Коллектив Crystal Dynamics был основан в 1992-м, и спустя три года он выпустил платформер Gex. Антропоморфная ящерица должна была стать персонажем уровня Соника или даже Марио — узнаваемым героем, которого ждала бы долгая жизнь в разных проектах. Трилогию игр с его участием мы таки получили. Все три вышли ещё в конце прошлого века, а теперь усилиями Limited Run Games они доступны и на современных платформах в сборнике Gex Trilogy. Если оценивать этот релиз как сборник именно переизданий, то работа проделана так себе, но сохранились игры неплохо.
Для начала стоит рассказать обо всех играх по отдельности, поскольку последние две сильно отличаются от дебютной. Первая, которая просто называется Gex, представляет собой платформер с видом сбоку и рассказывает о ящерице, попавшей через телевизор в «медийное измерение». Персонаж бегает по разным каналам и собирает телевизионные пульты, позволяющие разблокировать новые уровни, коих больше двух десятков.
Вдохновлялись разработчики тем, что было популярно на ТВ в то время: разного рода шоу на MTV, мультсериалами вроде «Бивиса и Баттхеда» и так далее. В игре много отсылок к поп-культуре той эпохи — Гекс разговаривает цитатами из фильмов вроде «Индианы Джонса» и «Звёздных войн». Озвучил его американский комик Дэна Гулд (Dana Gould), не расстававшийся с этим героем на протяжении всей трилогии. В каком-то смысле Gex напоминает капсулу времени, при прикосновении к которой как будто переносишься в детство и включаешь старый MTV — в наших краях он не так уж сильно отличался от зарубежного.
Геймплейно же Gex даже сегодня кажется необычным платформером, поскольку помимо обычных прыжков и ударов хвостом персонаж умеет карабкаться по стенам. Участки, которые для большинства героев подобных игр были бы непреодолимыми, здесь встречаются на каждом шагу — если видите узкий горизонтальный проход, можете прыгнуть на стену, приклеиться к ней лапами и проползти куда надо. А в некоторых случаях карабкаться позволяют даже по стенам на дальнем плане. Игра и так выглядит объёмно благодаря параллакс-скроллингу, а с такими механиками эффект усиливается.
Уровней довольно много, они достаточно крупные, коллекционных предметов на них полно, да и секретов хватает. Здесь есть привычные для платформеров той эпохи проблемы вроде необходимости иногда прыгать в неизвестность (что порой заканчивается приземлением на шипы) и замедленной реакции персонажа на бегу. Самый раздражающий недочёт — моментальная смерть при соприкосновении с водой. Те же шипы просто отнимают очко здоровья, равно как и противники, а вот от воды спастись уже не получится. Точнее, получится в переиздании — в него добавили перемотку, и в любой момент вы можете перенестись на пару секунд назад.
Вторая и третья части серии — Gex: Enter the Gecko и Gex 3: Deep Cover Gecko — совсем не похожи на первую. Они больше напоминают Super Mario 64 — это трёхмерные платформеры, в которых из хабов мы переносимся на отдельные уровни. Там от нас тоже требуется собирать пульты, чтобы открывать новые локации, но если в первой части эти предметы просто висят в воздухе, то теперь нужно выполнять задания для их получения — что-то собирать, кого-то побеждать, что-то уничтожать и так далее. И во второй, и в третьей играх локации значительно больше, чем в оригинальной Gex, так что возвращаться к ним придётся не один раз.
Больше всего в обеих трёхмерных играх впечатляет дизайн этих самых локаций — даже сегодня, несмотря на сильно устаревшую графику, смотреть на происходящее без улыбки невозможно. Чего стоит хотя бы дом ужасов, в котором летают привидения, из стен вылезают жуткие физиономии, а статуи размахивают оружием. Или открытые пространства, где Гекса то цветы атакуют, то противники кидаются наспех слепленными снежками. Творческая свобода у дизайнеров явно была безграничная — даже когда повторно запускаешь уже изученные уровни, натыкаешься на мелочи, которые раньше не замечал. Третья часть не стала большим шагом вперёд по сравнению со второй, и в своё время её ругали за отсутствие инноваций и существенных изменений, но это не делает её плохим платформером — просто впечатления от сиквела останутся ярче, чем от финальной игры трилогии.
Короче говоря, игры хорошие и прошли проверку временем — осталось понять, что сделали с ними в Gex Trilogy. А сделали, к сожалению (или к счастью), очень мало. К примеру, если в ремастере Croc: Legend of the Gobbos перерисовали текстуры и позволяют свободно переключаться между старой и новой графикой, то тут над визуальной составляющей не работали вообще. Разве что добавили поддержку широкоформатного режима, вот только если его выбираешь, то картинка растягивается — довольно сильно в первой игре и менее заметно во второй и третьей. Ну и про ЭЛТ-фильтр не забыли, хотя он получился хуже, чем в других подобных переизданиях.
В принципе, больше крупных геймплейных нововведений в сборнике нет. Можно отметить удобное управление с помощью аналогового стика во всех трёх играх, но это как будто само собой разумеющееся. Плюс говорят, что были исправлены некоторые баги и технические недочёты оригиналов, но это могут подтвердить разве что фанаты трилогии, изучавшие эти игры вдоль и поперёк. В остальном это те же платформеры, что и раньше, из-за чего Gex Trilogy скорее напоминает комплект сэмулированных версий. Тут мнения разделятся — кто-то будет рад, что игры оставили практически в первозданном виде, а кому-то покажется, что они заслуживали большего.
Я и сам не могу определиться, что лучше. С одной стороны, все части Gex — продукты своего времени, которые лишний раз лучше не трогать. С другой — переиздание как будто действительно могло быть лучше: например, если бы создатели не просто переносили версии с первой PlayStation, а добавили бы эксклюзивный контент из портов для других консолей. Или сгладили бы углы вроде загрузок в первой игре, которые не длятся слишком уж долго, но явно не должны занимать столько времени на современных платформах. Да и камеру во второй части не мешало бы усмирить — слишком уж часто она поворачивается в разные стороны.
Зато не забыли про бонусный контент. Концепт-арты, обложки, многостраничные отсканированные руководства, нелепые рекламные ролики той эпохи — сюда завезли стандартный для подобных изданий набор. Плюс есть музыкальный плеер с композициями из всех трёх игр. Самым странным бонусом мне показалось интервью с Дэной Гулдом, разбитое на дюжину фрагментов, которые не только сами по себе короткие, но и, судя по склейкам, отредактированные. А комментариев разработчиков вообще нет, хотя они наверняка были бы интереснее, чем воспоминания того, кто просто озвучивал персонажа. Даже видеоролики, в которых показаны прототипы уровней, записаны без закадрового голоса — досадное упущение.
Безусловно, появление трёх Gex на всех платформах — событие важное. Игры это не легендарные, но знаковые, и теперь их можно проходить без танцев с бубном и на компьютерах, и на консолях, пользуясь дополнительными удобствами вроде перемотки. В то же время со стороны кажется, что работа была проделана минимальная — конечно, трилогия вряд ли заслуживает полноценных ремейков, как Crash Bandicoot или Spyro the Dragon, но хоть какие-то графические и геймплейные улучшения хотелось бы видеть, не говоря уж о бонусном контенте вроде вырезанных уровней. Так что ради ностальгии с Gex Trilogy ознакомиться стоит, но вдохнуть новую жизнь в игры не захотели, хотя они явно того заслуживают.
Плюсы: три знаковые игры теперь доступны на всех платформах; возможность перематывать время упрощает прохождение всей трилогии; игры неплохо сохранились благодаря интересным идеям и достаточно большому количеству контента; есть привычные для подобных переизданий бонусы вроде галереи концепт-артов, руководств и многого другого.
Минусы: практически нет ни геймплейных, ни графических улучшений, из-за чего переиздание больше похоже на эмуляцию; не хватает комментариев разработчиков — вместо этого здесь интервью с актёром, озвучившим Гекса.