Неизведанный мир женских визуальных новелл

Джуби 2024-07-23 10:51:11 24

А вы замечали, как много вещей с припиской «женский» автоматически обретают негативную коннотацию? Давайте посмотрим: женские сериалы, женские романы, женские игры, женские… визуальные новеллы?.. Словно в нашем мире одновременно существуют универсальные вещи (читай: мужские) и отдельно — нишевые женские, причём последние всегда представляются в головах многих людей чем-то второсортным. Хотя безобидная характеристика «женский» означает не качество произведения, а лишь его целевую аудиторию, а это, на секундочку, половина всех людей на земле!

Из-за подобных предрассудков преимущественно мужская аудитория StopGame совсем незнакома с женскими визуальными романами, и даже Диана Урбанович в обоих своих видео делала упор на новеллы с главным героем мужского пола. Не способствует популярности таких новелл и практически полное отсутствие девушек в самой редакции — о визуальных романах с протагонистками неинтересно писать и самим авторам. Да и зачем, если за порогом уже поджидают сотни эроге, гаремников с голыми девочками, завирусившиеся «Бесконечное лето» и Doki Doki? К счастью, у StopGame есть я — одновременно и девушка, и неуёмный игрок в разнообразные отомэ, дэйт-симы и женские ВН-ки. И я уже несу подарок как для милых дам, которым не хватает репрезентации женщин в качестве главных героинь таких новелл, так и для парней, которым будет интересно открыть для себя дивный новый мир.

Мечта одного человека

Что общего между отомэ, галгэ, эроге, сёнэном, дзёсей и сёдзё? Всё это японские термины, которые шагают рука об руку с визуальными новеллами со времён их зарождения. Что ещё общего? Эти слова, скорее всего, незнакомы людям, далёким от японской культуры, а потому каждому сегодня найдётся пояснение. Ещё большей запутанности терминологии способствует то, что после своего зарождения в Японии отомэ игры обросли множеством поджанров и в конечном итоге отправились путешествовать за пределы страны, где тоже трансформировались, что влечёт за собой ещё большее количество терминов! Я и сама настрадалась, пока собирала материал к этой статье.

Но великое отсоединение женских визуальных новелл во время становления жанра начиналось довольно просто — с соучредительницы студии Koei Кэйко Эрикавы (Keiko Erikawa), которая в 1980-х годах обратила внимание на тот факт, что среди окружающих её коллег нет ни одной женщины. На тот момент Koei занималась преимущественно разработкой стратегий, сложных исторических и приключенческих игр (что не помешало ей в 82-м году выпустить эроге Night Life), и за разработкой одной из таких игр Кэйко задумалась: почему бы не создать игру и для девушек?

В тот период в индустрии почти не было женщин с техническим образованием, поэтому к команде присоединились обладательницы гуманитарных специальностей, впоследствии ставшие сценаристками. Так у Koei появилось женское подразделение Ruby Party. На обучение сотрудниц, ранее не занимавшихся разработкой игр, потребовалось время, поэтому мечта Кэйко об игре для девушек воплотилась в жизнь только спустя десять лет.

Вышедшая в 1994 году первая в мире отомэ Angelique пусть не продалась так же хорошо, как прочие игры Koei, но всё равно обратила на себя внимание прессы. В студию посыпались письма от игроков-женщин, которые были рады наконец-то увидеть не героя, а героиню, презентовавшую в истории их самих. И, что самое главное, оказалось, что игра, ориентированная на девочек-подростков, заинтересовала и аудиторию постарше.

Зная, что из-за жанровой новизны «Анжелика» продастся хуже игр-предшественниц, Эрикава заранее спланировала целый медиамикс — это, по её словам, было невиданным для индустрии зрелищем. Параллельно игре вышла аудиокнига, в планах были аниме-сериал, манга и сиквел. Кэйко тем самым стала зачинательницей ещё одной традиции, ведь в наше время отомэ редко выходят без горы мерча, фан-дисков и прочих сопроводительных материалов, которые поклонники раскупают с огромным удовольствием.

Вершиной фан-сервиса стало мероприятие с участием сэйю, на котором гостей ожидали музыка и балет, как раз в духе королевско-магической вселенной Angelique. Глядя на пришедших фанатов и гору писем с благодарностями, Эрикава знала — женщины тоже хотят играть в видеоигры, рынок есть, и эту нишу нужно срочно занять, чем Ruby Party и занималась следующие 30 лет, делая популярной франшизу «девичьих игр» Neo Romance.

С течением времени серия Angelique не стала менее любимой как среди фанатов, так и среди разработчиков — в 2016 году студия организовывала юбилейный концерт, посвящённый знаменитой франшизе, и, хотя поклонники серии с нетерпением ждали ремейка, Кэйко Эрикава всё искала идеи для новых проектов. Благодаря союзнику в лице Nintendo студии удалось выйти за рамки своих изначальных умений — задуманная как отомэ Buddy Mission Bond эволюционировала в визуальную новеллу о детективных приключениях, навеянную уже сёнэн-мангой.

В игре нет возможности завести роман, но у BMB оказалось много поклонников как среди девушек, так и среди парней.

По словам Мэй Эрикавы (дочери Кэйко, которая переняла её страсть к играм и тоже трудится в геймдеве), разработка Buddy Mission Bond была не из лёгких. Причина? После стольких лет работы над отомэ у студии совсем не было опыта в других жанрах.

Несмотря на успех Buddy Mission Bond, венцом творчества Ruby Party всё равно остаётся франшиза Neoromance, куда входят игры для женщин — это историческая драма Harukanaru Toki no Naka de, Kiniro no Corda, LoveφSummit и даже возрождённая Angelique Luminarise. Выросшие на играх серии «Неороманс» и вдохновлённые примером Кэйко женщины шли в геймдев, а японский рынок продолжал заполняться отомэ.

Интервьюер: Прошло 20 лет с тех пор, как вы запустили игры Neoromance, но как, по вашему мнению, изменилось с тех пор положение женщин, которые играют в игры?

Эрикава: Теперь, благодаря консолям и играм для смартфонов, появилось множество игр, предназначенных для женщин, и мы создали место, где женщины могут наслаждаться играми. Думаю, точно так же улучшилось и наше отношение к играм для женщин.

Интервьюер: А что изменилось для женщин, которые работают в геймдеве?

Эрикава: Для женщин-творцов всё сильно изменилось. Наверное, лучше сказать, это что-то вроде скачка поколений. Для многих людей Neoromance стала толчком к поступлению на инженерные факультеты. Также в индустрию и к нам в команду пришли те, кому понравилась «Анжелика». Я очень признательна таким людям.

Интервьюер: Эрикава, какое-то время вы говорили, что «хотите поддержать женщин в их прогрессе в обществе». Вы имели в виду, что хотели также призвать к найму женщин при создании игр, ориентированных на женщин?

Эрикава: Это правда. Что касается решимости женщин выйти в более широкое общество, то Япония — одна из сильно опоздавших стран. Если женщины хорошо работают с мужчинами на своей работе, 1 + 1 может стать не просто 2, а 3. Но множество японок при этом сильно колеблются; некоторые мужчины не умеют работать под руководством женщин, но если женщины будут вносить более заметный вклад в общество, то это общество может стать хорошим. Я хочу предоставить больше управленческих должностей для женщин в нашей компании. Я хочу, чтобы женщины, читающие эту статью, были активными, независимо от того, работают ли они или воспитывают детей. Поэтому я хочу, чтобы они больше узнали о своем теле и хорошенько подумали о том, как они хотят прожить свою жизнь. Я буду их поддерживать.

Интервью с Кэйко Эрикавой

Смежность жанров

Благодаря Koei ниша отомэ-игр долго не простаивала, и даже Konami успела запрыгнуть на этот паровоз в 2002 году с Tokimeki Memorial Girl’s Side. Правда, в смежном жанре — симуляторе свиданий, в котором студия успешно творила с 1994 года, выпустив целую серию игр «Мемориал Токимэки», но с протагонистом мужского пола.

И если в «Анжелике» и «Харуке» героине предстояло спасать мир, попутно заполучив мальчика, то в Tokimeki Memorial сюжет не так важен, как возможность закрутить роман. Подано всё это под соусом симулятора, репетативного и расслабляющего, — у героини женской версии Tokimeki Memorial есть возможность ходить на внеклассные занятия и прокачивать характеристики, ухаживать за собой и приглашать избранников на свидания.

На сегодняшний день в Японии нет недостатка в студиях, которые занимаются женскими визуальными новеллами. Это D3 Publisher, выпустившая Vampire Knight DS, Hanako Games с их The Royal Trap, HuneX с серией Starry☆Sky и стильной Steam Prison, и, конечно же, Idea Games с подразделением отомэ-игр Otomate, о котором я буду говорить сегодня ещё много.

Пример «Анжелики» с её романтичной любовью и засилье женщин, которые, согласно опросам, преимущественно играют на консолях, поспособствовали тому, что большинство отомэ-игр сейчас выходят под эгидой Nintendo, а это накладывает рейтинговые ограничения. Потому романтика в современных отомэ была и остаётся безобидной, с лёгкими полунамёками, томными взглядами и невинными вздохами.

Ошибочно будет предположить, что девушки интересуются только сёдзё и прочей невинной романтикой, а парни, извращенцы эдакие, предпочитают хентай и эроге. Если вынуть голову из игр Nintendo и заглянуть, например, в Steam, можно обнаружить целый новый мир этти/хентайных визуальных новелл и для девушек. И это я ещё не начинала рассказывать о жанре BL/яой, основной ЦА которого тоже являются женщины…

На любой вкус

Хоть Angelique и повлияла на дальнейшее развитие отомэ, задав тренд, в дальнейшем женские визуальные новеллы неустанно развивались и видоизменялись. Благодаря разнообразию жанров и архетипов героев, недетским рейтингам и захватывающим интерактивным сюжетам с кучей развилок, отомэ очень скоро перестали быть нишевыми играми и выходили даже чаще, чем обзоры аниме-игр за авторством Кирилла Волошина. Причина проста — интерактивные книги куда дешевле в разработке, нежели полноценные игры.

В то время как одни разработчики оставались верны духу «классических» отомэ, (привет, падение в колодец и исекай в эпоху самураев), другие сводили игру к неинтерактивному чтению, третьи экспериментировали с форматами, персонажами и жанрами, благодаря чему найти отомэ по вкусу не составит труда. Так что приготовьтесь записывать рекомендации!

Благодаря таинственному амулету, который Саёри находит в колодце во время археологических раскопок, она перемещается в эпоху самураев в теле принцессы Хацухимэ. Саёри знает, что принцессе суждено погибнуть, но теперь ей дарован шанс изменить судьбу и спасти Хацухимэ своими руками. Весёлый и довольно длинный исекай способен затянуть на несколько дней — я не успокоилась, пока не увидела все развилки, постоянно загружаясь и сохраняясь по ходу путешествия.

Ещё одна наследница идей Koei — франшиза Hakuouki, о которой я подробно рассказывала в редакционной статье о любимых визуальных новеллах. «Демонов бледной сакуры» с 2008 года несколько раз портировали на разные консоли, снабдили DLC с новыми «рутами», а также дополнили двумя сезонами аниме, парочкой полнометражек, мангой и даже мюзиклом (не одна, а целых 17 (!) постановок, что не так уж удивительно, учитывая растущую популярность спектаклей по аниме в Японии).

«Хакуоки» — далеко не первая игра студии Idea Factory и Otomate, но, пожалуй, самая известная как в Японии, так и за её пределами. Как и Nobunaga’s Ambition от Koei, она в качестве декораций использует эпоху славных сражений и самураев, приправляя всё это элементами фэнтези, мистикой и… вампирами. Своей популярностью игра обязана сеттингу — в центре сюжета полицейский отряд Синсэнгуми и период Эдо со всеми его историческими перипетиями. А это диктатура сёгуната Токугавы и открытие страны Западу.

Знакомство с новыми технологиями показало Японии, что эпохе самураев суждено медленно угасать, уступая огнестрельному оружию, что привело к Реставрации Мэйдзи. Всё это служит фоном для Hakuouki — изучать историю играючи крайне увлекательно. Перевод на английский (пусть и не самый качественный) и выход на ПК в 2008 году открыли игру для западной аудитории, позволив узнать много нового о чужой культуре.

Говоря о вампирах, нельзя не упомянуть ещё одну очень популярную медиафраншизу Idea Factory — речь о неоднозначной Diabolik Lovers, которая была разработана студией Rejet. В центре повествования — обратный гарем с мрачной атмосферой и токсичными мальчиками.

Главная героиня заселяется в уединённый особняк и вскоре обнаруживает, что тот далеко не так заброшен, как казалось на первый взгляд. Компания привлекательных, но абсолютно неадекватных вампиров, занявшая жилплощадь, постепенно развращает героиню, чтобы в конечном итоге сделать её собственным пакетом с кровью и/или принести в жертву.

Почему игра с таким пугающим содержанием была у всех на слуху? Может, дело в нехватке отомэ, разнообразии романтических архетипов, целом веере кинков, в скрытой тяге к саморазрушению или опасности? Или же виной тому набор именитых сэйю и технология dummy mic, при помощи которой актёрам озвучки удаётся добиться максимальной реалистичности и интимности при записи реплик?

Dummy mic — это микрофон, вокруг которого сконструирована голова манекена. В ней есть ушные каналы и раковины для придания звуку наибольшей реалистичности. С помощью этого достигается эффект максимального погружения в историю — будто персонаж игры действительно ходит вокруг, стоит за спиной и нашёптывает горячие пугающие вещи. Такая технология редко встречается в отомэ — в основном её используют для записи CD-драм, линейных аудиокниг с пересказом игры и с добавлением рейтинговых сцен.

В этом неприятно участвовать и из-за безликости главной героини. В отличие от прочих персонажей, она не озвучена и обладает минимальным набором личностных качеств, чтобы игрок смог ассоциировать себя с ней вне зависимости от собственного бэкграунда. И если поначалу пассивность героини раздражает, то в дальнейшем за её судьбу становится страшно и обидно.

Так почему Diabolik Lovers была такой популярной и неужели все, кому нравилась серия этих игр, — чокнутые извращенцы? Я бы предположила, что «Дьявольские возлюбленные» — это не столько вердикт обществу, сколько продукт своего времени и глоток свежего воздуха для тех игроков, которые устали от классических отомэ с невинной и высокой романтикой. Тем не менее тема садисткой и больной любви с нанесением физических и психических увечий не теряет своей популярности на страницах книг и игр и по сей день — хотелось бы надеяться, что там она и останется.

Содержание «Дьявольских возлюбленных» пугало меня как в юности, так и сейчас, но в Японии архетип яндере был и остаётся довольно популярным — что может быть «романтичнее» партнера, влюблённого настолько, что он не только никогда не предаст и не бросит, но и будет готов пойти на убийство? О тропе яндере можно ещё раз вспомнить на примере серии Amnesia — для многих подростков она стала той самой первой игрой о нездоровой привязанности, восхищение которой заканчивается, когда героиня просыпается в собачьем вольере — в ошейнике и цепях.

Не стоит думать, что женские визуальные новеллы бросаются из крайности в крайность — от непорочной любви к абсолютному ужасу. Otomate, да и не только она, выпускает игры и для более широкой аудитории. Всё, о чём и мечтала основательница жанра Кэйко Эрикава, — истории с невысоким рейтингом, которыми могут наслаждаться женщины любой возрастной категории. Истории, где главная героиня сможет «спасти мир и заполучить мальчика», — лёгкие, весёлые и интересные игры о повседневности, школе, приключениях, фэнтези-мирах и детективных расследованиях.

Взять, например, Steam Prison, отомэ в сеттинге стимпанка и постапокалипсиса. В результате затопления мир разделился на две части. В Верхнем мире — настоящая утопия, а в Нижнем царит беззаконие, ведь уже много лет туда, как в тюрьму, ссылают преступников и неугодных власти. Оба мира презирают друга, а главной героине, обычной полицейской, предстоит на одну смену отправиться вниз в качестве посвящения. Оттуда она уже не выберется.

Code: Realize — схожая по жанру история, действие которой происходит в альтернативной викторианской Англии, где серьёзный технологический прогресс стал возможен благодаря двигателю Нео-Стим. Среди романтических интересов — адаптированные версии знаменитых литературных персонажей и исторических деятелей вроде Арсена Люпена, Виктора Франкенштейна, Импи Барбикена и графа Сен-Жермена.

Но и главная героиня не уступает этой компании в необычности происхождения — в результате таинственного эксперимента её тело теперь источает яд, который разлагает и уничтожает всё, к чему она прикасается. Без семьи и друзей, обречённая на вечное одиночество и не имеющая возможности даже кого-то обнять, девушка ищет способ стать нормальной и выяснить, зачем её отцу понадобилось делать с ней нечто подобное.

И если предыдущим играм посчастливилось быть портированными, то знаменитая Collar x Malice такой чести не удостоилась — и это огромная потеря для людей без консолей Nintendo. Стильная и динамичная детективная история повествует о террористической группировке в Японии, устроившей показательную расправу над несколькими полицейскими.

Возвещая о приближении Дня Икс, когда по своим грехам получат и бедные и богатые, культ терроризирует Синдзюку — район перекрыт, гражданские с разрешения властей могут пользоваться оружием для самообороны, а главная героиня, одна из полицейских, которые должны были служить и защищать, оказывается жертвой культа. Теперь на её шее — ошейник со смертельной дозой яда, а на горизонте — одна большая тайна, которую полицейской предстоит расследовать вместе с детективным агентством.

Истории в кармане

Пока Япония наслаждается быстро выходящими играми для Switch и создаёт целый культ вокруг медиамиксов, за её пределами тоже начинают задумываться о визуальных новеллах. Такие игры даже получили собственную аббревиатуру: OELVN — Original English Language Visual Novel. И пусть их страна происхождения не Япония, характерные черты вроде анимешного стиля ещё сохраняются.

В 2010-м выходит ставшее культовым «Бесконечное лето», а для женской аудитории — RE:Alistair++. Последняя сейчас вызывает ностальгическую тоску по манге 2000-х — главная героиня играет в любимую MMO, где нужную ей вещь крадёт неизвестный игрок. Она пытается определить его настоящую личность в реальном мире и отомстить за кражу.

Привязке к определённой платформе на Западе нет, а потому появляется множество браузерных и мобильных условно-бесплатных игр. Среди них — новеллы/симуляторы свиданий французской студии BeeMoov. В школьные годы они стали настоящей бездонной ямой, из которой я смогла выбраться только несколько лет назад. Среди самых популярных проектов студии — My Candy Love, которая взрослела вместе с игроками, проводя их из школы в университет и взрослую жизнь, Moonlight Lovers — копирка «Дьявольских возлюбленных» — и исекай Eldarya, чей второй сезон выходит до сих пор.

Необходимая для прохождения истории валюта копилась очень медленно, но вокруг игр вращалась целая социальная сеть, которая мешала покинуть сайт, даже когда игровые деньги кончались. Мини-игры, ивенты, настраиваемая «кукла» персонажа, питомцы и форум с сотней активных игроков, где постоянно проводились конкурсы и ролевые игры, а также происходила прочая социализация.

Особого упоминания заслуживает саморегулирующийся рынок, где на продаже внутриигровой одежды и ресурсов можно было неплохо заработать, особенно если ты трудяга, готовый не спать ночами (я), фармить, отлавливать редкую одежду (тоже я) и эксплуатировать бедный рынок с десятка твинк-аккаунтов (если спросят, то не я). Если бы не пожар в 2021 году, унёсший данные многих серверов и мой прокачанный многолетний аккаунт, который я вела со дня запуска, сомневаюсь, что я смогла бы самостоятельно покинуть это болото.

Со временем Beemoov адаптировала свои игры для мобильных устройств — для чтения интерактивных книг не нужен дорогой телефон, а все истории можно носить с собой в кармане. В полной мере переходом на мобильные платформы воспользовалась южнокорейская студия Cheritz. Её игра Mystic Messenger стала настоящим хитом в 2016 году — подражая реальному мессенджеру со звонками, чатами и оповещениями, она постоянно ломала четвёртую стену и отлично комбинировала реальный мир с вымышленным.

Как в том меме с айсбергом, в игре есть три набора рутов и уровней погружения — если поначалу новелла кажется лёгкой комедией, то со временем превращается в философскую историю с довольно мрачным содержанием про психологическое и физическое насилие, депрессию и смерть. Прохожу сейчас последний рут и даже успела немного понервничать в ожидании следующих чатов — моё уважение актёрам озвучки и сценаристам, умеющим нагнать саспенса.

Игра условно-бесплатная, и без доната весь контент можно получать порционно — приблизительно раз в два-три часа открывается новый чат, в котором можно поучаствовать. Если героиня не придёт, участники мессенджера будут переписываться без неё, и эту переписку можно будет прочитать позже.

Иногда персонажи звонят, пишут личные сообщения, а сама героиня перенимает на себя роль хоста и общается по почте с гостями для следующего благотворительного мероприятия. Основная часть сюжета проходит вот в таких вот чатах с возможностью выбора реплик, но по ходу игры у персонажей появляется возможность «развиртуалиться».

И кто бы мог подумать, что такое жанровое разнообразие начнётся с одинокой разработчицы в мужском коллективе, которая мечтала создать романтическую игру для девочек-подростков? Кэйко Эрикава не только внесла огромный вклад в геймдев и создала целый жанр, но и поспособствовала появлению в индустрии разработчиков-женщин, таранила «стеклянные потолки» и своим примером показывала, что заниматься созданием игр могут не только мужчины. Что мы, девушки, получили взамен? Истории, написанные женщинами для женщин, которые предлагают совершенно иной взгляд на проблематику отношений, романтику, дружбу и приключения.

Жаль только, что большинство новинок выходят только на Nintendo Switch. Нашли ли вы для себя что-то новое? Какие визуальные новеллы можете порекомендовать? А пока вы пишете комментарии, я уже на полпути к покупке «свича», потому что зарылась поглубже и увидела, сколько классных работ выходит этом году…

Другие новости

Комментарии

Чувак, даже с учётом тобою сказанного — это больше чем у 99%  пользователей сайта)
Подруге тоже понравилось.
Тем временем угнетатели тихо сидят в Princess Maker'ах и Long Live The Queen, подкармливают Луи в Recettear, пытаются мутить с демоном в Magical Diary Horse Hall...
Тоже верно х)
Где-то сейчас ликует один JustMK 😏Чувак, даже с учётом тобою сказанного — это больше чем у 99% пользователей сайта)

Я с головой в работе, поэтому сильно выпал из контекста. Про какие 99% ты говоришь, и как это коррелирует с ликованием? =)
Все комментарии