Сиквел Ender Lilies; XCOM про Вторую мировую; новый квест от авторов Lacuna — A Sci-Fi Noir Adventure; пошаговая тактика во вселенной Girls’ Frontline; ремейк классической «Контры»; бумер-шутер с полуголыми аниме-девочками (куда же я без них?) — это и многое другое ждёт вас в очередном выпуске нашей рубрики.
Чем интересна: юмористический сурвайвл, где можно убегать от зомби верхом на других зомби.
Рай посреди зомби-апокалипсиса — это парк ParadiZe, где некая компании тестирует новую технологию, позволяющую превращать ходячих мертвецов в послушных слуг. Они и ресурсы будут собирать, и базу защищать, и сражаться вместе с вами, и даже в буквальном смысле возить вас на собственном горбу, выступая в качестве ездового животного. Нужно лишь собрать и надеть на зомби шлем управления, выдать ему снаряжение и задать в отдельном меню алгоритм поведения в бою и вне его.
Мы всю игру бегаем, сражаемся, крафтим, улучшаем свою базу, посещаем разные тематические и климатические зоны в парке, чтобы построить ракету и улететь на Луну. Играется это так же, как звучит, — бодро, весело и слегка безумно, особенно в кооперативе. Отдельное удовольствие — экспериментировать со снаряжением и поведением зомби-слуг.
Чем интересна: местами недоработанная, но всё равно интересная смесь лутер-шутера и защиты базы.
В марте вышли сразу два наследника Sanctum 2 — старенького хита, который когда-то смешал механику tower defense и шутера от первого лица. Но если SENTRY пока ещё в раннем доступе, то Outpost: Infinity Siege наконец его покинула. Тут есть полноценный сюжет, который местами подаётся очень эпично; база в стиле XCOM, где можно прогуливаться и общаться со всеми подряд; механики современных лутер-шутеров; прокачка и модификация оружия, отчасти напоминающая то, что мы видели в Crysis; управление собственным мобильным аванпостом, где мы в стратегическом режиме расставляем и улучшаем турели, периодически переключаясь на вид из глаз, чтобы лично расстреливать толпы атакующих нас роботов. Бонусом идут аниме-девушки, возможность покататься на мехах и кооператив.
Понятно, что всё неидеально — очень много механик и нюансов из разных жанров, из-за чего обучение кажется бесконечным. И, возможно, стоило что-то порезать, чтобы сосредоточиться на основном. Уж точно нужно было лучше продумать механику распределения лута между игроками в кооперативе — на это многие жалуются.
Но я играл один и в целом остался доволен — несмотря на ряд недостатков, в целом Outpost: Infinity Siege цепляет масштабным, детальным подходом, эпичными сценами и возможностью буквально кожей прочувствовать, каково это, когда на твой маленький аванпост прёт тысяча монстров в секунду, а ты не только смотришь на всё с неба, но и лично бегаешь посреди этого ада.
Чем интересна: сиквел Ender Lilies: Quietus of the Knights.
В марте в ранний доступ вышло продолжение меланхоличной метроидвании Ender Lilies, которая вполне заслуженно получила признание критиков и публики. Героиня здесь новая, но суть примерно та же. Действие происходит 10 лет спустя в том же невесёлом готическом мире, мы играем за аниме-девочку, которая бегает, прыгает, сражается, прокачивает навыки, получает новое снаряжение и способности для попадания в ранее недоступные места.
Но главным образом она всё также собирает помощников, которые отвечают за различные атаки в бою. В первой части это были духи, а в Ender Magnolia — гомункулы. Только теперь помощники эти более болтливые и интересные, атаки же более разнообразные: их можно менять и чередовать.
Видно, что авторы, сохранив ту же стилистику, атмосферу и шикарную музыку от группы Mili, прислушались к публике и провели работу над ошибками. Прокачка, враги и сражения опять же стали более продуманными и разнообразными, а карта — более информативной. Боссы разве что по-прежнему слабоватые, но время прокачать их у авторов есть — игра будет находиться в раннем доступе от шести месяцев до года.
Чем интересна: XCOM про Вторую мировую.
Classified: France '44 посвящена действиям союзников во Франции перед высадкой в Нормандии. Мы собираем и расширяем отряд из британских, американских и французских оперативников и проводим тайные операции для помощи сопротивлению. Всё проходит по схеме XCOM, только здесь не нужно рыть под землёй новые помещения, посылать самолёты для перехвата вражеских целей и похищать врагов для изучения их технологий.
Мы вооружаем, тренируем и прокачиваем бойцов, отправляем их на задания в разные регионы. Они могут уставать и получать ранения, а преодолеть последствия помогает не только оправка в госпиталь, но и душеспасительные разговоры между бойцами в лагере. Каждый регион и каждая миссия относятся к сфере влияния одной из трёх фракций французского Сопротивления. Чем лучше наши с ними отношения, тем больше крутого снаряжения в магазине каждой группировки. Кроме того, усиливая своё влияние в том или ином регионе, мы получаем глобальные бонусы вроде ускоренного лечения бойцов в госпитале.
Периодически фашисты, сила которых постепенно растёт, устраивают зачистки в регионах, и мы отправляем туда своих агентов, чтобы эти глобальные апгрейды вновь заработали. Иногда приходится выбирать, спасти одного из лидеров Сопротивления или устранить важнейшего нациста. Есть непростой выбор и во время случайных текстовых событий. И всё нужно успеть сделать правильно до высадки в Нормандии.
Главное блюдо — сами тактические сражения. В них в целом всё хорошо, а на уровне сложности Elite и весьма хардкорно (особенно из-за включённого по умолчанию огня по своим). Но есть нюансы. Огромное значение тут имеет моральный дух — он снижается после каждого выстрела в нашу (или вражескую сторону) и уж тем более после попадания. Это дезориентирует бойцов, заставляет их прижиматься к земле и пропускать свои ходы. Вроде реалистично, но, когда опытные ветераны по полчаса не могут сделать ни шагу и даже перезарядиться, потому что в их сторону много стреляют, это уже перебор.
К слову, о реализме. Медики тут могут реанимировать и лечить союзников на расстоянии, а убранные по стелсу трупы врагов сразу же исчезают — никто их не найдёт и не поднимет тревогу. В общем, чувствуется, что авторам было непросто нащупать баланс между удобством и хардкором, и не во всём они преуспели. Но играть в Classified: France '44 не просто можно, а нужно — плюсов у этого клона XCOM явно больше, чем минусов.
Чем интересна: хардкорная пошаговая тактика во вселенной Girls’ Frontline.
Girls’ Frontline — довольно популярная серия мобильных гач, в которых солируют боевые девушки-андроиды. По этой вселенной и несколько аниме было, и манга регулярно выходит. А началось всё с визуальной новеллы 2009 года, по мотивам которой в 2013 году появилась пошаговая тактика Code Name: Bakery Girl. И вот вышел её переосмысленный и улучшенный ремейк.
Встретили Reverse Collapse: Code Name Bakery неоднозначно. Китайская аудитория устроила в Steam «ревью-бомбинг» по каким-то своим причинам, связанным с разработчиками и издателем, а не с самой игрой и её качеством. А некоторые поклонники Girls’ Frontline были неприятно удивлены, что это не та же Girls’ Frontline, только пошаговая и в Steam, а ремейк какой-то там древней тактики.
Между тем игра получилась отличная и на глаз, и на слух, и с точки зрения истории. Персонажи хорошо прописаны, особенно та самая Bakery Girl, а сюжет интересно мешает драму, мистику и вариации на тему «Дня сурка». Мне даже после этого аниме захотелось посмотреть.
Что же касается геймплея, то он мешает экшен и стелс. Героям доступны множество видов гранат и расходников, уникальные умения и ультраприёмы, можно прямо в бою мастерить мины, портативные турели и укрытия. А после сражений мы прокачиваем навыки, оружие и расходники, изготавливаем новые предметы.
Но даже со всем этим арсеналом выживать непросто. Если играть на последнем уровне сложности и пытаться пройти все миссии на высший ранг (для этого нужно ещё выполнить все дополнительные условия и ни разу не умереть), то игра превращается в тактическую головоломку.
Врагов всегда в разы больше, а миссии очень насыщенные. В одной, например, мы должны сначала незаметно прокрасться до моста, потом заминировать его и в течение трёх ходов отступить на другую сторону, а там занять укрытия и пережить несколько контратак. Надо ли говорить, что так только интереснее?
Чем интересна: увлекательная смесь тактики, рогалика и экшен-RPG.
В Stolen Realm мы создаём партию до шести персонажей и отправляемся возвращать по кусочкам украденные земли. Все побочные и основные квесты — про сражения и убийство более или менее крупного босса. В процессе перемещаемся по локальным картам, лично решая, что делать дальше — отправиться на обычное или хардкорное сражение, пойти в магазин, передохнуть или поучаствовать в случайных событиях. А на глобальной карте выбираем следующие миссии и открываем новые города.
Случайные события очень часто предполагают бросок кубиков, что определяет, успешно ли, например, выбранный персонаж снимет ловушку. Результатом будут бонусы для всей партии или травмы и снижение здоровья. После убийства финального босса в каждом квесте мы возвращаемся в ближайшее поселение, где можно поторговать или скрафтить полезные предметы, включая руны с аффиксами и префиксами.
Всё это стандартные вещи, а выделяется Stolen Realm в первую очередь тактическими сражениями, которые можно проходить как одному, так и в кооперативе до шести человек. Все бои пошаговые, но при этом свои ходы члены отряда могут делать одновременно — особенно это полезно и интересно в совместном режиме.
Кроме того, в каждой драке на поле боя генерируются тотемы с разными эффектами, которые действуют в определённой области — восстанавливают каждый ход 10 % здоровья или маны, повышают атаку и так далее. Также вокруг много бочек, которые при взрыве могут поджечь целую область или создать целебное поле.
А вот к кривой сложности есть вопросы. Уровень сопротивления врагов прямо зависит от численности вашей партии. Но при этом, не без труда победив парочку боссов в побочным квестах, вы можете вовсе не почувствовать сопротивления по сюжетному заданию.
Чем интересна: бодрый ремейк классической «Контры».
В марте вышло немало интересных платформеров. Тут и Berserk Boy, и Pepper Grinder от Devolver Digital, использующая уникальную механику бурения. И, конечно, Contra: Operation Galuga. Ремейк классики из 80-х, где наши бравые коммандос сражаются с террористами из «Красного сокола», предлагает массу нового — современную графика и звук, новые миссии и врагов, обновлённую оружейную систему, кооператив для двоих в сюжетном режиме и до четырёх — в аркадном.
Но прежде всего игра радует (а кого-то и ошеломляет) бешеной динамикой. Уже на первом уровне враги выбегают на нас буквально каждую секунду — они атакуют и на земле, и с платформ, да ещё вокруг полно турелей и ракетных установок. Между тем не только попадания, но и просто касание врага наносит урон. Поэтому тут важно покупать навыки, которые открывают полезные навыки, вроде возрождения с энергощитом, или позволяют начинать уровень сразу с крутым оружием. Жаль, правильно растущих рук ни за какие монетки не купишь.
Чем интересна: Darkest Dungeon про гоблинов и в пасторальных тонах.
Goblin Stone действительно во многом похожа на Darkest Dungeon. Партия бойцов движется слева направо по локациям, собирает ресурсы, открывает сундуки, периодически встречает торговцев, кузнецов и прочих ремесленников, улучшающих оружие или умения, участвует в случайных событиях, получает благословения у алтарей и разбивает лагерь. Но главным образом участвует в пошаговых сражениях, где чаще всего атаковать можно тех, кто находится в ближнем ряду — хотя бывают и исключения.
Только локации очень часто бывают не темнейшие, а очень даже светлые, красивые и пасторальные. А играем мы за гоблинов и орков, поэтому сражаться частенько приходится с людьми, полуросликами, дворфами и прочими героями типичного фэнтези. Жаль только, что авторы не обыгрывают всё это столь ярко и саркастично, как хотелось бы.
В перерывах между боевыми вылазками отстраиваем базу. Здесь уже больше сходств с XCOM — база подземная, в стиле бункера, где мы сначала копаем вширь или вглубь новые отсеки, а там уже строим комнаты. Есть оружейная, склад, бараки, помещения для разных гильдий, где разучиваем и определяем умения для того или иного класса. Причём открывать их нужно за очки душ, которые мы получаем, когда отправляем на пенсию того или иного ветерана. Для пенсионеров даже заготовлен отдельный «дом престарелых».
Есть ещё комната для свиданий и генетических экспериментов, где выбранные нами бойцы заводят потомство. Причём выбирать нужно грамотно, чтобы получить нового гоблина с хорошими характеристиками и полезными чертами характера (правда, почти у каждой черты есть и минусы).
Из других интересных фишек отмечу механику использования умений — особенно затратные истощают персонажа, и он будет получать больше урона. Впрочем, действительно непростые драки начинаются только со второй главы — в этом смысле Goblin Stone не хватает вызова. А вот багов на релизе было немало. Тем не менее игре есть чем зацепить любителей жанра. Поэтому после патчей попробовать её точно стоит.
Чем интересна: детективный квест в духе «Пасынков Вселенной» Роберта Хайнлайна.
Авторы атмосферного приключения Lacuna — A Sci-Fi Noir Adventure (о нём я подробно рассказывал) выпустили свой новый квест. Здесь меньше нуара и дождя, а сюжет напоминает «Пасынков Вселенной» Роберта Хайнлайна — события происходят на борту огромного корабля поколений, везущего людей осваивать далёкую планету. В Lacuna мы играли за разведённого детектива, а в Between Horizons — за девушку, которая в первые же 10 минут теряет отца и занимает его место в роли главы службы безопасности.
Сам геймплей почти тот же — занимаемся нелинейным детективным расследованием, погружаясь в пучину политических разборок и заговоров, поэтому ищем не маньяков, а местных то ли заговорщиков, то ли революционеров. При этом нет традиционных пазлов и сбора предметов — вместо этого ищем и анализируем улики, собираем и изучаем информацию и включаем дедукцию, делая выводы, кто написал подозрительное письмо с инструкциями, кому оно было адресовано, какой терминал был взломан, как и почему случилась авария и так далее.
Выводы, которые мы делаем, нельзя изменить (здесь тоже нет ручных сохранений), поэтому приходится сталкиваться с более или менее очевидными последствиями. На месте и моральные дилеммы: сдать ли, например, в местный дурдом женщину, страдающую расстройством памяти, учитывая, что это мать бывшего парня героини?
История и геймплей затягивают, аудиовизуальное исполнение всё так же на высоте. Огорчают разве что большое количество забегов туда-сюда-обратно по многочисленным отсекам огромного корабля (хорошо, что есть быстрые переходы) и отсутствие русского языка — в Lacuna он, напомню, есть. Ну и в целом прошлая игра разработчиков меня зацепила чуть больше, но это уже вкусовщина — история детектива из первой игры ближе мне по личным причинам.
Чем интересна: увлекательная экшен-RPG, сочетающая «реальное время» и пошаговые сражения.
В Zoria: Age of Shattering мы в составе отряда из персонажей разных классов путешествуем по мрачным лесам и полям, сражаемся, выполняем квесты, исследуем просторные локации. В процессе можно и ресурсы собирать, и на руины какие-то набрести, и раненую женщину в кустах найти — она попросит отомстить напавшим на неё разбойникам, но на самом деле окажется одной из них. В общем, «эксплоринг» интересный и не без сюрпризов.
Как только в пределах видимости показываются враги, игра тут же переходит в пошаговый режим, где сюрпризов нет — упор делается на грамотном перемещении бойцов и использовании умений. Другое дело, что сражения бывают непростые (я играл на «харде»), наши подопечные получают травмы, и на них накладываются неприятные эффекты. Снимать их иногда можно расходниками, но эффективнее всего делать это во время отдыха в лагере у костра.
И вот там сюрпризы есть: чем дольше спите, тем больше восстанавливаете здоровья и энергии, но при этом теряете важнейший ресурс — концентрацию, которая расходуется на умения. Дилемма! Дополняют всё это алхимия, крафт, кулинария и возможность отстраивать собственную базу, из которой потом мы отправляем союзников в экспедиции за ресурсами.
Да, в Zoria: Age of Shattering встречаются баги, здесь не очень удобная камера и в целом чувствуется, что это инди-RPG родом где-то из начала — середины нулевых. Но в этом и есть львиная доля её очарования — тогда игры, при всех проблемах, умели затягивать и дарить настоящее приключение.
Чем интересна: очень короткий, но местами очень страшный хоррор.
Есть соблазн сравнивать Psalm 5:9-13 с легендарной P.T. — это тоже очень короткий хоррор, фактически зарисовка на заданную тему, после прохождения которой остаётся вопрос: что это было? Хочется искать двойное дно и тайные смыслы, но здесь их, конечно, нет.
Мы полчаса медленно переходим из комнаты в комнату с видом из глаз. Ищем очередной страшный предмет вроде женской головы в кастрюле или какого-то пугающего изображения и ждём очередного скримера. Есть ровно два пазла, а остальное время всё сводится к поиску предметов и ожиданию, когда сработает скрипт и авторы нас опять чем-то испугают. Пугать и создавать хичкоковское напряжение, особенно с помощью звуков, они умеют, пусть даже многие скримеры по сути своей примитивны.
Чем интересна: экшен-RPG в космосе для тех, кто соскучился по Freelancer и ещё помнит Elite.
Between the Stars предлагает почти всё, за что многие любят жанр космических приключений в духе Elite. В роли капитана космического корабля мы исследуем галактику, чтобы спасти не просто какую-то Межзвёздную Республику, а в принципе весь мир. В программу развлечений входят бои, многочисленные квесты и возможность улучшать и модифицировать свой корабль, а также нанимать новых членов экипажа. После смерти капитана придётся искать нового — у каждого свой боевой стиль и умения. Бонусом идёт необходимость принимать непростые решения, которые в том числе влияют на характер и черты капитана. В диалогах идёт проверка характеристик броском кубиков.
Игра ориентирована на сюжет — в этом смысле она ближе к Freelancer, чем к Elite. Но и свободы хватает — а также интересных текстовых квестов и всевозможных событий. Но ради приобщения ко всему этому придётся потерпеть — тут есть проблемы с разнообразием, балансом и управлением.
Чем интересна: расслабляющий симулятор строительства дома.
В марте вышло несколько расслабляющих симуляторов — например, в Aquarist мы разводим рыбу и строим аквариумы. Но особенно хотелось бы отметить Summerhouse. Сегодня во многих играх можно и нужно возводить дома и базы, проявляя свои таланты ландшафтного дизайнера и архитектора. Там это происходит в условиях дефицита времени и ресурсов, а также обилия врагов. И строить нужно в первую очередь для защиты.
А в Summerhouse нет никаких ограничений и практических задач. Вы просто выбираете тематическую локацию и спокойно возводите свой домик или целый жилой район, экспериментируя и выбирая из кучи вариантов стен, крыш, окон, дверей, украшений и прочих элементов интерьера. А потом меняете день на ночь, солнечную погоду на дождь (или наоборот) и под приятную музыку наблюдаете, как оживают плоды вашего дизайнерского гения, как в окнах зажигается свет и даже появляются люди.
Чем интересна: сетевые драки рюкзаками.
Я уже рассказывал в одном из выпусков о Backpack Hero — там герой сражается с помощью сложенных в инвентаре предметов, которые при определённых условиях активируют атаку, защиту, лечение и прочие эффекты. При этом нужно грамотно расширять сильно ограниченный инвентарь и правильно располагать там вещи — особенно важна их синергия друг с другом, дающая бонусы.
Также там есть исследование подземелий, отстройка собственной базы и общение с NPC, для которых мы выполняем задания. Так вот, в Backpack Battles всё это отрезали, а оставили только сражения, причём перевели их в онлайновый формат.
В любом случае получилось мощно — игра вышла в раннем доступе и за две недели собрала 6 500 отзывов, львиная доля которых — положительные.
Описывать механику нет смысла — она почти в точности повторяет Backpack Hero. Скажу лишь, что есть обычные и ранговые бои, а среди классов мне особенно понравилась вампирша, которая становится сильнее ночью. Время суток меняется прямо во время боя, и не раз я вытаскивал почти проигранные сражения именно благодаря наступлению ночи. Обилие сборок, которые вы создаёте по ходу забегов, покупая и меняя предметы в инвентаре, привлекает в первую очередь.
Чем интересна: забавный бумер-шутер про сражения с полуголыми аниме-девочками.
Сегодня за пятиминутку эротического аниме в нашей рубрике отвечает весёлый олдскульный шутер Fida Puti Samurai, который в марте наконец вышел из раннего доступа. По сюжету девушка Лиза нашла у своего парня Занарди очки виртуальной реальности и странный портал, ведущий в мир, где полно магазинов с эротическими фильмами/играми и на нас охотятся толпы полуголых героинь всей этой продукции. Помогают им бегающие на ножках телевизоры, агрессивные торговые автоматы, летающие вампирши и прочие яркие противники.
Сама стрельба реализована простенько, зато тут периодически можно превращаться в анимешную девушку-волшебницу. Ещё в Fida Puti Samurai много врагов, разного оружия, а на уровнях полно секретов и интерактивных объектов. Где-то можно сократить путь, вышибив дверь или взорвав стену, где-то разрешают пролезть в вентиляцию.
А в перерывах мы за собранные деньги покупаем оружие и костюмы, чтобы начинать с ними следующие забеги. Кроме того, Лиза изучает компьютер Занарди, ругается с ним и узнаёт, чем он, собака такая, занимается на этой своей «работе», где создаёт полуголых девиц. Учитывая, что в разработчиках Fida Puti Samurai значится студия Zanardi and Liza, разборки этой семейной парочки им (и всем нам) пошли только на пользу.