Ещё месяц назад, во время подготовки превью, стало ясно, что новая стратегия издательства Paradox Interactive похожа на игры серии Sid Meier’s Civilization. Здесь те же принципы развития городов и стран, методы войны и мира, аналогичные ресурсы и пути достижения главных целей. Что там говорить, даже внешнее сходство бросается в глаза! Поэтому возник вопрос: зачем фанатам жанра ещё одна «Цивилизация», если под рукой у них уже есть прекрасный оригинал? Поскольку демоверсия обрывалась на самом интересном моменте, ответа она не дала. Но ничего, релиз уж точно расставит все точки над i — именно с такой мыслью приступаешь к изучению Millennia.
Традиционно для жанра стратегия предлагает ни много ни мало покорить мир, начав с маленького клочка территории на карте без каких-либо шахт или ферм. На пути к победе вас ждёт много интересного. Надо и от варваров отбиться, и наладить отношения с соседями (если не добрым словом, то добрым словом и пистолетом), с толком вложить все очки с ресурсами, найти верное направление в научном прогрессе, не прогадать со зданиями, армией, апгрейдом клеток вокруг городов и выбором политического строя. В идеале бы ещё победить инопланетян, но там уж как повезёт. А главное — устоять среди бурь, бушующих в виртуальном мире. Красной линией через весь этот путь проходят две темы — военная и гражданская. С одной стороны, предстоит отбиваться от внешних врагов, а с другой — следить за настроениями жителей внутри государства.
Но театр начинается в вешалки, а стратегическая партия — с дебюта. Первые ходы, когда игрок выбирает место для столицы, заказывает начальные улучшения, намечает векторы строительства и изучения технологий, использует преимущества своей фракции, нивелируя её недостатки, во многом определяют дальнейший успех. И здесь Millennia преподносит первый сюрприз: игре по большому счёту безразлично, где, кем и с чем вы стартуете. Несмотря на богатый выбор наций, среди которых есть китайцы, русские, американцы, ацтеки, персы, шведы, немцы, турки и даже зулусы, начальные бонусы для каждой фракции можно выбрать самостоятельно. Это вам не Индия с прибавкой к урожаям и не Шумер с научным бонусом — бери что хочешь.
Даже дублировать бонусы разрешается. Например, в партии с пятью участниками можно всем пятерым выставить одно и то же усиление производства. В такой ситуации разными останутся разве что цвета флажков. Столицу вам дают сразу, без поиска места ближе к ресурсам и берегу реки. Дальше — больше: со временем выясняется, что уникальных войск у фракций тоже нет. При должной усидчивости вы увидите и китайских спартанцев, и ацтекских гренадеров.
Битвы тоже не радуют остроумием: просто открывается окошко, в котором дерутся топорно нарисованные мультяшные человечки, — никак повлиять на этот вертеп нельзя, разве что ускорить его, чтобы закрыть и забыть поскорее. Но где игра навёрстывает в плане вариативности, так это в механиках развития.
Взять хотя бы экономику. Здесь нельзя просто пойти и выпечь булку, соткать холст или разлить по бутылкам вино. Для начала надо отыскать соответствующий ресурс за стенами города, затем построить на этой клетке улучшение, а где-нибудь по соседству — ещё и перерабатывающее предприятие или даже несколько. В случае с той же булкой цепочка выглядит так: ферма, мельница, пекарня, а затем, когда появится электричество, и мукомольная фабрика. Таких построек — тьма-тьмущая. На местности можно открывать шахты и карьеры, мастерские и заводы для всех видов ремёсел, жилые дома и особняки, школы и лаборатории, плантации, свалки и даже кофейни с литературными салонами. И всё это — в дополнение к зданиям, доступным в самом городе. Хотя люди, привыкшие к правилам «Цивилизации», будут обескуражены тем, что рынок здесь даёт дипломатические бонусы, а не деньги.
Не менее сложно устроена и политическая система. Подъём по её ступеням начинается в меню исследований. Наука представляет собой ряд окон-эпох с карточками-технологиями, которые можно открывать в любом порядке, если уже открыта содержащая их эпоха. Также существуют привязанные к этим окнам формы политики и национальные особенности. После железного века, например, доступны три дальнейших пути — в эпоху королей, памятников и в чумной век. Последний вариант — кризисный, и достигается он лишь в том случае, если у вас всё плохо. А лёгкий способ основать королевство — просто открыть эту возможность за очки. Чем дальше движется эволюция, тем больше интересных вариантов. Можно создать, например, утопическое общество айтишников или сделать упор на милитаризм в мире, где люди не одиноки во вселенной.
Дальше в эту мелодию вплетается соло — меню «Сферы», вынесенное в левый верхний угол интерфейса. «Правление» в нём — это формальное выражение власти, будь то республика, императорская династия или что-то ещё. Каждое такое окошко содержит набор «цивиков», дающих при активации разные бонусы. Но открывается это всё за специальные очки, которые начисляются от построек и действий, а вдобавок смена режимов редко обходится без кровопролития и хаоса. Огранку политике придаёт меню «Общественное устройство», где усиливаются социальные параметры. Можно, допустим, шаг за шагом стравливать пар народного недовольства, делать дешевле инженерные улучшения, стимулировать науку или снижать стоимость содержания армии.
Дополняет политическую композицию аранжировка в виде строительства, искусства и дипломатии. Прогресс в каждом из этих разделов обеспечивают особые баллы, но все они так или иначе влияют на атмосферу в вашем государстве. Чтобы было понятно, свести на нет назревающий бунт можно за счёт религиозных праздников, устроив их за очки искусства, а развитые ветви «Строительства» дадут очки общественного устройства. Когда в стратегии настолько взаимосвязаны разные аспекты, её начинаешь уважать, даже если раньше смотрел на неё свысока — с каланчи той же «Цивилизации».
Тем не менее некоторые моменты игры кажутся усложнёнными без особой нужды. Как будто разработчики из C Prompt Games решили обскакать команду Firaxis из принципа: где те совершали шаг, эти устраивают целую прогулку. Возьмём в качестве примера экспансию вашей империи. Здесь нельзя просто вырастить или купить поселенца — его можно нанять только на очки правления (на них же открываем «цивики»), причём каждый следующий колонист обходится дороже предыдущего. Затем направляем новый юнит на место основания города — в сопровождении войск, конечно. Как и в «Цивилизации», за ход можно либо переместиться, либо пустить корни — третьего не дано.
Основали город? Отлично, но он пока не совсем ваш, а существует на правах вассальной территории. То есть ни в самом этом городе, ни в его округе нельзя ничего построить, да и ресурсы из него не выдоишь. А у нас ведь тут стратегия, где каждый аспект надо брать под личный контроль! Поэтому начинаем работу над присоединением селения к империи — снова копим очки правления, периодически подстёгивая прогресс за счёт перков «Дипломатии». И тут поджидает ещё один сюрприз: город-то мы присоединили, но в нём нет ничего, что способствовало бы лояльности местных жителей. То им церквей мало, то на улицах грязно, то энергии не хватает, то еды или жилья. Решений у таких проблем два. С одной стороны, надо возводить здания, подгоняя стройку деньгами, и развивать округу, если хватает «лопат», то есть рабочих рук. А с другой — орудовать политическими инструментами.
Но и это ещё не всё, ведь нет никакой гарантии, что вы успеете совладать с кризисом вовремя. А раз так, вспыхнет восстание. Оно здесь происходит так: бунтующий город сразу отваливается от страны, образуя независимое государство, а ввести в него войска для наведения порядка нельзя. Извините, у нас тут своя Арстоцка — границы закрыты. И вот мы снова копим очки дипломатии, чтобы сперва осудить этого уродца, возникшего на карте, а затем уже бросаем на него военные силы. И не факт, что кампания окажется успешной. А ну как соседи решат подружиться с новой страной и нападут на вас, пользуясь ситуацией? Но даже после возвращения потерянных территорий их опять надо будет задабривать для отмены вассалитета — уже по второму кругу.
Или золото — простой, казалось бы, предмет роскоши. В «Цивилизации» ценный металл сразу обозначается на карте как ресурс, поэтому для его получения достаточно построить на клетке нужное улучшение. Но Millennia лёгких путей не ищет. Сперва надо подготовить старателя — за очки и не в городе, прямо как в случае с колонистами. Потом — послать этого бородатого дядьку в горную местность, чтобы он нашёл там золотую жилу. А уж затем оборудуем шахту, да ещё и ювелирную мастерскую в придачу — нам же в конечном итоге предметы роскоши нужны, а не сырьё для них.
Не то чтобы всё сказанное было упрёком в адрес разработчиков, но стоит признать, что не все их решения, навеянные играми конкурентов, одинаково хороши. Тем более что сотрудники C Prompt Games уже в демо показали себя мастерами отсекать лишнее. Нет в их игре рабочих, дороги прокладываются автоматически, улучшения доступны в один клик, бои — без тактики, наука — без раскидистых дерев. Но мы-то знаем, что скорость хода в стратегии зачастую обратно пропорциональна глубине геймплея. И тут разработчикам приходится как блистать оригинальностью, так и хитрить, чтобы геймер, словно дитя малое, был хоть чем-то занят.
Сейчас будет субъективное мнение, так что простите. Когда я готовил превью, то отнёсся к игре с большим скепсисом — уж очень она напоминала пародию на Civilization, где одни моменты беззастенчиво скопированы, а другие попросту изуродованы. Впечатления от первого знакомства с Millennia действительно очень спорные, особенно если учесть примитивный дебют и отсутствие разницы между странами. Но со временем она всё же раскрывается и предлагает интересный опыт. Понимаю, что кому-то новая стратегия покажется забавной попыткой догнать и обогнать «Цивилизацию», другим же не понравится её цена. Но я всё-таки склоняюсь к «Похвально», а не к «Проходняку». Была бы здесь ещё по-человечески оформлена война — рекомендовал бы однозначно, а так смотрите сами.
Плюсы: здесь есть всё, чего ждёшь от 4Х-стратегии, — хорошо продуманы механики общественного устройства, развитие городов радует экономическими и социальными нюансами, в смене эпох и форм правления имеется большая вариативность.
Минусы: войны могли бы быть интереснее, а графика — симпатичнее; не все чужие идеи развиты успешно и не всегда понятна логика разработчиков (почему университет надо строить только в городе, а школу — за городом?); хода эдак с трёхсотого игра начинает немилосердно тормозить.