Знаменитая компания 3D Realms (она же Apogee), создавшая серию Duke Nukem, сегодня поставила на поток производство олдскульных экшенов, претендующих на звания новой Doom, новой Blood и так далее. Graven — очередной такой проект, который заранее окрестили новой Hexen II. Разработан он датской студией Slipgate Ironworks, у которой довольно противоречивая репутация: с одной стороны, она создала Bombshell и Kingpin: Reloaded (что не есть хорошо), а с другой — вполне приличную Rad Rodgers. Неудивительно, что и Graven получилась весьма противоречивой.
Graven находилась в раннем доступе почти три года и изначально позиционировалась чуть ли не как immersive sim. В итоге мы получили игру, которая действительно далека от понятия «коридорный шутер» и больше всего схожа по концепции с Hexen II, то есть представляет собой смесь олдскульного шутера, экшн/приключения с головоломками, а также компьютерной RPG. Хотя изначально ассоциации с Hexen II вызывает прежде всего рука, которая с помощью магической книги поджаривает врагов файерболами.
Принадлежит рука жрецу ордена Чистейших, который был осуждён на пожизненное изгнание за убийство культиста. Почему и кто его за это изгнал — непонятно. Как бы то ни было, в этом изгнании наш жрец оказался на грани смерти и уже приготовился обрести вечный покой, но тут некий голос сообщил, что покой ещё нужно заслужить. И жрец обнаружил себя посреди болота на лодке, которая отвезла его в охваченный чумой город.
Здесь мы сразу предоставлены сами себе — можно свободно исследовать небольшую пристань или отправиться в город в поисках библиотеки, где наш герой хочет найти ответы на многочисленные вопросы. Но сначала городской сборщик налогов попросит разобраться с источниками чумного заражения, отправившись на болота. Второй акт резко меняет декорации — мы попадаем в морозные края. Третий и вовсе переносит нас в пустыню. Везде жрец имеет дело с культистами и еретиками. А красной линией проходит его желание вновь увидеться с дочерью.
В любом случае сюжет проходит фоном, а важные события и кат-сцены мы видим по большим праздникам — то есть после убийства босса.
На протяжении всех трёх актов мы сражаемся с врагами, выполняем сюжетные и побочные квесты, исследуем мир, в том числе в поисках секретов, и решаем головоломки. Никто при этом чётко не указывает, куда идти, — карты нет в принципе. Можно свободно исследовать территории, пока не упрётесь в очередную закрытую дверь, от которой нужно найти ключ. Или, как вариант, нужно уничтожить тотемы, чтобы снять печати с дверей. Или найти рычаг. Или отыскать шестерёнки, чтобы что-то починить.
Да, головоломки в Graven стандартные — ещё мы крутим статуи, чтобы повернуть их в одну сторону, и выставляем символы на столбах согласно найденным указаниям. Встречаются и чуть более сложные пазлы, но понятно, что это не Myst.
Очень показательно для местного дизайна и в принципе для того, чем мы занимаемся в игре, первое подземелье (точнее, канализация), где нужно придумать, как уничтожить горы чумных трупов. Здесь много ответвлений и затопленных коридоров, где мы не только сражаемся, но и нажимаем рычаги, ставим ящики на нажимные платформы, убираем тела, чтобы попасть в секретное место, и таскаем огнеопасные бочки, а потом подрываем их точным выстрелом или взмахом нашей магической руки.
Магия в Graven часто используется для решения задачек и для уничтожения препятствий — можно сжигать доски (правда, не все), в холодном крае с помощью огня мы растапливаем лёд. Когда получаем морозную магию, то, наоборот, замораживаем воду в реках, чтобы пройти по льду. А электрические заряды не только оглушают врагов, но и заряжают некоторые механизмы. Ничего особенного, конечно, но магические упражнения освежают шутерный геймплей.
Привычной системы прокачки нет, но помимо секретов мы всю игру ищем особые алтари, которые увеличивают запасы маны, и периодически находим кольца с полезными эффектами. А собранные деньги позволяют улучшать у кузнеца и алхимика оружие или магию. Усиления не просто повышают урон, а дают новые свойства или дополнительные атаки — например, прокачка файербола сделает так, что горящие враги начнут паниковать и распространять огонь.
Проблема в том, что многие улучшения не нужны, а увеличение запасов маны и вовсе почти бесполезно. И тут начинается невесёлый рассказ о проблемах с логикой, гейм-дизайнером и балансом в Graven.
Зачем, спрашивается, улучшать парирование у меча, если первый же апгрейд посоха позволяет с одного удара далеко и навсегда отбрасывать многих врагов? По этой же причине бессмысленны и дальнейшие улучшения посоха. Да и тот не так часто используется — в игре явный перекос в сторону дальнобойного оружия, которого тут очень много, включая пару видов арбалетов, самострел и даже ручную баллисту. И к ним ещё постепенно открываются разные типы боеприпасов.
Улучшать дальний бой тоже можно, но и там не все апгрейды полезны. По умолчанию тот же самострел, приравненный тут к дробовику, явно сильнее прочих. А боеприпасы к нему, поначалу довольно редкие, через какое-то время начинают выпадать практически отовсюду. Соответственно, магия в бою практически не используется. А для решения загадок и исследования мира хватает минимальных запасов маны, которые восполняются автоматически.
Всё это не значит, что враги в Graven не оказываются сопротивления. Даже на третьем из пяти уровней сложности встречаются проблемы — противники иногда берут числом в ближнем бою и читерской точностью в дальнем. Во втором акте кривая сложности довольно резко и несбалансированно взмывает вверх, а в третьем хлопоты игроку доставляют изощрённые ловушки и ломающие темп пазлы, требующие муторно искать нужные предметы. Ну и в целом последний акт явно хуже остальных и выпадает из общей картины.
И в каждом акте очень не хватает карты, из-за чего мы просто не понимаем, куда идти и чего от нас хотят. Вот как можно догадаться, что за огромным залом библиотеки есть другой, где находится квестовая книга, а чтобы попасть туда, нужно среди кучи окон найти одно и разбить его? И ладно, если бы это было нужно по дополнительному заданию, но нет — по основному. В итоге и без того длинный первый акт в итоге начинает казаться откровенно затянутым.
Отмечу также неинтересных по большей части боссов — первый из них вообще может застрять в текстурах, чтобы вы беспрепятственно расстреляли его уязвимые места. А ещё периодически случаются баги разной степени серьёзности — вплоть до критических.
У Graven хватает проблем. Это тем более обидно, что на самом деле перед нами красивая и атмосферная игра, вполне способная увлечь — особенно на первых порах. Но свой потенциал она так и не реализовала.
Плюсы: интригующее сочетание разных жанров; свободное исследование мира; куча секретов; динамичные сражения; отличная физика; игра атмосферная и красивая.
Минусы: сюжет проходит фоном; дисбаланс оружия и сложности; магия в сражениях почти бесполезна; нет карты; неинтересные боссы; проблемы с оптимизацией; неприятные баги.