Анабиоз: Сон разума: Обзор
У каждого более-менее заметного игрового проекта есть образ, который вспоминается геймерами. У отечественного "
Коллапса" это мечи из рукава да разрушенный Майдан, у заморского
Dead Space - пилы с левитирующими лезвиями и светящие глазами монстры. "
Анабиоз" свои образы несколько раз менял: сначала был первой игрой с эффектом Motion Blur, потом превратился в многообещающий долгострой, а на прилавках стал продвигать близкую всем россиянам тему холода. Даже не так -
культ холода.
Брррр!Сразу после запуска становится понятно, что за все эти годы разработчики не учились делать компьютерные игры, а ваяли шедевр. Потихоньку, не спеша, писали громоздкие шейдеры, продумывали каждую секунду роликов и по листочку собирали ледокол "Северный ветер", скопированный, кстати, со вполне существующего покорителя полюса - "Арктики".
Нестеров ещё не знает... Или знает?
Александр Нестеров - полярник и вообще смелый человек. Хотя этого не скажешь - лежит на металлическом полу, зарастая льдом. То ли спит, то ли умер - непонятно. Экран обволакивает темнота, и место действия меняется: наш герой на собачьей упряжке несется к застрявшему меж льдин кораблю. В кармане телеграмма с сухим приказом подняться на борт, а под ногами - трескающийся лёд. Бежать поздно. Александру предстоит впервые использовать Mental Echo - возможность проникать в чужое прошлое и менять его. Он спасет сам себя, а потом примется за экипаж.
Обнаружив тело, в котором едва бьётся сердце, мы подходим к нему и погружаемся в воспоминания. "Северный ветер" погибал медленно, и вся команда отчаянно пыталась его спасти, жертвуя собой. При этом всегда существовала возможность выбраться, однако люди забывали о ней. Нестеров глядит со стороны, и оттого ему полегче. Каждое видение - головоломка, в которой обычно нужно не сражаться с толпами монстров, а пошевелить мозгами и предотвратить фатальные события.
Систему пожаротушения прорвало, и теперь ядовитый газ стремительно заполнил отсек. Запертые у реактора люди замерзли, потому что не могли открыть дверь. Обезумевший охранник застрелил своих коллег из винтовки. Это не сводка новостей, а обычные для "Анабиоза" события, которые нужно собственноручно исправлять и каждый раз по-особенному. Для системы пожаротушения изготовить фильтр всего за минуту, дверь выломать грузовым краном, а охранника вынудить потратить весь боезапас и самому остаться в живых. Почти каждое приключение яркое и неповторимое.
Когда мы согреваем замерзшие руки, на одежде тают льдинки. О, как красиво-то!
Назад в будущееА пока герой находится не в чужой голове, но в собственном замерзающем теле, ему нужно сражаться с теми, кого он спасает. Такая вот дилемма: некоторые замерзшие матросы приспособились к холоду, образовав собственную эко-систему, и теплолюбивый Нестеров в неё ну никак не помещается. Желание у них одно: "закалампуцать" полярника.
Да, в "
Анабиозе" есть экшен-составляющая с огнестрельным оружием и, на первых порах, неплохими рукопашными боями. Средств для утяжеления удара здесь кот наплакал - толстенная цепь, сорванный вентиль или пожарный топор. А вот пострелять можно было бы вдоволь, если бы не дефицит патронов: где-то среди обмёрзших помещений покоятся три винтовки разной убойной силы и меткости, пистолет-пулемет Шпагина и сигнальный пистолет. У каждого оружия свои достоинства и недостатки: винтовки почти не "мажут", однако новый патрон удастся высадить разве что спустя 3-4 секунды, ППШ не годится для схваток на большом расстоянии, а "сигналка" должна угодить точно в тело монстра, чтобы как следует прожечь его. Из-за низкой скорострельности здешнего оружия в боях присутствует изрядная доля цинизма: игрок и противник около минуты силятся попасть друг в друга, а затем, стоя в двух шагах друг от друга, спешно перезаряжают оружие - кто первым выстрелит, в живых и останется.
Вместо аптечек - тепло. Кое-где на корабле ещё догорают костры и факелы, раскаляются лампочки и кипят кастрюли. Обнаружив источник тепла, герой снимает варежки и греет об него руки. Жаль, что концепции не дали раскрыться полностью - места "для сугреву" можно найти почти на каждом шагу, и особо горячие предметы словно предупреждают о близости противника, убивая всю неожиданность в корне.
Впрочем, "
Анабиоз" - не хоррор, что бы там ни заявляли пиар-менеджеры и сайты. Это грустная, тягучая повесть о людях, добрых и не очень поступках и том, что даже ледокол - не груда металла, а живое существо. Издающее таинственные и прекрасные звуки, хранящее в себе советские песни и прекрасно выглядящее.
Прогулки в батискафе планируются аж в количестве двух штук.
nVidia!У "
Анабиоза" много недостатков. Первый, самый главный и мешающий - тормоза. Не легкое падение FPS при особо масштабных сценах, а чудовищно низкая производительность, ничем особенно не оправданная. Узенький коридор, ещё уже, чем мы видели в каком-нибудь
Doom 3, способен перегреть видеокарту, выдавая всего 5 кадров в секунду на средних графических настройках. Да, этот коридор, обрамленный замысловатыми морозными узорами, наполненный тысячами полигонов и наростами сосулек, уделывает все "зимние" уровни из
Crysis, но почему он так тормозит? Ответа пока нет, да и обещанная оптимизация под карты от
nVidia не шибко помогает: судя по сообщениям с форумов, очень многие обладатели карточек этой компании не могут толком поиграть.
Вторым номером идет словно вырванная середина игры. Сюжетные перипетии отходят куда-то в сторону, а разработчики заваливают нас толпами "мяса", руша всю философскую концепцию каждого монстра и слишком уж редко подбрасывая нам свежие находки, вроде сражения с врагами прямо на киноэкране. В конце былой игровой дух вернется, однако ураганная стрельба "
Анабиозу" явно не к лицу.
Ну и, наконец, технические недоработки. Схлопотав особо серьёзный удар по лицу, герой может выпасть за пределы уровня, заставляя нас загружать последнее сохранение и скрещивать пальцы в надежде, что игра не вывалится в Windows.
Вот он, "Северный ветер".
***Но, что удивительно, все эти мытарства забываются после прекрасной концовки и финальных титров. И вспоминать игру хочется только добрым словом. Потому что сотни деталей и идей, ювелирно расставленные скрипты, фоновая история о Данко и невиданная до сих пор романтика крайнего севера.
Плюсы: прекрасный драматический сюжет; отличная графика; интересный геймплей.
Минусы: не очень интересная середина игры; дичайшие тормоза.