Fatale: Обзор

Александр Седых 2009-10-31 18:28:56 33
Нынче крайне популярен тезис о том, что игры – это искусство. Действительно, простора для сопереживания или созерцания в них немало, а средств выразить законченную мысль – практически неограниченное количество, лишь бы в строчки кода это как-то конвертировать можно было. Indie-разработчики из Tale Of Tales, поразившие беспрецедентной The Path, уже начали.

Только в этот раз – больше искусство, чем программа. Комфорт «игрока» принесен в жертву повествованию. Выраженная мысль, застывшая сцена, символизм. Fatale – это театр, причем очень специфический. Здесь не ставят спектакль «Миссия невыполнима» с пиротехническими шашками и стрельбою. Если нужно создать дискомфорт у зрителя для сопереживания – снимут ватную обивку с кресла. Если нужно, чтобы сцена висела на цепях и качалась – сделают. Смелое решение со стороны Tale Of Tales.

Один из излюбленных приемов Tale Of Tales – нестандартная подача текста. В данном случае реплики из пьесы Оскара Уайльда появляются перед камерой и застывают в воздухе.


Fatale рассказывает легенду о принцессе Саломее, но рассказывает своими словами, не замечая, а может, и нарочно добавляя нотки современности. Иначе как объяснить появление на поясе у виртуальной девушки mp3-плеера? Или лежащий на полу коробок спичек с изящно выведенным телефонным номером и кокетливым «позвони мне»?

В пьесе три сцены. Первая происходит в темнице. Разработчики, кстати, не говорят, за кого мы играем, поэтому можем лишь догадываться. Освещения, разумеется, практически нет, вокруг лишь ящики да бочки, а единственная дверь не открывается. Только наверху что-то происходит. Глядя сквозь решетку, можно наблюдать за дивным танцем девушки в свете луны. Платок чистого шелка, музыка. И взгляд держится там сам, ловится каждое движение, хотя никто не мешает развернуться и побродить по темнице. И нет у разработчиков страха, что наблюдатель заскучает. Скука – тоже средство для выражения мысли. Скучают, когда стрелять не в кого, когда полоса загрузки ползет слева направо, когда проматывают необязательный диалог. А тут иначе. Наблюдатель томится и сопереживает. Двумя абзацами выше речь о том и шла – в Fatale выражают мысль, а игра – как декорация, как оболочка.

Тот самый другой взгляд.


Вторая сцена – терраса. Время на ней застыло. Можно увидеть ту самую решетку, только теперь – вид снаружи. Вот та дама, что танцевала, уже поднялась на балкон. Рядом с ней – блюдо, на котором отрубленная голова. Трон, шелковые платки, кровавая лужа, свечи и лампады. Если все еще важна игра, то цель – потушить все свечи, тогда будет концовка. Но здесь пьеса, и решившись созерцать, можно искать отсылки и детали. Словно ветром сорвать шелковый платок с головы девушки. Посмотреть на отражения в фонтане. Зажать кнопку мыши и увидеть сцену по-другому. Исследуем, осматриваем, думаем. Не будет в Fatale заветной надписи «Congratulations!!! You have completed a great game!». Ее не проходят, не ждут чекпоинтов и не стучат по F9.

Третья сцена – тоже танец. Только теперь на террасе день, и наблюдающий за танцем едва ли в паре десятков шагов от девушки, и ничего не перекрывает обзор. Остается только смотреть и думать. Искать символы, сопереживать. Потом занавес, дамы и господа. Буфет еще работает.

«Игровая» часть состоит в том, чтобы затушить все свечи, лампады и некоторые другие источники освещения на террасе.


Действительно, на самом деле это не просто квест. Ходить стрелочками можно, mouselook работает. Цели вроде бы есть, после которых уровень сменяется. Но не играем мы тут, и, может быть, даже не наблюдаем, а делаем что-то совсем другое. Возникает ощущение, что в Tale Of Tales сделали большой вклад в игры вообще, вклад, не заявленный в пресс-релизах. Возможно, Fatale – первый (ну, может, один из первых) проект, который почти прямо заявил, что он, вообще-то, не боевик с аптечками, патронами и боссами, не попытался усидеть на двух стульях, а совершенно спокойно занял свое место и посмотрел на зрителей. И желания аплодировать по завершению не возникает. После нажатия «quit» отводишь взгляд от монитора и задумываешься, а потом отправляешься спать, и, засыпая, также думаешь, анализируешь. Если сравнить Fatale с актрисой на сцене, то в этом спектакле она сумела не просто сорвать овации, а погрузила зрителя в задумчивость. Но это, на самом деле, кому как – кто выйдет из зала, не дожидаясь развязки, кто захлопает в ладоши, а кто бросится за кулисы – благодарить. La difference, cher lecteur.

Плюсы: удивительно свежие стиль и дизайн. Такого раньше не было.
Минусы: игровой процесс рискует показаться любителям динамичных игр ОЧЕНЬ тягучим; скоротечность «спектакля».

Другие новости

Комментарии

Поиграем) Как только скачаю  Force Unleashed [url=http://www.google.ru/url?q=http://www.lucasarts.com/games/theforceunleashed/&ei=oFrsSqyTA5PFsgbOgMnkCA&sa=X&oi=spellmeleon_result&resnum=1&ct=result&ved=0CAcQhgIwAA&usg=AFQjCNFbckVDNlFjgoc8PYiTbsoSWotRrg] [/url]    
To: [strong]Barabashko[/strong]   а Force unleashed на комп выйдит 3 ноября да?
в россии Force unleashed 3 ноября
To: [strong]ZiMA677[/strong]   и она ужа 3 ноября будет продоваться в магазине ?
При все уважении,Автор,оценка не высоковата?
Все комментарии