Внимание, на горизонте маячат вымпелы минотавров, орков, эльфов и людей, слышны заклинания чародеев, а небо почернело от полчищ летучих змей! Великий Маг Ардании, от вас зависит судьба нашего королевства! Куда вы поведете войска, есть ли волшебные силы на борьбу с магическими существами, благоволят ли боги вашим планам? Варгейм в фэнтезийной вселенной Warlock: Master of the Arcane — долгожданный проект. Его корни растут из знаменитейшей стратегии Master of Magic выпуска 1994-го года. Его уже прозвали «Civilization с магией». Ему уже дают высокие оценки все, кто дотянулся до предрелизной версии. Мы не поверили, проверили. И подтверждаем — Warlock вступила на мировую арену с достойным запасом прочности!
Внешний вид королевства зависит только от вас.
Магическая притягательность
За разработку отвечают наши соотечественники — бравые ребята из краснодарской студии Ino-Co, заручившиеся поддержкой шведского издателя Paradox Interactive. В их послужном списке значатся высоко оцененные критиками игры «Кодекс войны» и Majesty 2. Последняя, кстати говоря, впервые познакомила игроков с вымышленным миром Ардании. В нем нет великих войн, нет грандиозных событий, никому не нужно спасать мир. Жизнь идет спокойно и вполне размеренно, периодически сопровождается стычками между живущими в нем существами, людьми и богами. Мир Ардании в Warlock: Master of the Arcane магически притягателен. Он увлекает быстро и не отпускает как минимум до следующего утра.
Таким образом, Warlock: Master of the Arcane фактически продолжает серию Majesty, начавшуюся в 2000-м году. С той разницей, что теперь это пошаговый варгейм, сильно напоминающий Civilization с шестиугольными гексами, схожими принципами перемещения «юнитов» по карте и боевой системой. В игре собраны лучшие идеи из разных известных тайтлов. Про Master of Magic мы уже упомянули — это практически ее полноценное возрождение. Но есть в Warlock еще что-то от самой Heroes of Might and Magic, где-то вспоминается старая добрая серия Age of Wonders, но местами «олдфаги» смогут распознать элементы, позаимствованные из Warlords 2003-го года. Идейных вдохновителей для Ino-Co сегодня накопилось много. Разработчикам оставалось просто взять лучшее и скомпоновать все в одной игре.
Разнообразие магических заклинаний в Warlock впечатлит даже бывалого мага.
Строительство королевства
После запуска новой игры нам предлагают выбрать один из пяти уровней сложности. Надо отметить, опция не для галочки. Вы действительно серьезно рискуете своими нервами, выбрав «невозможный» уровень искусственного интеллекта. Разработчики тщательно подошли к вопросу встречи как новичков, так и отъявленных ветеранов. Далее предоставляются варианты компоновки глобальной карты. Например, на малом едином континенте вы всегда будете сталкиваться с войной за ресурсы. А на огромной территории, состоящей, например, из островов, важную роль играет расположение первого города в близости к ресурсам. Главный же выбор будет сделан на странице Великого Мага. Здесь лучше не торопиться и наделить своего протеже наиболее подходящими под ваш стиль игры стартовыми бонусами или заклинаниями.
Впервые взглянув на карту, можно подумать, что выбранный «XL-мир» на самом деле совсем крошечный. Логика разработчиков сводится к постепенному открытию карты, чтобы внимание игрока изначально было сосредоточено на первом городе. Что там творится вокруг, пока знать не так важно — это будет лишь отвлекать. Но постепенно, с развитием королевства, карта становится все масштабнее, мы встречаем новых соседей и открываем все больше территорий и новые порталы в другие миры. Порталы, кстати говоря, нам напомнили врата из Oblivion, что изрыгают всякого рода нечисть. Ее в Warlock тоже можно перебить, отправив туда свои отряды. Но чтобы разрушить точки «респауна» монстров, потребуется серьезный отряд. И чем дольше этого не делать, тем больше там скопится монстров.
Другие миры небольшие по размеру, но из них вечно лезут толпы монстров.
Началом ваших приключений в мире Ардании можно считать постройку первого города. Постоянно прибывающие поселенцы позволяют возводить больше строений и расширять границы. За счет трех основных ресурсов: золота, продовольствия и маны — вы развиваете свое королевство, оно растет в размерах и охватывает новые территории, которые нужно защищать. Помогут в этом армии людей и разных фэнтезийных существ. В Ардании существует порядка ста видов «юнитов». Это число разработчики намерены расширять в будущих DLC. Первое дополнение Powerful Lords будет доступно уже вместе с запуском проекта. Впрочем, в оригинале вниманием не обделили, кажется, никого — помимо привычных эльфов, гномов, гоблинов и орков, Warlock может похвастаться элементалями стихий и даже знаменитым Кракеном!
Борьба за ресурсы
В Warlock: Master of the Arcane благодаря продвинутой ресурсной базе мы можем строить непохожие друг на друга города. В столице типичная застройка ремесленными кварталами, фермами, есть мельница и пекарня. Но вот уже в ходе своих приключений мы натолкнулись на золотой прииск. Строим торговый пост — здесь также будет рынок и налоговая служба. Совсем недалеко есть поселение эльфов. Там мы сможем организовать хороший военный форт и нанять армию высококлассных лесных стрелков. Каждый ресурс можно использовать разными способами. Например, построить в поселении гномов кузницу, где будут коваться лучшие доспехи, или организовать на его месте сбор низкорослых крепких воинов с секирами в руках.
Поселение под божеством Дауроса кардинально отличается от других.
Одни ресурсы приносят много золота, на которое можно нанимать больше отрядов и строить больше городов, другие помогают добывать больше провизии, третьи позволяют увеличить поток добываемой маны или нанимать новые виды войск. Примечательно, что баланс их размещения на карте не предусмотрен. Сделано это специально. Древние руины, святилища и сказочные поселения разбросаны случайным образом — кому-то из Великих Магов повезет больше, кому-то меньше. То же самое касается и порталов. Понравится ли вам постоянно отлавливать страшных чудовищ на улицах своих городов?
Меч и магия во имя победы
В любом случае сражений не избежать. Воины составляют главную силу королевства — они могут захватывать города и перемещаться на кораблях, сражаться в ближнем бою и обстреливать врагов на расстоянии. Но основной их поддержкой выступает магия четырех чародейских школ: Жизни, Смерти, Духа и Стихий. Магией обладает и протеже игрока. Заклинания можно добывать, выполняя квесты богов или захватывая сокровищницы на карте. Важно постоянно учитывать, какая из школ магии будет наиболее эффективна в борьбе с врагом. Щелкнув правой кнопкой мыши на отрядах, можно получить исчерпывающую информацию о своих и враждебных отрядах. Здесь примечательно то, что разработчики прибегают к описаниям «юнитов», ссылаясь на различные книги Ардании. Это еще один пример старательно выдержанной атмосферы игровой вселенной.
С помощью сильных заклинаний порой можно устроить маленький апокалипсис.
В Warlock враг наделен интеллектом: патрулирует близлежащую территорию, нападает на слабые отряды и убегает, когда предчувствует неприятности. Убежавший противник, будьте уверены, вернется и, вероятнее всего, не один. Местные существа стараются залечивать раны и при первой возможности мстить обидчику. Сражения, впрочем, не проходят без последствий и для игрока, и для врага — победивший отряд набирается опыта. И чем его больше, тем сильнее становятся бойцы.
Отряды при переходе на каждый новый уровень могут получать один из трех навыков на выбор. Их набор в целом впечатляет: улучшение перемещения по карте, укрепление брони, разные типы строя для уменьшения урона от стрел или ударов крупных монстров, магические щиты, возможность восстанавливать здоровье и так далее. В Warlock как никогда важно сохранить отряд опытных воинов — разница между салагами и ветеранами настолько велика, что порой один матерый отряд решает исход всей войны.
Добрососедство в Ардании
Что нам особенно понравилось в Warlock — в ней есть холодная война. Когда границы между вашим королевством и поселениями некогда дружественного союзника сольются в одну толстую линию — начнется сложный этап дипломатических отношений. Интерфейс крайне примитивен: война, пакт о ненападении, союз и обмен маной или золотом. Можно задобрить агрессивно настроенного соседа подарками. Или, превосходя его в силе, требовать от него выплат. Но и этого вполне достаточно для развития интересных событий.
Например, во время холодной войны развязывать открытые сражения невыгодно ни соседу, ни вам. В большинстве случаев это приведет к бесконечным битвам с переменным успехом. В этот момент наиболее выгодно захватывать ресурсы и готовить большое войско для одного марш-броска. И чем больше, крепче становятся армии, тем сильнее растет рейтинг вероятности начала сражений. Сосед начинает забрасывать нас бессмысленными предложениями и всячески отвлекать от подготовки. Он строит еще больше городов и старается отправить на наши территории своих разведчиков.
У Warlock много общего с известными пошаговыми стратегиями, но с Civilization у нее связь особая.
Признаться, до последнего не хотелось расставаться с Warlock: Master of the Arcane. Подобных проектов не было уже давно. Он уделывает даже западное перевоплощение Master of Magic в лице Elemental: War of Magic. Приятное графическое исполнение, высококлассная анимация, общий выдержанный шарм сказочного мира, исполнение лучших идей знаменитых проектов жанра — все это обязательно понравится истинным поклонникам пошаговых стратегий. При всем этом великолепии игра практически лишена недостатков. Она ни разу не зависла, не вылетела, все квесты выполнимы, действия AI логичны, даже ничего не тормозит. Мы нашли только один серьезный минус — отсутствие мультиплеера. Но и его разработчики пообещали реализовать уже этим летом. Warlock: Master of the Arcane можно назвать по-настоящему удачной игрой уровня крупных западных проектов.
Плюсы: «Цивилизация» в стиле фэнтези; в одной игре воплощены лучшие идеи известных пошаговых стратегий; внимание к деталям и мелочам известного по серии игр Majesty мира Ардании; приятная красочная графика выдержана в стиле сказки и сопровождается ненавязчивой красивой музыкой; отсутствие багов и недоработок. Минусы: невнятный текст подсказок (в русскоязычной версии); неудобный интерфейс строительства городов; скудная дипломатия; нет мультиплеера.
Что сегодня поиграл подольше и понял чего игре не хватает глубины, ярких персонажей, для чистой стратегии (как цива 5 ) у неё нет экономической глубины не оставляет ощущение что играешь в инди игру или фритуплейку, но сама игра мне очень понравилась ну хотя это заслуга её конкурентов точнее отсутствие их, Элемнтал я уже давно не надеюсь что станет хорошей игрой. Вся надежда как не странно на какоенить большое дополнение которое добавит механики глубины и.т.д Пока все просто( не в плане сложности ) магия наугад и легко пременяется юниты также честно мне эадор в свое время посильнее затянул.
знаю что получу целую кучу минусов, но тем не менее выскажу свое мнение. игра мне АБСОЛЮТНО не понравилась. никаких новых идей она не принесла, боевка, прокачка и вообще почти весь игровой процесс слизан с Civilization при том что там эти идеи выполнены гораздо лучше. ничего особенного я в ней не нашел и не понимаю откуда такая высокая оценка?