Прозвучит банально, но инди-игры — как кот в мешке: никогда не знаешь, какая тебе попадётся, особенно когда речь заходит о неизвестных, но очень творческих студиях. В один день это может быть душераздирающий короткий квест, который оставляет тебя разбитым и опустошённым. В другой — пафосная философская история с кучей подтекстов.
А ещё это бывают маленькие, банальные, но очень личные истории с душой, для создания которых разработчики отрывают кусочек себя. Leila как раз из таких. Это простая история обычной женщины, которая не обладает никакими выдающимися способностями, не спасает мир и не переживает уникальный опыт. Всё, что она делает, так это вспоминает прошлое, заново переживает детские травмы, учится притворяться взрослой и живёт рутиной, не забывая находить радость в мелочах. А заодно учит этому и нас.
Личные переживания Лейлы предстоит исследовать через довольно простые, но увлекательные пазлы — дочка предложила ей попробовать новую игру в виртуальной реальности, которая считывает воспоминания и превращает их в развлекательную прогулку. Или не очень развлекательную, ведь к этому моменту главная героиня уже взрослая женщина, поэтому воспоминаний у неё накопилось много, хороших и не очень.
А мы, как игроки, тем самым получаем возможность заглянуть в голову обычной женщины с самыми обыденными мыслями, страхами и надеждами. Благодаря простоте рассказы Лейлы на фоне ощущаются как полуночный разговор на кухне — никаких глубоких и философских мыслей, только элементарное обсуждение бытовухи и прогулка по воспоминаниям, многие из которых резонируют с твоими, ведь большинство людей делят один и тот же бэкграунд.
Передвигаясь по дереву воспоминаний, Лейла будет в случайном порядке просматривать свои воспоминания и делиться комментариями, но уже с высоты прожитых лет. Вот она сидит в кафе и ищет идеи для новой книги, чатится с издателем, выдерживая бесконечные правки, затем в роли подростка переживает первый разрыв с парнем или рассказывает о детских травмах, которые влияли на всю её жизнь, заставляя совершать неправильные поступки.
Ситуации, даже не совсем привычные и рядовые, всё равно умудряются отсылать к обычному человеческому опыту. К концу прохождения я даже начала сочувствовать Лейле, словно мы стали застольными друзьями и делим теперь общие тайны. И несмотря на простоту истории, путешествие по закоулкам памяти не ощущается скучным, потому что жизненные истории разбавляются головоломками — порой банальными, порой изобретательными, но всегда подходящими ситуации.
Довольно часто загадки превращаются в простой point-and-click: Лейле предстоит искать на карте части проектора или идеи для новой книги. Иногда попадаются классические задачи вроде «Соедини провода» и целые многоуровневые головоломки во весь экран, которые связаны между собой и требуют творческого мышления. Каждый из пазлов отражает внутреннее состояние Лейлы или даже отдельный жизненный период. Например, она из разных частей собирает своё «настоящее» лицо, а не маску, которую показывает окружающим. Или читает своей дочери сказки на ночь, параллельно решая головоломки на страницах книги.
И хотя я могу пожаловаться, что головоломок, как и сценок из жизни, слишком мало, а вся игра проходится максимум за полтора часа, она точно стоила каждой потраченной минуты: расслабляющая музыка и изобретательные загадки разбавляются первыми разочарованиями, принятием ошибок прошлого и попытками жить настоящим.
И если подростковые переживания семнадцатилетней девушки вас не слишком впечатляют, то что-то общее с Лейлой рано или поздно найдётся, ведь она ошибается, рефлексирует и делится самыми простыми мыслями, которые приходили в голову каждому из нас. Такой подход применим и к пазлам: поначалу героиня убирается в доме с лёгкостью, а во время депрессии пропускает половину дел или физически не может их выполнить (например, мышка попросту не дотягивается до нужного предмета).
Я бы с радостью провела в голове Лейлы ещё несколько часов, слушая шутки, советы и истории из жизни, решая несложные, но залипательные загадки, путешествуя по воспоминаниям и знакомясь с окружением героини или её семьёй. Поэтому особенно жалко, что Leila оказалась довольно короткой игрой, которая быстро скачет от одного эпизода к другому, не давая их прочувствовать, а истории из жизни часто обрывочные и не дают полного контекста.
Плюсы: уникальный визуальный стиль и связанные с ним творческие решения; музыка; очаровательная главная героиня; простая, но душевная и жизненная история; изобретательные пазлы.
Минусы: игра очень короткая; несмотря на общечеловеческий опыт, целевая аудитория игры — женщины под тридцать, поэтому некоторые размышления, страхи или запрятанные шутки могут пройти мимо.
Меня удивляет значение, в котором используется эта фраза.