Когда речь идёт о больших, протяжённых во времени и разбитых на несколько арок сериях игр, особенно интересно и волнительно то, как авторы закроют одну долгоиграющую линию и перейдут к совершенно новым событиям и героям. Как же с этой задачей справились разработчики The Legend of Heroes: Trails into Reverie, которая в июле наконец добралась до международного релиза?
Очень древняя, стартовавшая ещё в 80-х годах, и очень популярная линейка японских RPG The Legend of Heroes включает серию Trails, которая рассказывает о политических событиях и войнах на континенте Земурия. Их оказалось так много, что всё происходящее поделили на несколько подсерий и сюжетных арок.
Одна из них рассказывает о борьбе за независимость города-государства Кроссбелл — это игры Trails from Zero и Trails to Azure, где главная роль отведена полицейскому спецподразделению SSS во главе с Ллойдом Беннингсом. Другая посвящена империи Эребония (она как раз притесняла Кроссбелл и не только), и там солирует Рин Шварцер вместе со своими студентами из военной академии Торс. И всё это очень плотно пересекается — достаточно сказать, что Ллойд и Рин стали практически друзьями.
Так вот, The Legend of Heroes: Trails into Reverie служит своеобразным эпилогом этих двух арок и прокладывает мостик к следующей, Kuro no Kiseki, которая переносит действие в республику Калвард. И тут нельзя не вспомнить про Trails in the Sky the 3rd, которая тоже была игрой-эпилогом по событиям первой арки серии, посвящённой королевству Либерл.
Для начала надо отметить главную отличительную черту Trails into Reverie — довольно редкую возможность свободно переключаться между тремя сюжетными линиями. В одной солирует Ллойд Беннингс со товарищи, в другой — Рин Шварцер и его студенты из класса VII, а в третьей мы видим нового героя, скрывающегося до поры до времени под маской и псевдонимом C.
Конечно, вожжи сценаристы далеко не убирают. Начинают они принудительно с линии Ллойда, который вместе с друзьями готовится отпраздновать долгожданное обретение (точнее, возвращение) независимости Кроссбелла. Потом дают поиграть за Рина и его команду, и лишь затем открывается линия загадочной «маски».
И в дальнейшем периодически нам просто не дают продвинуться дальше в какой-то из трёх историй, пока мы не достигнем определённого прогресса в других. То есть полной свободы нет, но её достаточно, чтобы в промежутках, пока мы не доберёмся до этих контрольных точек, блокирующих сюжетный прогресс, по своему усмотрению переключаться между тремя историями.
Линии, естественно, плотно связаны, но всё равно это разные герои, локации и задачи. И такая свобода даёт довольно свежие ощущения — словно смотришь навороченный интерактивный сериал (что-то вроде «Игры престолов»), где с помощью кнопки на пульте решаешь, за какой из многочисленных сюжетных линий прямо сейчас следить.
Какое-то время больше всего тянет переключиться на историю человека в маске, который вместе со своими юными подельниками действует от имени вроде бы террористической организации Imperial Liberation Front. Отчасти дело в том, что с Ллойдом, Рином и их многочисленными соратниками мы давно и хорошо знакомы, а всё новое и неизвестное привлекает больше внимания.
Кроме того, в первых двух историях поначалу слишком уж много сахара и соплей. Особенно это касается линии Ллойда, напоминающей затянутую встречу старых друзей, которые часа два подряд клянутся друг другу в любви и дружбе и предаются тёплым воспоминаниям. А когда случается что-то нехорошее, это сопровождается пафосными речами, криками «Мы верим, ты не сдашься, ты справишься, всё будет хорошо!» и томными, снизу вверх, взглядами девушек, которые периодически плачут у Ллойда (да и у Рина) на груди и постоянно повторяют, какие те классные.
В такие моменты гадаешь, почему это всё-таки RPG, а не хентайный симулятор свиданий, и невольно вспоминаешь, что в основе своей эти игры относятся к жанрам сёнэн и сэйнэн — аниме для больших и не очень мальчиков, где герои всегда находятся в центре женского внимания.
На этом фоне история С, конечно, даёт глоток свежего воздуха. Здесь нет того героического пафоса, зато много юмора и харизматичных персонажей. Одна из подельниц человека в маске, девушка с косичками Надя, явно списана с Джинкс из League of Legends (и сериала «Аркейн») — она тоже бросается в сражениях взрывоопасными игрушками.
И она тоже немного безумная — может, например, так долго и со смаком описывать, как с помощью нитки и иголки будет пытать пленного, что тот согласится всё рассказать. После этого даже её напарница, девочка Лапис, выдавит: «Господи, да ты больная!» — и потом будет с опаской поглядывать на Надю.
Тут надо пояснить, что Лапис — говорящая кукла с очаровательными разноцветными глазами, обладающая сознанием. Она очень не любит, когда её называют ребёнком (или даже намекают на это). И очень любит есть. Однажды попробовав бесполезную, казалось бы, для куклы еду, Лапис просто влюбилась в неё. И вот что из этого получилось:
Помогают «маске» и другие нетривиальные персонажи, да и сам он долгое время является ходячей интригой. А когда выясняется, кто такой этот С, вопросов, недоумения и предположений становится ещё больше.
Впрочем, и другие сюжетные линии содержат множество интересных событий. Рин с товарищами расследует пропажу принца, который отправился на корабле в свадебное путешествие с новоиспечённой женой и исчез. А если по моему описанию вам показалось, что история Ллойда скучновата, то, повторю, это лишь поначалу. Торжественная церемония с подписанием акта о независимости Кроссбелла принимает весьма драматичный оборот…
Все три линии, естественно, оказываются тесно связаны. Сценаристы действуют грамотно — например, показывают одни и те же события глазами разных героев. Или в одном сражении сначала могут заставить нас сражаться на стороне «маски» против команды Рина, а потом — поменять их местами. В итоге, как и в прошлых выпусках серии, именно сюжет и персонажи, их взаимоотношения оказываются главным достоинством игры и поводом идти к финалу.
В игровом процессе, с одной стороны, всё знакомо. В перерывах между многочисленными разговорами и кат-сценами мы выполняем основные и побочные задания, собираем ресурсы, открываем сундуки и участвуем в пошаговых сражениях.
В боях всё также основано на приказах (дают пассивные бонусы всей команде), системе Break, вырубающей врагов на время, двух типах умений (Arts и Crafts) и совместных атаках, которые улучшают отношения между персонажами и открывают новые приёмы. Особенно мощными и эффектными по-прежнему являются ультимативные Crafts-атаки, каждая из которых сопровождается отдельным роликом.
Появилась также новая механика United Front — когда заряжена шкала Assault Gauge и в отряде все четверо живы, можно активировать обычную совместную атаку или магическую (она также восполняет запас маны) либо разом вылечить всю партию.
Есть мнение, что эта механика ломает баланс и заметно упрощает прохождение. Но на уровне сложности Hard и выше даже она зачастую не спасает. Здесь попадаются боссы, способные до минимума снизить здоровье отряда одной атакой. Это очень японская игра, периодически унижающая игрока и склоняющая его к гринду. И в то же время совсем не японская — после поражения нам зачастую предлагают снизить уровень противника и снова попробовать, и так можно делать много раз, доводя оппонента до состояния овоща.
Если же вам стыдно пользоваться узаконенными читами, то придётся тщательно снаряжать каждого из многочисленных играбельных персонажей (их тут около 50!) новой экипировкой и «кварцами» — заклинаниями, которые мы покупаем или создаём из найденных ресурсов.
Также можно и нужно прокачивать оружие и портативный «орбмент» — устройство, где размещаются все кварцы. Подобрать грамотное их сочетание для каждого бойца — та ещё задачка. Особенно учитывая, что сценаристы периодически по своему усмотрению тасуют партию или вовсе оставляют нас с двумя персонажами.
В качестве помощи для прокачки авторы ввели в игру особое магическое измерение под названием True Reverie Corridor. Аналогичное было в упомянутой Trails in the Sky the 3rd, но там нас запирали в таком подпространстве принудительно и практически на протяжении всей игры, а здесь это необязательная, но тоже очень полезная механика. Фактически это процедурно генерируемое подземелье с крутыми врагами и наградами.
Последние бывают нескольких видов. Одни накапливают ресурс, за который мы можем покупать глобальные апгрейды (например, увеличение лимита на приказы), другие открывают новые мини-истории, которые подробнее раскрывают некоторых участников событий (а это важно в такой игре).
Третьи призы — аналог гачи: они позволяют получать рандомные награды, включая кварцы, ресурсы и даже персонажей, которых, правда, напрямую можно использовать только в True Reverie Corridor (в реальном мире они могут лишь помогать во время использования United Front).
Здесь также можно покупать, создавать и прокачивать всё необходимое. Но едва ли не самое интересное — обилие мини-игр, среди которых есть не только своя ККИ и аналог Puyo Puyo, но и сражения на роботах, а также полноценный, и очень смешной, рельсовый шутер. В нём известные нам девушки из разных игр серии превращаются в ведьмочек и сражаются с приспешницами тёмного принца Рина. Хотя на самом деле они так просто хотят привлечь его драгоценное внимание и заставить вернуться в реальную школу.
О сёнэн-корнях игры напоминает и возможность там же, в True Reverie Corridor, отправиться на пляж, чтобы поглазеть на Юну, Мюсс, Эли, Тиа, Клэр и вообще на всех героинь в купальнике. Хотя и без этого мы вольны в любой момент менять костюмы персонажей — и при желании можно всем оставить из одежды только полотенца. Интересные истории и персонажи — это, конечно, хорошо, но и про фансервис никто не забывает!
Мы получили отличную игру-эпилог. Да, она неровная с точки зрения сюжета, но в целом это очень увлекательная, большая и разнообразная игра, в которой за различными занятиями можно провести десятки часов. Начинать своё знакомство с серией именно с The Legend of Heroes: Trails into Reverie нельзя, но для поклонников это настоящий рай и в то же время юдоль печали — они расстаются с полюбившимися героями. Но жизнь продолжается — и как же приятно знать, что впереди нас ждут новые приключения и новые герои. Так что с нетерпением ждём английскую версию Kuro no Kiseki, в которой мы, возможно, увидим и кого-то из старых знакомых.
Плюсы: сразу три сюжетные линии со своими главными героями, между которыми можно почти свободно переключаться; множество играбельных и хорошо прописанных персонажей; непростые пошаговые сражения; много возможностей для прокачки партии; отдельное магическое измерение со множеством активностей и наград; приятная (хоть и не самая современная) графика; как всегда, отличная музыка и озвучка — на английском и японском.
Минусы: некоторые сюжетные линии поначалу слабее других; новая механика United Front может сломать баланс.
В эпилоге второй части Cold Steel был такой же коридор. Можно было упомянуть этот момент. Хороший обзор получился, спасибо за старания!