Обзор первого сезона The Last of Us

Алексей Лихачев 2023-03-13 16:54:15 86

Когда сериал по мотивам The Last of Us только анонсировали, ожидать от него можно было чего угодно. Первая серия, о которой я писал ещё в январе, дала надежду на то, что сезон не просто получится удачным, а успешно дополнит сюжет игры, слегка изменив его в угоду телевизионному формату. Теперь, когда сезон завершился, можно с уверенностью сказать, что сериал превзошёл ожидания.

Для фанатов и не только

Основная сюжетная линия не изменилась. В постапокалиптической версии США контрабандист Джоэл получает задание провести в безопасное место девочку Элли. Двадцать лет назад человечество заразилось кордицепсом — паразитическим грибком, который поражает нервную систему и захватывает разум. В реальности кордицепс может проделывать подобное только с насекомыми, в сериале же заразились люди, употреблявшие мучные продукты и сахар. Те, кого укусил заражённый, сами становятся чем-то вроде зомби, но у Элли есть иммунитет к кордицепсу. У человечества есть надежда на то, что с помощью этой девочки удастся создать вакцину и спасти планету.

Прежде чем мир превратится в руины, нам показывают жизнь Джоэла до того, как он стал угрюмым и несчастным. Тому, что в игре длилось минут десять, в сериале уделено значительно больше времени — зрителю предлагают поближе познакомиться с Сарой, дочерью Джоэла, ведь её трагическая смерть оставит незаживающую рану в сердце главного героя. Уже по первому эпизоду становится понятно, что бездумно переносить игровые сцены авторам не хотелось — игре почти десять лет, и с тех пор её постановщик Нил Дракманн (Neil Druckmann) вырос как сценарист и понял, как лучше раскрыть историю.

В следующих сериях нам не раз рассказывают о том, что в оригинале осталось за кадром. В частности, здесь есть предыстория Сэма и Генри, которая в игре раскрывается лишь через диалоги с Джоэлом. Поначалу спорным решением кажется то, что Сэм стал в сериале глухонемым (сыгравший его актёр тоже лишён слуха), но именно благодаря предыстории логика сценаристов становится понятна. Беззащитный мальчик, который здесь ещё более юный, чем в игре, не слышит ни стрельбу, ни взрывы, ни приближающихся заражённых, поэтому со старшим братом он чувствует себя как за каменной стеной.

Эпизод с братьями наполнен отсылками к игре: тут и комикс Savage Starlight вспоминают, и даже геймплейную механику попытались перенести — Джоэл помогает Элли забраться повыше, чтобы она проникла в закрытое помещение и открыла дверь с той стороны. Но больше всего мне в этой серии понравилось то, как создатели показали детскую непосредственность Элли через её взаимодействие с Сэмом. Она выучивает несколько слов на языке жестов, диалог с помощью рисовальной доски становится для неё забавной игрой, а последние минуты общения детей оставляют ещё более яркие впечатления, чем в оригинале, — тут уж обойдусь без спойлеров.

Лучше раскрыта и история Билла, на прошлое которого раньше лишь намекали. В третьем эпизоде создатели решили полностью отказаться от пересказа сюжета игры и даже отодвинули на дальний план Джоэла и Элли. Тут становится понятно, что авторы сериала стремились сфокусироваться не только на протагонистах, но и на других людях. Включая мизантропа, который обложился ловушками, пистолетами и видеокамерами, но даже будучи отшельником в постапокалипсисе не растерял чувства. Ник Офферман (Nick Offerman) потрясающе справился с ролью, и его персонаж наверняка запомнится зрителям.

Однако попытки расширить сюжет не всегда кажутся удачными. Например, нового персонажа — лидера сопротивления Кэтлин я так и не полюбил. То ли потому, что впервые вижу этого героя, то ли потому, что актриса неудачно подобрана и играет слишком по-театральному. Причём сам персонаж-то интересный, и трудно сразу сказать, правильно ли героиня поступает или нет. Возможно, просто экранного времени не хватило.

К остальным второстепенным героям у меня претензий не возникло. Интереснее всего было увидеть Дэвида, и эпизод с его участием рассказывает о вселенной The Last of Us больше, чем игра. В восьмой серии нам показывают целый религиозный культ, который очень сильно контрастирует с Джексоном — поселением, где остановился брат Джоэла. Если в Джексоне все равны, заняты своими делами, помогают друг другу и радуются жизни, то Дэвид прямым текстом говорит, что он — пастух, окружённый овцами, которые боятся слово сказать в его присутствии. Ну и нравы этих людей не делает ему чести.

О финальном эпизоде — с несколькими спойлерами

Когда видишь, что последняя серия длится всего 43 минуты, поначалу разочаровываешься — от финала хочется большего хронометража. Но на деле эпизод вмещает в себя всё, чего ожидаешь от него после игры: и чудесную сцену с жирафами, и встречу с Марлин, и всё, что следует за ней. Путь Джоэла до палаты, в которой лежит Элли, — прекрасная сцена и один из лучших экшен-моментов в сериале. Если в игре это просто очередная перестрелка, то в адаптации подобных сцен было значительно меньше, потому и впечатления эпизод оставляет яркие. Ты понимаешь, зачем Джоэл делает то, что делает, но в то же время наблюдать за этим со стороны не очень приятно — для сериальной версии персонажа такое поведение не совсем привычно. Всё это приводит к точь-в-точь перенесённой из игры концовке, которая даже спустя десять лет трогает нужные струны.

Лучше и лучше

Однако все эти персонажи не сравнятся с главными героями — Джоэлом и Элли. По поводу Джоэла сомнений, кажется, не было ни у кого — Педро Паскаль изображает умудрённого жизнью мужчину, который не только тяжело переносит трагедию двадцатилетней давности, но и раз за разом сталкивается с новыми испытаниями. Его панические атаки в поздних сериях делают персонажа даже более реалистичным, чем в игре.

К выбору Беллы Рэмси на роль Элли вопросов было куда больше. До выхода первой серии она казалась неподходящей актрисой, не имеющей ничего общего с героиней, и в основном это было связано с её внешностью. Однако уже после первых сцен с её участием сомнения развеялись, и с каждым эпизодом она всё лучше передаёт характер Элли и мастерски изображает эмоции, переключаясь между ними на лету. То она дерзкая и хамоватая, то чуткая и отзывчивая. Я могу вспомнить сразу несколько моментов, в которых она сыграла блестяще, — от целого эпизода по мотивам дополнения Left Behind, где Элли искренне удивляется привычным вещам вроде эскалатора, до изумительных концовок серий о Генри и Дэвиде.

Что может не понравиться поклонникам игры, так это малое количество заражённых. Взять тот же эпизод с Дэвидом — если в игре были экшен-сцены, то в восьмой серии инфицированные не встречаются вообще, будто тут и не постапокалипсис. Мне это показалось логичным решением: всё-таки в игре нужен экшен, здесь же всё более реалистично — Джоэл не раскидывает всех направо и налево, а Элли не нападает с ножом на щелкунов. Каждое появление заражённых в сериале становится событием — это либо жуткая сцена, где даже одного щелкуна хватает для создания атмосферы, либо ещё более пугающие моменты с толпами зомби, которые в сериале более быстрые, чем в игре. Однако даже у меня в связи с этим не возникло ощущение глобальной катастрофы и опасности на каждом углу — побольше заражённых хотелось видеть не столько ради экшена, сколько ради антуража.

Зато разруха видна в каждом кадре. Брошенные автомобили, заросшие мхом постройки, покрытые грибком стены, пыльная мебель в домах — Джоэл и Элли увидят немало подобного на своём пути. Оператор частенько фокусируется на мелких деталях — к примеру, на записке «Вернусь через пять минут» на двери магазина, закрытого много лет назад. Временами задники казались мне фальшивыми, но впечатление это не портило, пускай даже в такие моменты я пытался понять, почему кадр выглядит неестественно, а не погружался в сюжет.

Именно погружался — хотя эту историю я знаю наизусть, смотреть всё равно было интересно. И дословные цитаты из оригинала, и совершенно новые эпизоды — всё одинаково здорово снято и сыграно. Очевидно, я не могу оценить сериал с точки зрения человека, который не играл в The Last of Us, посмотрел «Ходячих мертвецов» и хочет найти что-то похожее. Может, ему темп повествования не понравится, персонажи не запомнятся или сериал в целом покажется банальным — свежих идей в нём действительно нет. Но для того, кто много раз играл в оригинал, это достойная экранизация, по большей части верная первоисточнику и сделанная с большой любовью.

На мой взгляд, сериал The Last of Us удался. Он дополняет уже ставшую культовой историю, что-то в ней меняет, а что-то оставляет на месте — и почти со всеми решениями Дракманна и режиссёра Крейга Мейзина (Craig Mazin) я согласен. Проект задаёт высокую планку для экранизаций. Впереди нас ждут сериалы по Fallout, God of War, Assassin’s Creed, Horizon и другим игровым сериям — и их неизбежно будут сравнивать с The Last of Us. Но больше всего интересно увидеть, каким получится второй сезон «Последних из нас» и как нестандартную структуру игры перенесут на экраны телевизоров — задачка явно не из простых.

Другие новости

Комментарии

Сильные боевые беременные женщины, всё по заветам Нила Дракмана, 10 из 10
Слишком хвалебный обзор, как по мне. Если вкратце, то есть два взгляда на сериал, мой и жены. Я прошел игру, жена нет. По итогу:Оба ждём второй сезон, но я хочу увидеть, где шоуранеры ещё накакают, а жена хочет увидеть продолжение, потому что интересно.
Скрытый текст
Наша любимая серия — третья, гыгыгы. Вот только с ластухой она не имеет ничего общего
Да можешь еще 7 эпизод посмотреть, где Элли с другой девочкой целуется и все. Остальное не смотри, остальное не интересно.
Как видим по рейтингам и все сильнее набирающим аудиторию с выходом каждой следующей серии сериалам по типу Тлоу и Дома Драконов — нет. Не наскучила)
и? я всё это знаю.
Все комментарии