ДМБ 2: Обзор

Армия не школа, армия не дом, армия похожа на большой… дурдом.

Огромной популярностью пользуется на просторах СНГ армейская тематика. Большая часть мужского населения уже отслужила, служит или только собирается служить. Даже отъявленные «белобилетники» периодически посещают военкоматы и сталкиваются с суровой действительностью. Посему откровением для отечественного телезрителя стала кинотрилогия, плавно трансформировавшаяся в сериал, «ДМБ». Как говорят, кто в армии служил, тот в цирке не смеется. Отечественный квест «ДМБ», вышедший более года тому назад, был обычной рисованной адвенчурой с искрометным юмором, нелогичными загадками и забавными персонажами. Иногда, при решении особо мудреных загадок, приходилось проходить его, стиснув зубы, сжав кулаки от негодования. Вроде бы свои разработчики, а такое количество ляпов простить было нельзя. Но атмосфера реального армейского бедлама увлекала. Хотя итоговое мнение у большинства игроков сложилось определенно негативное - "неказисто!".

Трудно сказать, ждал ли кто-нибудь новый квест про Лёху Чайкина. Сюжет первой части был слабоват, картинка не очень, звук явно малобюджетен. Тот же Гена Бобков обладал намного большей харизмой, чем простой солдат Чайкин. Но в сиквеле гейм-девелоперы постарались – они сумели втиснуть в рамки очень короткого по нынешним меркам проекта две самые популярные у населения темы (тише, гусары, нас читают и дети!) – армия и расследование преступлений.

Когда уходят гении, рождаются клоуны.

ДМБ – дембель или демобилизация - увольнение военнослужащих из вооруженных сил по окончании войны или срока службы. Теперь наш Лёха вернулся домой. Вернулся не один, а с женой - медсестрой из своей в/ч. Денег - чемодан – заплатили ему щедро за поимку арабских террористов. Таким образом, штатные и внештатные сценаристы привязали сценарные ходы второй части к событиям первой. Родила Чайкину жена-красавица (это в затуманенных пивом мозгах дизайнеров она сексапильная красавица) детишек, прокушали они папкины сбережения и стали ждать чуда. Чудо не замедлило произойти – назначили Лёху исполняющим обязанности старшины местного отделения милиции. Дальнейшие события напоминают ряд милицейско-патриотических сериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Убойная сила», «Каменская» и т.д. Наш Чайкин – мастер на все руки. Даже не пройдя обучение в школе милиции, он отлично справляется с опросами населения, с криминалистической экспертизой и работой с агентурой. Забудьте о нелинейности сюжета, о различных вариантах развития событий и десятке оригинальных концовок. Однообразный и пресный сюжет – беседы со свидетелями, периодический просмотр иногда смешных записей в блокноте, угрюмые подозреваемые. Если короче – пошаговое пособие для начинающего участкового села Гадюкино в интерактивном виде. Когда-то мне на глаза попался поэтапный мануал для врача-реаниматолога: «…сделайте массаж в области сердца (сердце слева – прим. автора)…». Так вот, игра по качеству сценария очень похожа на одноименную разработку МВД – уверен, где-то в спецхранилищах тонны такой литературы. Если человек алкаш – соблазняем его бутылкой водки, зэк – припугиваем повторной отсидкой (хотя реальному «бывалому» это совсем не угроза). Местные жители готовы стучать друг на друга днем и ночью. Видно сразу, что никто из сотрудников студии «Парус» или «Акеллы» не хлебнул истинного милицейского быта. И еще – сценарий, конечно же, растянут на цитаты: ярые поклонники передачи «Аншлаг» в шестом поколении, но необычная лексика и одиозные характеры героев не самым лучшем образом повлияют на детей, не достигших 16-летней отметки. Радует только то, что это форменное безобразие прекращается через три-четыре часа после запуска игры – именно столько времени (с перерывом на перекуры и пиццу) потратит обычный игрок на прохождение «увлекательнейшего» квеста.

Сначала я удивлялся: «Зачем в такой простой игре блокнот? Ведь загадки-задачки просты!» Но через них горе-сценарист передает нам энергию космического разума – тьфу, потаенные Лёхины мысли. Которые, замечу, отличаются недюжинной пошлостью и затертостью фраз. А некоторые сюжетные линии всплывают и проявляют себя только в блокноте – в виде чайкинского видения ситуации. Откровенно маргинальный говор, выражения и словечки «гордачевской шпаны» - уму не постижимо, как такой товарищ состоит в рядах российских служителей-хранителей закона.

Если в экшенах и стратегиях одна из наиболее важных составляющих игры – искусственный интеллект, то для адвенчур-квестов (а тем более российских) – мотивация персонажей. Игрокам всегда интересно, что хотят герои, к чему они стремятся, какие у них мечты и опасения. Да, здесь более-менее внятная человеческая речь - на устах «болванчиков» не сумбурные монологи из «Мора». Поступки и действия персонажей осмыслены и просчитаны на много шагов вперед. Странно, мне всегда казалось, что преступник испытывает колоссальное напряжение, стрессовая ситуация давит, заставляет совершать неконтролируемые разумом поступки. Шахматная партия – вот игра, в которую забавляются преступники с Лёхой Чайкиным. А он со своей стороны предлагает собственное видение ситуации: для него всё – городки. Кинул биток – попал, еще раз – мимо, и полчаса метаний по полю. Это же не поиски Пуаро, интеллектуальные треволнения Холмса, логические выкладки мисс Марпл - это суровая действительность российского рисованного с похмелья квеста.

Бревно останется бревном и в орденах, и в лентах!

На удивление сносно выглядят бэкграунды – отлично поработали штатные художники. Веселые пейзажи российской глубинки, городские кварталы, лавочки и скверы – все настраивает на пасторальный лад. Лица персонажей не одутловаты (кроме закоренелых алкоголиков, естественно), одежда органично вплетается в стиль игры. Вот только мрачная и всем неудовлетворенная физиономия главного героя портит общую картину. Однако, напряженной работы аниматоров не видно. Вы когда-нибудь видели, как маршируют солдаты 2-ой отдельной мотострелковой инвалидной дивизии? Говорите, нет такой? Дергаются ручки, трясутся ножки, во фрунт вытянуться не могут. И вообще – рахитичный пошел защитник отечества! На привычного всем краснорожего и щекастого старшину из соседнего отделения Чайкин не тянет. Скорее, Смальков на подработке.

Отставить разговорчики, раз-два!

Реплики проговаривали ребята, никогда не разбиравшие АК-74 на скорость. Уставшие голоса, невнятное произношение и владимирский говорок – ладно, если бы так говорили простые среднестатистические обыватели, но бодрый «гений»? Проходит наш старшина по лужам ли, шаркает неуставной расхлябанной походочкой по асфальту – а звук шагов один и тот же… Музыка рассчитана на детей среднего школьного возраста – уже отошедших от творчества Надежды Кадышевой, но не принявших рейв и фанк. Полуфольклорные композиции, занудные мотивы и … - лицам постарше рекомендую полностью его отключить. Хотя попадаются и веселые, разухабисто-смелые мелодии.

Итоговые комментарии

Продолжение «ДМБ» обещало быть еще смешнее, длиннее и оригинальнее. Никто не ожидал какого-то откровения, супер-навороченной графики и великолепного саунда. Мы хотели увидеть веселый и совсем не хардкорный квест, где можно от души посмеяться над потугами главного героя и вспомнить «молодость в сапогах». Скупые двухмерные задники, симпатичные персонажи и глуповатый старшина милиции – вот что мы получили в коробочке с двумя дисками от «Акеллы». Зачем было нужно им столько места для такой игры - это еще один неудобный вопрос команде студии "Парус". Геймплей хуже (равно как и лучше) не стал. Тотального упрощения не выдерживает ни один сериал. А аркадного уровня «классический российский квест» никому не нужен. Даже для того, чтобы насладиться душевными переживаниями «человека в погонах».

Геймплей: застрял в середине 90-х, ведь именно тогда перестали появляться во всем мире (кроме России) тупые линейные адвенчуры. Правда, юмор многим понравится.
Графика: сносно. Устаревшая двухмерность – а это даже отсутствие приевшихся всем отрендеренных трехмерных бэкграундов.
Звук: в который раз приходится сетовать на малобюджетность со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Другие новости

Комментарии

Оставь комментарий