Если номерные части серии Persona были и остаются JRPG, то в случае со спин-оффами разработчики каждый раз экспериментируют. Во вселенной Persona 5 уже вышли и ритм-игра, и мусоу с масштабными сражениями в реальном времени, а теперь появилась навеянная XCOM и другими тактическими стратегиями Persona 5 Tactica.
События новинки разворачиваются незадолго до концовки Persona 5. Отдыхающие в кафе «Леблан» ребята смотрят по телевизору новости, в которых рассказывается о пропавшем без вести кандидате в премьер-министры Японии. У него были большие шансы победить, но в какой-то момент политик исчез — герои подозревают, что именно им придётся его спасать. Вдруг телевизор начинает сбоить, и в кафе появляется загадочная дверь, которую отважные подростки решают открыть. Она переносит ребят в невиданное ранее королевство, где диктаторша по имени Мари издевается над жителями, а многочисленные приспешники помогают ей подготовиться к свадьбе.
Мари способна контролировать разум каждого встречного, поэтому почти все друзья Джокера оказываются заколдованы и прислуживают ей. Вся игра их спасению не посвящена — просто таким образом разработчики решили дозированно вводить в игру персонажей, чтобы глаза у игрока не разбегались в первые же минуты. На деле это лишь одно из трёх королевств, которые предстоит посетить подросткам, и везде проблемы примерно одинаковые: деспот мешает жить простым людям, а мы им помогаем.
Поскольку это не сиквел и не приквел, история слабо расширяет вселенную Persona 5. Сюжет Tactica можно рассматривать как большой побочный квест: ребята угодили в передрягу, выпутались из неё спустя 25 часов прохождения и дальше делали то, чем они занимались в финале пятой части. При этом нельзя сказать, что история плохая, — злодеи интересные, диалоги редко кажутся затянутыми, да и интригующих моментов хватает — у политика, к примеру, традиционная для аниме-игр амнезия, и причину его исчезновения нам ещё предстоит выяснить. Добавили сюда и бонусного играбельного персонажа — это Эрина, лидер сопротивления в первом королевстве, которая понятия не имела, что за пределами её города есть другая жизнь.
Больше претензий возникает не к сюжету, а к структуре игры. Если и Persona 5, и Strikers позволяли свободно исследовать локации, то здесь этот элемент вырезан полностью. Вы либо сидите в кафе «Леблан» (оно доступно в каждом из миров), либо начинаете пошаговый бой, либо слушаете и читаете диалоги. Прогулок по королевствам нет, поэтому магазин оружия, Бархатная комната и прочие элементы вроде побочных квестов перенесли в меню в «Леблане». Нет шкалы дружбы, нельзя провести с кем-то время или что-то подарить, нет кроссвордов, нет кинотеатров. Просто сидите в меню подготовки к вылазке, отправляетесь на неё и повторяете этот процесс в 50 с лишним миссиях.
Поэтому сидеть и подолгу проходить Tactica мне было трудно — становилось скучновато. Возможно, если бы не возникало желания сравнивать игру с Persona 5, впечатления были бы другими — на рынке полно пошаговых стратегий, в которых читаешь брифинги и сразу переносишься на поле боя, и в них такая структура не вызывает тоски. Здесь же постоянно думаешь, что это игра по вселенной Persona 5 и наверняка позднее разблокируются какие-то развлечения. Но этого не происходит, если не считать новых опций в Бархатной комнате.
Тактические бои тоже получились неидеальными, но в целом удались. Пошаговые сражения были и в обычной Persona 5, но если там все персонажи стояли на месте, то здесь перед совершением атаки они могут двигаться по полю, разделённому на сотни ячеек. Сначала все ходы совершает команда игрока, затем наступает очередь оппонентов. Можно либо воспользоваться огнестрельным оружием (пистолетом Джокера, рогаткой Морганы и так далее), либо подойти к врагу и ударить его в ближнем бою, либо воспользоваться «магией» — способностью, полученной от привязанной к герою персоны.
Чтобы успешнее завершать бои, нужно пользоваться укрытиями. Большие преграды вроде крупных ящиков и высоких стен полностью блокируют входящий урон. А мелкие объекты позволят лишь ослабить вражескую атаку. Противники тоже помнят об укрытиях и стараются сидеть за ними, и от игрока требуется не бездумно стрелять в надежде, что урон пройдёт, а стараться выкурить врагов — либо с помощью приёма персоны, либо ударом вблизи.
Когда участник боя вылезает из укрытия не по своей воле, он становится уязвимым. Если в этот момент кто-то атакует его и оглушит, активируется опция One More, известная по Persona 5, — нападающий сможет атаковать ещё раз. Это далеко не единственная механика, которую попытались перенести из «пятёрки». К примеру, здесь есть All-Out Attack — совместный приём, при использовании которого все три члена команды колотят всех врагов, стоящих между ними. Есть и механика Baton Pass, срабатывающая в случае гибели одного из ребят, — на его место приходит другой персонаж, характеристики которого увеличиваются.
Идей достаточно для того, чтобы каждое сражение превращалось в головоломку, особенно когда прохождение за указанное количество ходов обещают вознаградить. Между героями, которые ещё могут что-то делать в рамках одного хода, позволяют свободно переключаться, поэтому всегда стараешься продумывать действия наперёд. Одним персонажем выбиваешь кого-то из укрытия, вторым отодвигаешь его к другому противнику (либо ударом в ближнем бою, либо приёмом персоны), третьим активируешь способность, задевающую и оглушающую сразу нескольких врагов. Со временем появляются новые механики — в первом королевстве вас учат не только карабкаться по лестницам, но и сбрасывать стражников на землю, к компаньонам, которые автоматически выстрелят в падающего противника.
Жаль лишь, что не только сюжет страдает от однообразной структуры — бои тоже очень похожи друг на друга. Дизайнеры уровней сделали всё возможное, чтобы игроку не было скучно: тут и цели миссий разные, и планировка у локаций всегда различается — иногда есть несколько способов выполнить задание. Но всё это не помогает закрыть глаза на то, как мало здесь типов врагов. Новые разновидности вводят очень медленно, и долгое время сражаешься с одними и теми же стражниками, которые ведут себя одинаково. Тощие солдаты прячутся за укрытиями и стреляют из ружей. Бронированные прыгают в сторону атакующего. Барабанщики ускоряют или лечат товарищей.
Чем дольше проходишь Persona 5 Tactica, тем меньше хочется видеть осточертевших противников. Бывают моменты, когда на карте стоят полдюжины солдат и ты радуешься тому, что миссия быстро закончится, но вдруг в противоположном углу локации появляется ещё столько же врагов. Многие миссии можно завершить менее чем за десять ходов, а долго возиться и выполнять все «челленджи» не тянет — хочется поскорее пройти очередную миссию в надежде, что следующая предложит что-то новое. Иногда она действительно это делает, но не так часто, как хотелось бы.
Забавными мне показались побочные квесты — они похожи на пазлы ещё больше, чем основные миссии. В них игроку выдают определённых персонажей и просят его завершить задание за один или два хода. Поначалу это кажется невозможным — либо врагов очень много, либо путь к точке сбора длинный. Но как только приступаешь к прохождению, всё встаёт на свои места: тут нужно продумывать каждый шаг, выкуривать врагов из укрытий, постоянно пользоваться механикой One More и не позволять оппонентам хоть что-то сделать.
Когда участвуешь в боях, сравнения с Persona 5 тоже напрашиваются: если там мы сражались с существами, которых потом использовали в своих целях, то здешние солдаты — это просто болванчики на пути к цели. Новых персон в этой игре тоже получаешь, только выпадают они случайно после каждого боя, да и устроена система иначе. Основную персону, к примеру, переключить нельзя — только выбрать дополнительную, вместе с которой персонаж получит ту или иную способность. Объединение персон тоже осталось на месте — если поначалу доступно слияние лишь двух, то впоследствии смешивать позволяют три и больше, докупая недостающие за внутриигровую валюту.
Иными словами, дополнительные персоны не оказывают большого влияния на возможности персонажа. Зато основную персону можно прокачивать — улучшать базовый активный навык и покупать его улучшенные версии, увеличивать урон от атак, повышать характеристики персонажа и так далее. Очками для прокачки не заваливают: нужно постараться, чтобы их заполучить, — проходить дополнительные квесты и слушать бонусные диалоги в «Леблане». Со стороны все эти улучшения не кажутся очень уж важными, но на деле они могут упростить прохождение — к примеру, с одним из них персонаж будет стрелять по падающим противникам дважды за ход, а это позволяет быстрее проходить миссии и получать за них больше призов.
Ожидания от Persona 5 Tactica были не очень высокими, но плохой игра не оказалась. Здесь неплохая история, забавные диалоги и адекватная боевая система — по меркам проекта, который не позиционируется как серьёзная тактика. Добавили бы сюда больше типов врагов и хоть какое-то взаимодействие с миром — и рекомендовать игру хотелось бы не только фанатам серии, но и новичкам, пришедшим ради геймплея.
Плюсы: симпатичная стилизованная графика; неплохие пошаговые сражения с интересными механиками, в том числе перенесёнными из пятой части; очаровательные персонажи — как старые, так и новые; саундтрек в духе Persona 5.
Минусы: однообразная структура — либо сидишь в кафе, либо участвуешь в боях; никакого исследования локаций; мало развлечений за пределами битв; сражаться с одними и теми же солдатами надоедает.