Strange Antiquities: Обзор сиквела уникальной головоломки

Алексей Лихачев 2025-09-20 01:50:01 0

В 2022 году вышла Strange Horticulture — отличная, ни на что не похожая головоломка. Работая в магазине «Загадочные растения», мы должны обслуживать клиентов, которые приходят по самым разным поводам и просят дать им те или иные товары, — нужно определять, какие из многочисленных растений на витринах подходят покупателям. Проект стал относительно популярным, так что разработчики решили не расставаться с этой идеей и выпустили Strange Antiquities — примерно то же самое, только растения сменились разными диковинками.

Лавка чудес

В новой игре мы встаём за прилавок в «Загадочном антиквариате» — магазине, где полки заставлены всевозможными статуэтками и амулетами. Все они — не простые украшения, а загадочные артефакты. Обычная на первый взгляд фигурка оленя соседствует с подвеской, в центр которой вставлен глаз, наблюдающий за движениями курсора. Есть сосуды с изображёнными на них рунами, жуткие кисти рук с кольцами на пальцах, усыпанные драгоценными камнями коробки, которые не удаётся открыть, — коллекция изначально впечатляющая, и с каждой сюжетной главой на полках появляется всё больше предметов.

Структура здесь точно такая же, как в Strange Horticulture. Сначала вызываем одного за другим клиентов, используя звонок на прилавке, и выслушиваем их монологи. Кто-то плохо видит, кто-то сильно переживает и хочет успокоиться, кто-то отправляется в дальний путь и ищет что-то вроде благословения, а кому-то надоела соседка, ворующая вещи, и хочется её проучить. В большинстве случаев протагонист сразу понимает, какой именно предмет ему нужно дать посетителю, и соответствующее название мы ищем в «Книге об артефактах», где есть информация о каждом необычном предмете — либо описание, либо иллюстрация.

После этого начинается самое интересное, поскольку игра не даёт прямые подсказки, позволяющие сразу же отыскать нужный артефакт. К примеру, в книге сказано, что такой-то предмет украшают полумесяцем — вы рассматриваете всё, что стоит на полках, и находите три-четыре вещи, подходящие под описание. Или говорится, что артефакт сделан из дешёвых материалов — это может быть как дерево, так и бронза.

Приходится копать глубже, в том числе внимательнее исследуя каждый объект. Можно узнать материал, из которого он сделан, пощупать, понюхать, а также узнать ощущения протагониста при взаимодействии с артефактом. Если какой-то элемент артефакта очень гладкий по сравнению с остальными, по нему наверняка часто водили пальцами, а если он вызывает тревогу при одном лишь взгляде на него, то такая вещь вряд ли поможет избавиться от бессонницы или переживаний.

Иногда даже этих действий недостаточно, особенно если персонаж не понимает, какой именно товар ищет покупатель. Приходится обращаться не только к книге артефактов, но и к другой литературе. Брошюра о символах поможет понять, что означают знаки, выгравированные на амулетах, кружках и других предметах. Книга о драгоценных камнях не только позволяет узнать названия камней, но и объясняет, для чего они используются и какую силу в себе несут.

Новые справочники разблокируются постепенно, и далеко не всегда приходится перелистывать каждый из них в поисках ответов. Бывают и заковыристые загадки, но тут довольно щедрая система подсказок, которая не указывает стрелочкой на нужный артефакт, а даёт намёки. Хотя одна из ачивок требует завершить игру без этой механики, некоторые эпизоды кажутся без подсказок непроходимыми (не исключаю, что я просто был невнимателен).

Другой магазин, те же занятия

Когда перечитываешь монолог клиента, сверяешься со всеми книгами, переносишь в соответствующее поле нужный предмет и игра сообщает, что ты определил всё правильно, в Strange Antiquities влюбляешься так же сильно, как в Strange Horticulture. В то же время новая игра кажется вторичной: визуальный стиль знакомый, оформление почти идентичное, да и занимаешься тем же. По этой причине оценивать вторую игру так же высоко, как первую, не хочется — но это не значит, что она намного хуже и с ней что-то не так. Просто идея уже не нова, и то, что выглядело спорно в Strange Horticulture, перекочевало в новую часть без изменений.

Например, персонажу вновь выдают карту города и позволяют в любой момент куда-то отправиться — исследовать старую тюрьму, заглянуть в монастырь, погулять по парку и так далее. На экране при этом продолжаешь видеть магазин, а посетитель так же стоит около прилавка и ждёт, когда ему выдадут товар. Мало того, находясь на противоположном конце города, вы можете взять с магазинной полки любой артефакт и использовать его на найденном замке или постаменте. Да, условность, но лучше бы во второй части придумали что-то новое, что выглядело бы не так нелепо. Плюс кажется странным, что все здешние артефакты уникальны, но вы ничего не отдаёте покупателям — товары остаются на полках, а довольные посетители уходят как будто бы с пустыми руками. А ведь некоторые товары «продаёшь» в последующих главах повторно.

Но если закрыть глаза на шероховатости, в Strange Antiquities находишь много действительно классных механик и задумок. В начале каждого дня получаешь карточки, на которых либо что-то схематично изображено, либо написана загадка — нужно открыть карту, определить, на какую локацию вам намекают, и найти там новый артефакт. Посетители иногда передают записки, где тоже есть текстовые головоломки или изображения, — как только посещаешь нужное место и забираешь оттуда предмет, на бумажке ставится галочка. Магазин тоже таит немало секретов — пьедесталы расположены под прилавком не для красоты.

Увлекает и история. На сей раз в городе Андермир завелась хворь, из-за которой на улицах встречаются люди с чёрными глазами, и местные жители и специалисты ищут причины происходящего. Хотя некоторые клиенты — простые покупатели, которым не хочется обращаться в полицию или больницу, нередко в нашу лавку заглядывают важные для сюжета персонажи. Концовок, как и в прошлой игре, несколько — в некоторых случаях можно выбрать, какой артефакт дать покупателю. Например, одна из посетительниц настойчиво просит очень опасный амулет и даже шантажирует нас, а мы решаем, исполнить ли её желание или раз за разом подсовывать что-то совершенно иное.

Strange Antiquities осталась такой же приятной и умиротворяющей головоломкой, как и её предшественница. Никуда не спешишь, всё внимательно изучаешь, листаешь справочники, вешаешь бирки на товары, подписываешь их (или позволяешь игре делать это автоматически)… Тут приятно проводить время, решая головоломки и принимая важные решения. В то же время сиквел очень ужпохоже на первую игру и не предлагает ничего уникального — эффекта новизны уже нет, поэтому и впечатления не такие яркие. Но всё равно аналоги найти очень трудно, и если от Strange Horticulture вы остались в восторге, то и от новой игры будет трудно оторваться.

Плюсы: множество интересных головоломок, требующих внимательно изучать игровые справочники и логически мыслить; интригующая история, на концовку которой можно влиять решениями; забавные пазлы; относительно щедрая система подсказок, дающая намёки, а не указывающая на решения напрямую.

Минусы: эффекта новизны из прошлой игры уже нет; условности из первой части остались без изменений; некоторые загадки кажутся нерешаемыми без подсказок.

Другие новости

Комментарии

Оставь комментарий