Выхолощенная аниме-графика, обилие разодетых симпатичныхдевочек, закрытые локации, пошаговые сражения и гача-казино, бьющееся в сердце всего этого, — сразу понятно, куда метят авторы Etheria: Restart. Однако конкурировать с Honkai: Star Rail в плане сюжета, проработки квестов и персонажей крайне сложно, поэтому в студии XD сделали ставку на бои между игроками. Сыграла она или нет?
Первым делом нужно сказать, что Etheria: Restart представляет собой типичный «геншинлайк», то есть гачу эпохи расцвета HoYoverse. На ориентир авторов указывают графика, магазин, баннеры, система призыва и выносливости, боевые пропуска, всевозможные события и достижения, позволяющие получать кучу материалов за каждый чих… Отчасти похожи даже интерфейс и то, как устроены синтез и прокачка персонажей, которых на определённом этапе нужно «возвышать», чтобы улучшать дальше.
А вот с сюжетом в Etheria всё слабее. Там, где в HSR смешаны юмор, пафос, экзистенциализм и космические приключения, в Restart мы получили стандартную историю про виртуальную реальность, ставшую убежищем после апокалипсиса, и вирусы, которые ей угрожают. Вирус называется Генезисом, виртуальная реальность — Этерией, а люди (точнее, их сознание, перенесённое из реального мира) тут уживаются с Анимусами — это исключительно виртуальные персонажи, владеющие местной магией, Анимой.
История эта ни в коем случае не плохая. Есть эффектные кат-сцены, эксцентричные, явно что-то затевающие злодеи, герои, готовые принести себя в жертву, сногсшибательные женщины, которых виртуальный режиссёр показывает исключительно снизу вверх. На месте свои скандалы, интриги, расследования, причём в буквальном смысле: в роли Гиперлинкера, то есть человека, мы расследуем причины проникновения Генезиса в те или иные виртуальные районы Этерии.
Не обошлось без драмы и трогательных поводов для слёз — довольно быстро мы узнаём об экспериментах над Анимусами, которые проводил убитый горем отец, чтобы воскресить свою юную дочь. В процессе не только сражаемся, но также исследуем локации с помощью крюка-кошки, открываем сундуки и реконструируем фрагменты прошлого, находя с помощью особого зрения важные предметы и записи.
Наконец, авторы постоянно жонглируют интересными уровнями — перекидывают нас из реальности в виртуальность и обратно, с крыши несущегося поезда в развалины богатого поместья, а оттуда — на танцпол ночного клуба.
Проблема не в том, что всё это, включая коварные эксперименты, мы уже видели, а прежде всего в отсутствии размаха. Всё подаётся коротко, на совсем уж маленьких, коридорных локациях, по сравнению с которыми улицы Пенаконии из Honkai: Star Rail — настоящий открытый мир. А все эти упражнения по поиску предметов и восстановлению фрагментов прошлого пока совершенно не тянут на приключения, а кажутся лишь приметами чего-то большего, что, возможно, появится в будущем.
Сюжетные эпизоды не только сами по себе короткие — авторы ещё и увеличивают расстояния между ними с помощью уровней, которые мы должны набрать, прежде чем станет доступна следующая глава истории. Понятно, что так делают во всех гача-играх, но для меня Etheria: Restart — первая, где искусственные барьеры ставят столь часто и навязчиво. Да ещё и заставляют набирать действительно много уровней: сначала набери десятый, потом — ещё три, а потом — сразу семь.
Прокачиваться надо в драках с боссами и элитными противниками, которые разбросаны по испытаниям и режимам: где-то это одиночные дуэли на разных уровнях сложности, где-то — серия сражений. Поначалу это, конечно, лишь тренажёры для битья, а также добычи материалов и опыта. Но где-то с уровня «Тяжёлый» схватки начинают действительно напрягать и увлекать, ты перестаёшь проходить сражения на ускоренном автопилоте и включаешь ручной режим на обычной скорости.
Сама по себе боевая система традиционная для JRPG и ближе всего опять же к HSR — выставляем на поле своих Анимусов и по очереди определяем, кого и чем бить, какой баф/дебаф накладывать и так далее. Никаких QTE и элементов реального времени.
Как и во всех «геншинлайках», в Etheria: Restart у каждого бойца — свой набор уникальных умений и каждый наносит тот или иной тип стихийного урона. Стихии тут соотносятся друг с другом по классической схема «Камень, ножницы, бумага». Игра почти всегда удобно напоминает, какая стихия против кого сильнее, и это обязательно нужно учитывать, определяя, кого отправить в драку.
Как и в Wuthering Waves, на помощь основным персонажам можно призывать существ — Оболочки. Точнее, они активируются сами, наносят дополнительный урон, лечат и так далее. А ключевое значение имеет панель инициативы, на которой мы видим порядок ходов. Мы можем на эту очерёдность влиять, отбрасывая врагов в конец, а союзников двигая поближе. Поэтому нужно обращать внимание на параметр скорости и эффект «Движение».
Вариантов настройки множество, и в этом заключается прелесть боевой и ролевой систем. Помимо Оболочек, которые прикрепляются к каждому Анимусу, есть ещё система модулей, заменяющих снаряжение, — и все вместе они дают больше, чем мы привыкли, эффектов и бонусов, которые нужно грамотно сочетать и складывать в сеты. Питомцы и модули также накапливают очки Матрицы, с помощью которых можно значительно усиливать параметры и эффекты.
Понятно, что если Анимус кастует лечение, то лучше брать питомца, который улучшает целебные эффекты. Плюс мы прокачиваем сам уровень и звёздность бойцов и улучшаем их характеристики и умения с помощью системы мастерства. В любом случае тут множество вариантов для комбинирования и выстраивания синергии всего этого ролевого хозяйства. Но и шанс, что при малейшей ошибке вы сломаете весь тщательно выстроенный билд, тоже велик.
Особенно всё это важно в сражениях между игроками. Надо сказать, что моё примирение с Etheria: Restart, плавно переходящее во всё более нежные чувства, случилось именно после того, как на определённом этапе открылась арена. Именно там, в обычном рейтинговом режиме и в формате турнира на восемь участников, который доступен по выходным, происходит всё самое интересное.
Благодаря обилию билдов и сочетаний персонажей PvP затягивает. К тому же тут многое зависит не только от прокачки и того, как вы настроили модули и подобрали питомцев, но и от того, что делаете непосредственно ручками в бою и перед ним. В чистом PvP (а есть еще драки с ботами, которые управляют предустановленными отрядами игроков) автопилота нет и вы должны сами выбирать цели и умения.
Перед схваткой каждый игрок по очереди определяет, кого выставить на матч из своего ростера — и если соперник выбрал, к примеру, Лиан или Тиамат (одни из самых популярных бойцов на старте), то вам они уже будут недоступны. А в самом конце каждый ещё банит кого-то одного из банды соперника. Система, конечно, небезупречная — я с таким трудом заполучил Фрейю, прокачал её, но на арене практически не мог использовать, потому что почти в каждом матче мне её блокировали. Но система эта честная, обоюдоострая и позволяет хоть как-то балансировать матчи с более сильными по составу противниками.
В итоге сражения между игроками сразу перетягивают всё внимание на себя, после чего я понял, почему авторы так мало внимания уделили сюжету, и обнаружил два удивительных для себя факта. Первый — впервые за долгие годы у меня появилось желание ежедневно проводить часик-другой не только в Hearthstone, но и в другой игре с PvP. Благо проекты во многом похожи, только в Etheria: Restart мы не колоды формируем, а отряды персонажей, которых также можно затачивать на быстрый урон, долгую игру, контроль и так далее. В любом случае важны синергия и правильные комбинации.
Второй факт — впервые в гача-играх я задумался о том, чтобы заплатить деньги ради более быстрого и гарантированного получения нужных персонажей и ускоренной прокачки. Понятно почему — в отличие от Genshin Impact и других игр HoYoverse, где максимум есть элементы кооператива, в PvP-битвах Etheria как воздух нужны более крутые SSR-персонажи, а не те, что вы получаете по сюжету и в первых крутках. Особенно ценятся воины Света и Тьмы — на данный момент они ультимативны и во многом вносят дисбаланс, нередко побеждая в первые ходы.
В Etheria: Restart вялая сюжетная подача и куда более агрессивная, чем у конкурентов, ставка на донат. Если вас это не устраивает, то мы предупредили, а игра особо и не скрывает. Но если вы пришли именно ради сражений с другими игроками, то рискуете залипнуть надолго — боевая и ролевая системы тут отменные.
Плюсы: увлекательное PvP; гибкая настройка персонажей и отрядов, богатая возможностями для точечного тюнинга и поиска комбинаций; игра шикарно выглядит и звучит.
Минусы: сюжет пока проходит фоном; много откровенно более сильных персонажей; акцент не только на PvP, но и на донат (хотя это гача — вы знаете, куда идёте); игра красивая, но безликая — так выглядят и звучат все гачи от HoYoverse и иже с ними.