Кумиры детства — больная и сложная тема, о которой без веской причины лучше не говорить. До незамутненного излишним количеством информации сознания куда проще достучаться — именно отсюда и растут ноги у высказываний в духе «Раньше трава была зеленее». Однако причина поворошить прошлое у нас сегодня есть, и имя ей Insane 2.
Я на все 95% уверен, что большинство из тех, кто читает эти строки, сейчас недоуменно поднимают брови и спрашивают себя: «А была первая Insane? А что это вообще такое?» Именно для таких людей следующий абзац.
Итак, оригинальное «Безумие» вышло в 2001-м году из-под пера компании Invictus. Это был симулятор бездорожного беспредела на средствах передвижения от квадроцикла до огромного восьмиколесного грузовика «Бегемот». Insane тогда прыгнула дальше своего времени: обширные карты без четких границ; огромное количество самых разных средств передвижения; великолепные модели повреждений и управления машиной; огромный выбор соревновательных режимов; отличный, динамичный саундтрек и вполне адекватный искусственный интеллект.
Перед началом гонки камера совершает эффектный облет трассы, а текст на экране объясняет правила предстоящего заезда.
Мы поедем, мы помчимся…
Начнем, пожалуй, с главной для подобной игры вещи — с машин. Различных средств передвижения представлено на выбор порядка двадцати — от небольшого гоночного багги до раллийного грузовика, «заточенного» под бездорожные состязания. Нарисованы и смоделированы машинки отлично, а особенно аутентично они начинают смотреться минуте на второй-третьей заезда, когда практически весь кузов вместе с царапинами покрывается грязью или снегом.
Поделены авто на четыре класса, однако деление довольно условное, и открываются тачки исключительно по очереди, а не группами, как это было раньше. Кастомизация и настройка весьма условны и включают в себя пару-тройку покрасочных работ да магазин улучшений, где на полученные очки можно модернизировать отдельные детали железного коня.
Глобальных локаций всего четыре: Северная Америка, Европа, Африка и Антарктида. В пределах каждой из них существует ряд трасс, на которых нам и предстоит соревноваться. Здесь надо отдать должное дизайнерам — карты получились хорошие и разнообразные даже в рамках одного региона. Количество различных объектов радует глаз, а тот факт, что большинство из них обладают физическими свойствами, радует вдвойне. Правда, тягачи, бороздящие североамериканские шоссе, и носороги, рассекающие африканские просторы, в этот список не входят.
Пачкаются, запыляются и обрастают снегом машины вполне адекватно.
О дестрое насущном
Но в целом с физикой у Insane 2 большие проблемы. Взять хотя бы управление машинами. Это, простите, что-то за гранью добра и зла. С одной стороны, оно вроде бы и ясно, что аркада — это не симулятор, но с другой — поведение авто проигрывает даже какой-нибудь GTA 3. Во-первых, практически отсутствует ощущение массы того, чем ты рулишь. Юркий багги управляется немногим легче монстр-трака, и это при колоссальной разнице этих машин. А о сцеплении и подвеске никто здесь не слышал и подавно. Это крайне прискорбно, потому что только благодаря взаимодействию колес с землей можно передать ощущение того, что ты едешь не по асфальту, а по скользкой грязи, вязкому песку, мягкому снегу или любому другому покрытию.
Зато повреждения — вполне на уровне уже упомянутой части GTA, ну то есть они никуда не годятся по сегодняшним меркам. Сгодились бы, не будь игра про массовые аварии, столкновения и скрежет металла по металлу. Вот какой может быть CTF (борьба за флаг, если кто не в курсе) на джипах без таранов и поцелуйчиков «лоб в лоб»? Вот-вот.
Сами по себе режимы перекочевали из оригинала практически без изменений. Правда, без вести пропал один из самых веселых — «Зона разрушения», а его место заняло не очень понятное преследование вертолета.
Отменный винегрет из имен: Фома, Декарт, Паскаль и даже Дин с Сэмом тут.
Правда, гоняться с компьютерными болванчиками в любом режиме скучно. Сценарий прохождения практически любого соревнования, будь то «сюжетная кампания» или одиночный заезд для своего удовольствия: несколько минут неспешно занимаем первое место, а остальное время — преспокойно его удерживаем. Ощущения вызова, «челленджа» нет. Что на это повлияло больше — туповатый искусственный интеллект или примитивное управление — сказать не решусь, однако факт остается фактом.
Найти живых соперников, увы, мне так и не удалось. Сколько раз входил в сетевую игру — столько раз выходил оттуда ни с чем. Сторонние сервера не обнаруживаются, а ко мне никто присоединяться не стал. Тишь да гладь. И это по прошествии (на тот момент) практически двух недель после релиза! К сожалению, с Insane 2 вышло далеко не так здорово, как хотелось бы немногочисленным фанатам первой части. На каждый очевидный плюс с легкостью находится не менее очевидный минус, а если принимать во внимание Insane, то все совсем грустно становится. И действительно, если хочется погонять по бездорожью, повеселиться и приятно провести время в машинной компании, мой вам совет — установите первую Insane. Пусть графика там и похуже, зато все остальное — круче. И в разы.
Плюсы: неплохая графика; локации; музыка. Минусы: топорная физика вождения и столкновений; унылые противники.
Однако, по первому же заезду в демке стало понятно, что ностальгии как-то и нету почти (((