Boardwalk Empire — тут разработчики не прогадали.
Ограбление банка в самом разгаре. Главное — вовремя скрыться.
«Хотели как лучше…»
Принятие «сухого закона» в США в 1920-м году существенным образом сказалось на образе жизни всех американцев вне зависимости от их социального положения, возраста и способа заработка. Поменялось многое, но поменялось вовсе не в ту сторону, в какую хотели повернуть течение событий авторы Восемнадцатой поправки, запрещающей производство, транспортировку и продажу алкогольной продукции. Пить меньше не стали, даже наоборот — запретный плод более сладок, как известно, а вот заботы о создании и распространении горячительных напитков перешли от вмиг разорившихся официальных производителей алкоголя к суровым ребятам, не боявшимся нарушить закон ради денег. Бутлегеры (так называли нелегальных торговцев спиртным) начали борьбу за место под солнцем друг с другом и полицией, не брезгуя самыми радикальными методами. Создавались и разрушались целые алкогольные империи, которые опутывали своими щупальцами города и штаты, подкупом и угрозами избавлялись от настойчивого внимания чиновников и органов правопорядка. Само собой, все это веселье сопровождалось взрывным ростом организованной преступности, пока в декабре 1933-го года «сухой закон» не был отменен.
City of Gangsters предоставляет игроку возможность попробовать себя в роли одного из подобных охотников за удачей, коих хватало в Соединенных Штатах в «лихие 20-е». Выбрав имя, внешность и предысторию (которая влияет на начальные характеристики) своего героя, отправляюсь в Атлантик-Сити — город богатых возможностей, сулящий успех тем, кто не боится трудностей.
«Веселая омерта»
Передать уникальную атмосферу подпольного алкогольного центра Северо-Восточного побережья США начала прошлого века разработчикам удалось отлично, что заметно с первого взгляда. Атлантик-Сити получился узнаваемым и запоминающимся — особенно рады будут поклонники той же Boardwalk Empire. Все это великолепие просто прекрасно дополняет звуковое сопровождение: музыка и озвучка диалогов главных героев сделаны с любовью.
Бонусов для изучения очень много. Даже слишком — до некоторых не успеваешь «прокачаться» из-за того, что игра кончается.
Город живет своей жизнью. По знаменитому дощатому настилу набережной неторопливо прогуливаются прохожие, на дорогах спешат по своим делам шикарные лимузины и грузовички, у завода за перекуром болтают о чем-то своем работяги. День сменяется ночью, порой портится погода и начинается ливень — пешеходы достают зонтики, а асфальт улиц покрывается лужами, отражающими свет фонарей…
Впрочем, любоваться красотами некогда — дела не ждут. «Хочешь жить — умей вертеться» — негласное правило гангстеров всех времен и народов. «Вертеться» можно двумя способами: силой и угрозами добывая деньги на красивую жизнь либо получая эти деньги от легальной и не очень легальной торговли разнообразными товарами и услугами.
На карте можно найти здания, отмеченные специальными пиктограммами, — дома под сдачу в аренду, склады, рестораны, жилища чиновников и шерифов и прочие подпольные бары и пивоварни. Каждое из подобных строений доступно для различных действий — например, заведение можно взять в аренду и открыть там свое производство, а можно устроить вооруженный грабеж или вымогать деньги у владельца. Выбираем один из нескольких вариантов и ждем, пока главный герой или кто-то из его соратников выполнит задуманное. Странно, но наши гангстеры почему-то предпочитают передвигаться на своих двоих, причем отчаянным спринтом. Смотрится немного нелепо, особенно когда глава преступного клана со всех ног бежит выполнять «особо важное» задание по аренде какой-нибудь забегаловки.
Есть и пристанище нашей «бригады» в виде небольшого уютного домика, который, впрочем, со временем может разрастись до шикарного особняка — хватало бы «зеленых». Доллары всегда нужны, и не только главному герою — открыв глобальную карту, можно начать серьезные деловые отношения с другими уважаемыми жителями Атлантик-Сити (от гангстера средней руки до крупного бутлегера). Серьезные люди — серьезный бизнес: кому-то надо срочно сбыть крупную партию алкоголя, кто-то покупает оружие, ростовщик готов дать ссуду, а помощник шерифа поможет отвлечь пристальное внимание полиции к нашей скромной персоне.
Ну куда без «русской мафии»?
В игре три вида ресурсов, необходимых для торговли и выполнения некоторых действий: с помощью пива или алкоголя можно развязать язык информатору, а такой ресурс, как оружие, необходим для совершения вооруженных налетов. Есть, само собой, и деньги, но с ними не все так просто. Вся валюта разделена на два вида: «грязные» деньги получают путем нелегальной торговли, рэкета и банальных грабежей, а официальные заведения вроде аптек и казино приносят деньги «чистые». Добыть последние не так просто, но только ими можно расплатиться за некоторые товары и услуги. Впрочем, «грязную» валюту можно и «отмыть», воспользовавшись услугами посредников.
Игровой процесс незамысловат и через пару часов начинает напоминать пресловутую «Веселую ферму» — щелкай по пиктограммам зданий, выбирай улучшения, торгуй на глобальной карте да следи за доходами и расходами, стараясь не допустить банкротства. Все размеренно и уж как-то слишком спокойно для тех вовсе не спокойных времен. Если сюжетная кампания порой подкидывает некоторые сюрпризы, заставляющие немного отвлечься от неторопливого течения событий, то «песочница» выглядит довольно скучно. Денег хватает почти всегда, особенно если развиваться не слишком быстро, что игра позволяет — никто не отнимет бизнес, не нападет на членов банды в подворотне. Да, главный герой не одинок — со временем удается собрать свою «бригаду», состоящую из нескольких гангстеров. Они также выполняют задания в районе и за его пределами, ведут переговоры с чиновниками и полицией, у них тоже имеется набор характеристик и навыков, которые используются в основном во время сражений.
«Это просто бизнес, ничего личного!»
Пошаговые тактические бои — вторая составляющая «Города гангстеров». Если на стратегической карте нужно решать дела обычно «добрым словом и пистолетом» (что, как известно, куда эффективнее просто доброго слова), то здесь придется действовать только с помощью оружия. Одним «короткостволом» дело не ограничивается — есть кастеты с битами, винтовки, дробовики, автоматы…
Город большой, но каждая миссия происходит в отдельном, относительно маленьком районе.
Сражения напоминают режим боя из первой Fallout. Есть очки передвижения, которые тратятся, как ни странно, на передвижение по карте, и очки действий, с помощью которых персонаж может стрелять, лечиться сам и лечить других, метать гранаты и ножи… Всего и не упомнишь — набор доступных для изучения «перков» весьма богат, но у каждого персонажа их не больше трех, плюс еще три умения дает используемое им оружие. И если навыков достаточно, то в плане «кастомизации» очень сильно не хватает разнообразия, возможностей по подробной настройке внешнего вида и снаряжения. Нарядить своего героя «под Аль Капоне» не получится; приходится довольствоваться тем, что есть, — можно поменять разве что оружие.
Вдобавок пошаговые бои выглядят уж слишком схематично. Патроны не кончаются, нет перезарядки и стрельбы по определенным частям тела противника, подобрать выроненный кем-то «ствол» тоже не разрешают. Противники не особо умны и предпочитают давить количеством — только тогда они способны доставить серьезные неудобства. Многие ругали недавнюю XCOM за подобные упрощения, но по сравнению со здешними сражениями зарубы против инопланетян просто блещут богатством тактических возможностей.
Не спасает положение и мультиплеер, представленный лишь пошаговыми сражениями один на один. Карты небольшие, события на них развиваются по одному и тому же сценарию, а с настройкой внешности персонажей дела здесь обстоят точно так же, как и в «сингле». В итоге особого наплыва желающих помериться силами в сетевой игре не наблюдается.
Подобные промахи в упор очень раздражают. Особенно когда мажут только твои бойцы.
Если вы знаете наизусть имена всех боссов сицилийской мафии, на книжной полке у вас полное собрание Марио Пьюзо, а на рабочем столе «обои» из Boardwalk Empire, то City of Gangsters — определенно для вас. Всем остальным можно не беспокоиться: игра ценна в первую очередь сюжетной кампанией и отлично переданной атмосферой Атлантик-Сити времен «сухого закона». Хотя скоротать пару вечеров за перепродажей пива ничто не мешает и тем, кто путает Аль Капоне с Аль Пачино.
Плюсы: стильный дизайн; красиво нарисованный город; атмосферная музыка и озвучка диалогов. Минусы: слишком легкие и однообразные тактические бои; отсутствие «кастомизации» персонажей.
По моему игра слишком лёгкая (как в плане сражений, так и на карте города), после того как разберёшься с механикой, играть становится скучно и однообразно. Так что игра «проходняк».