The Talos Principle 2: Обзор сиквела философской головоломки

Кирилл Волошин 2023-11-12 19:03:16 46

Первая The Talos Principle — это не только сборник прекрасных головоломок, но и почти философский трактат, сыплющий цитатами известных мыслителей и поднимающий серьёзные вопросы. Один из главных давно уже задал Филип Киндред Дик в своём романе «Мечтают ли андроиды об электроовцах?». В сиквеле мыслящие роботы, созданные благодаря программе-симуляции из первой части, уже не мучаются вопросом, способны ли они мечтать и любить, — они воспринимают себя именно как людей. И беспокоит их уже другое — как бы не повторить ошибки, погубившие человечество.

Город роботов

Хотя поначалу уже игрока мучит совсем другой вопрос: а это вообще новая игра или расширенная версия старой? Начинается всё почти как в оригинале — опять голос Элохима и загадки по сбору тетрамино, чтобы создать новую личность. Но оказывается, это лишь небольшая, но необходимая отсылка, выполняющая роль мостика между первой и второй частями. И тем сильнее эффект от резкой смены декораций, когда мы обнаруживаем себя в огромном городе андроидов Новый Иерусалим, где вообще никакие головоломки можно при желании не решать.

Здесь можно просто ходить по улицам, общаться с другими роботами и посещать достопримечательности. Например, заглянуть в музей симуляции, где в качестве экспонатов выставлены гаджеты, компьютеры с записями и даже целые пазлы из первой части. Или посетить забавный и немного грустный мемориал в память о кошках, воздвигнутый на месте, где героиня первой части похоронила своего питомца. Там можно пообщаться со смотрителем, узнать, есть ли у него домашнее животное и как быть с тем фактом, что они смертны.

Вообще, общения с андроидами тут много — пусть внешне они одинаковы, но каждый на самом деле уникальная личность. Они ведут себя и размышляют как люди, у них даже есть свой «Твиттер» — социальная сеть, где можно прочитать много забавных и интересных постов и комментариев.

Цель достигнута. Что дальше?

Андроидов волнуют разные вопросы. И авторы The Talos Principle II через них говорят о многом. В местной соцсети можно встретить рассуждения о поэзии и прочитать цитаты известных людей из книг и фильмов — например, мысли актёра Питера Устинова о невозможности оставаться пессимистом. А в музее симуляции можно поиграть в текстовые квесты, поднимающие вопросы о природе искусства или говорящие о морали.

Но главная дискуссия в городе связана с постулатами героини первой части, которую тут почитают как святую и называют Зодчей. Она, ставшая первым андроидом, поставила задачу, которая превратилась фактически в официальную идеологию, так называемую Цель — создать тысячу андроидов и на этом остановиться, чтобы продолжать дальше развиваться как полноценный, сформированный город.

Главный герой The Talos Principle II стал этим тысячным — и с его появлением цель вроде бы достигнута. И всё же у некоторых возникают сомнения, стоит ли на этом остановиться или всё же развиваться, осваивать территории, искать новые источники ресурсов.

У Зодчей не спросишь — она исчезла в неизвестном направлении. Ситуация подогревается признаками надвигающегося энергетического кризиса. А тут как раз откуда ни возьмись появилось странное видение Прометея, который пригласил андроидов посетить остров, где они найдут «пламя», а с ним и новые возможности, — тема богоборчества из первой части перекочевала во вторую.

Важные решения

Естественно, на этот остров мы и отправляемся с несколькими другими андроидами. А там решаем многочисленные головоломки, запускаем лучи, активируем башни, получаем доступ к новым секциям огромной, похожей на египетскую пирамиду Мегаструктуры, общаемся с проекциями персонажей древнегреческой мифологии, видим воспоминания Зодчей и узнаём о её судьбе.

И в итоге встаём перед выбором — использовать мощные новые технологии, способные как погубить, так и дать невероятный импульс к развитию, или оставаться максимально осторожными и уничтожить эти технологии, чтобы не повторить ошибки человечества. А может, оставить право выбора самим людям? Но в любом случае мы убеждаемся, что даже для андроидов нет ничего важнее любви и семьи.

Остров загадок

Как и в первой части, мы вольны свободно исследовать локации, где есть не только пазлы. Только в сиквеле это более разнообразные, живописные и большие территории. Леса, поля, реки, снега, болота, почти пустыня — решив положенные загадки в одном биоме, мы попадаем в следующий и каждый раз делаем круглые глаза от вида сюрреалистических сооружений и исполинских башен.

Это главные центры притяжения в каждой локации. Но и помимо них тут полно интересных мест — развалины храмов; статуи, где нужно активировать рычаги для решения дополнительных задач; подземные лаборатории с демонстрацией геймплейных механик; проекции андроидов, открывающие их воспоминания; места с особыми звёздами, собрав которые мы узнаем, к какому выводу пришла Зодчая.

Всё это необязательно для исследования, но позволяет получить много новой информации. Например, есть золотые ворота, за которыми скрываются особые пазлы, — открыть эти ворота очень непросто, а сами загадки посложнее обычных. Никто и не требует от нас открывать и решать, но если сделаем это, то получим дополнительные сюжетные линии и концовки.

Новые старые пазлы

Есть и другие побочные головоломки, решение которых позволит пропустить некоторые основные. Так эволюционировала система подсказок из первой части — там право пользоваться ими тоже нужно было заслужить. Хотя надо сказать, что некоторые головоломки в сиквеле стали не то чтобы проще, а логичнее и понятнее.

Основа пазлов в целом прежняя. Мы всё так же перетаскиваем ящики, ставим их на нажимные плиты, иногда поднимаем в воздух — с помощью трамплинов можно и себя отправить в короткий полёт. И постоянно с помощью гаджетов проводим и смешиваем лазерные лучи разных цветов, чтобы они, хитрым образом соединяясь, открывали проходы. Тут важно следить, чтобы лучи не пересекались и у них на пути не возникало препятствий.

Но при этом исчезли многие раздражающие моменты — например, салочки с дронами и турелями. Вдобавок появились новые интересные механики — так, мы можем ходить по стенам и потолкам, прокладывать из огромных тетрамино мосты, ведущие к башням, и проделывать червоточины в стенах, чтобы через них проводить лазерные лучи.

Можно даже телепортироваться в других андроидов и управлять ими для решения пазлов. Это особенно удобно — долгое время напрягает то, что роботы каждый раз просят именно нас решать пазлы, а сами не пойми чем занимаются и годны лишь для того, чтобы обсудить очередной насущный или философский вопрос. Впрочем, авторы очень интересно обыграли взаимодействие между роботами — геймплей на острове устроен как прямой эфир с другими андроидами. Эх, вот если бы они ещё и подсказки давали…

The Talos Principle II — более разнообразная и в разы более масштабная игра, чем первая часть. Одновременно серьёзная, поднимающая важные вопросы история и исполинский сборник пазлов — на его прохождение понадобится уже не 5–6 часов, а все 20, если не больше. И конечно, это непростое испытание для игрока — особенно учитывая, что загадки похожи друг на друга, а нормальной системы сохранений нет. Но проходя это испытание, всё равно понимаешь, насколько это большое, значимое и крутое произведение игрового искусства. Ведь пазлы только кажутся похожими, а история многогранна и глубока.

Плюсы: увлекательная история, поднимающая важные вопросы; обилие пазлов, для которых авторы придумали немало новых механик; большие и живописные территории; отлично написанные тексты; нашлось место для юмора и кросс-культурных отсылок; множество дополнительных загадок и интересных мест; великолепная работа с графикой, музыкой и звуком.

Минусы: многие пазлы кажутся похожими и оторванными от истории; нет нормальной системы сохранений.

Другие новости

Комментарии

Игра хорошая, но я все же докопался бы до одного момента. Видно, что разрабы сделали большую ставку на игру, и непонятно — это ААА или инди? Стоит она как крупная инди, но внешним видом показывает, что хочет быть большой и захватывающей. И вот эта неопределенность раздражает. Ты прям ждешь, что сейчас будут взрывы и вау-моменты, но ведет она себя как инди. Ни туда — ни сюда. Так же расстраивает отказ от croteam engine в пользу unreal engine. У хорватского движка была своя душа и стиль. А теперь она выглядит как очередная игра из стандартных ассетов ue5. По этой же причине системные требования и размеры раздуты. Хотя я признаю, что они хорошо поработали над стилем и оптимизацией, но родной движок смотрелся более приятно из-за своей неповторимости. Так же переход на ue5 говорит о новом витке отношений croteam с моддерами. Они типа любят моды, но одновременно им пофиг. Serious Sam Fusion дропнули, хотя на нем до сих пор выходит куча прекрасных игр. То нанимают моддеров для создания новой игры. Но это уже чисто исторический вопрос.
Нет, я оцениваю игру с точки зрения развлечения. Аналогия Принципа Талоса и Портала сама собой напрашивается. Чем был Портал 2 по сравнению с первой частью, и чем является сиквел Принципа Талоса по сравнению с оригиналом? По сути он мало как эволюционировал. Добавили просто диалоги и… все. Никакого скачка в повествовании или геймплее. Зато движок поменяли, а что он дал? Графоний, крутые кат-сцены, масштаб? Кротим Энжин прекрасно бы потянул формат игры. Тут бы вспомнить недавний Cocoon, который все так хвалят, но по факту он является просто паком паззлов. Откуда у него столько восторженных отзывов и награда «прорыв года»?! Такое ощущение, что люди просто забыли игры-паззлы, которые выходили буквально несколько лет назад, и новые игры с ними не сравнивают.
Что?! Как смеешь ты, душнила, упрекать «бгзбраннэх» в невежестве?! На колени и моли о пощаде! Пока тебя… Ну не знаю. Пока не стёрли, что ли...:) Ещё извинись, что пишешь тут
да норм эт игра мою 4090 в 4к до 45фпс с длсс и без бывало просаживала....в зимнем биоме вроде, непомню точно
Тогда нужно ещё в серьёзного Сэма сыграть, включая второго, и в football glory, чтобы фансервис и отсылки понять
Все комментарии