Когда сериал по мотивам The Last of Us только анонсировали, ожидать от него можно было чего угодно. Первая серия, о которой я писал ещё в январе, дала надежду на то, что сезон не просто получится удачным, а успешно дополнит сюжет игры, слегка изменив его в угоду телевизионному формату. Теперь, когда сезон завершился, можно с уверенностью сказать, что сериал превзошёл ожидания.
Основная сюжетная линия не изменилась. В постапокалиптической версии США контрабандист Джоэл получает задание провести в безопасное место девочку Элли. Двадцать лет назад человечество заразилось кордицепсом — паразитическим грибком, который поражает нервную систему и захватывает разум. В реальности кордицепс может проделывать подобное только с насекомыми, в сериале же заразились люди, употреблявшие мучные продукты и сахар. Те, кого укусил заражённый, сами становятся чем-то вроде зомби, но у Элли есть иммунитет к кордицепсу. У человечества есть надежда на то, что с помощью этой девочки удастся создать вакцину и спасти планету.
Прежде чем мир превратится в руины, нам показывают жизнь Джоэла до того, как он стал угрюмым и несчастным. Тому, что в игре длилось минут десять, в сериале уделено значительно больше времени — зрителю предлагают поближе познакомиться с Сарой, дочерью Джоэла, ведь её трагическая смерть оставит незаживающую рану в сердце главного героя. Уже по первому эпизоду становится понятно, что бездумно переносить игровые сцены авторам не хотелось — игре почти десять лет, и с тех пор её постановщик Нил Дракманн (Neil Druckmann) вырос как сценарист и понял, как лучше раскрыть историю.
В следующих сериях нам не раз рассказывают о том, что в оригинале осталось за кадром. В частности, здесь есть предыстория Сэма и Генри, которая в игре раскрывается лишь через диалоги с Джоэлом. Поначалу спорным решением кажется то, что Сэм стал в сериале глухонемым (сыгравший его актёр тоже лишён слуха), но именно благодаря предыстории логика сценаристов становится понятна. Беззащитный мальчик, который здесь ещё более юный, чем в игре, не слышит ни стрельбу, ни взрывы, ни приближающихся заражённых, поэтому со старшим братом он чувствует себя как за каменной стеной.
Эпизод с братьями наполнен отсылками к игре: тут и комикс Savage Starlight вспоминают, и даже геймплейную механику попытались перенести — Джоэл помогает Элли забраться повыше, чтобы она проникла в закрытое помещение и открыла дверь с той стороны. Но больше всего мне в этой серии понравилось то, как создатели показали детскую непосредственность Элли через её взаимодействие с Сэмом. Она выучивает несколько слов на языке жестов, диалог с помощью рисовальной доски становится для неё забавной игрой, а последние минуты общения детей оставляют ещё более яркие впечатления, чем в оригинале, — тут уж обойдусь без спойлеров.
Лучше раскрыта и история Билла, на прошлое которого раньше лишь намекали. В третьем эпизоде создатели решили полностью отказаться от пересказа сюжета игры и даже отодвинули на дальний план Джоэла и Элли. Тут становится понятно, что авторы сериала стремились сфокусироваться не только на протагонистах, но и на других людях. Включая мизантропа, который обложился ловушками, пистолетами и видеокамерами, но даже будучи отшельником в постапокалипсисе не растерял чувства. Ник Офферман (Nick Offerman) потрясающе справился с ролью, и его персонаж наверняка запомнится зрителям.
Однако попытки расширить сюжет не всегда кажутся удачными. Например, нового персонажа — лидера сопротивления Кэтлин я так и не полюбил. То ли потому, что впервые вижу этого героя, то ли потому, что актриса неудачно подобрана и играет слишком по-театральному. Причём сам персонаж-то интересный, и трудно сразу сказать, правильно ли героиня поступает или нет. Возможно, просто экранного времени не хватило.
К остальным второстепенным героям у меня претензий не возникло. Интереснее всего было увидеть Дэвида, и эпизод с его участием рассказывает о вселенной The Last of Us больше, чем игра. В восьмой серии нам показывают целый религиозный культ, который очень сильно контрастирует с Джексоном — поселением, где остановился брат Джоэла. Если в Джексоне все равны, заняты своими делами, помогают друг другу и радуются жизни, то Дэвид прямым текстом говорит, что он — пастух, окружённый овцами, которые боятся слово сказать в его присутствии. Ну и нравы этих людей не делает ему чести.
Когда видишь, что последняя серия длится всего 43 минуты, поначалу разочаровываешься — от финала хочется большего хронометража. Но на деле эпизод вмещает в себя всё, чего ожидаешь от него после игры: и чудесную сцену с жирафами, и встречу с Марлин, и всё, что следует за ней. Путь Джоэла до палаты, в которой лежит Элли, — прекрасная сцена и один из лучших экшен-моментов в сериале. Если в игре это просто очередная перестрелка, то в адаптации подобных сцен было значительно меньше, потому и впечатления эпизод оставляет яркие. Ты понимаешь, зачем Джоэл делает то, что делает, но в то же время наблюдать за этим со стороны не очень приятно — для сериальной версии персонажа такое поведение не совсем привычно. Всё это приводит к точь-в-точь перенесённой из игры концовке, которая даже спустя десять лет трогает нужные струны.
Однако все эти персонажи не сравнятся с главными героями — Джоэлом и Элли. По поводу Джоэла сомнений, кажется, не было ни у кого — Педро Паскаль изображает умудрённого жизнью мужчину, который не только тяжело переносит трагедию двадцатилетней давности, но и раз за разом сталкивается с новыми испытаниями. Его панические атаки в поздних сериях делают персонажа даже более реалистичным, чем в игре.
К выбору Беллы Рэмси на роль Элли вопросов было куда больше. До выхода первой серии она казалась неподходящей актрисой, не имеющей ничего общего с героиней, и в основном это было связано с её внешностью. Однако уже после первых сцен с её участием сомнения развеялись, и с каждым эпизодом она всё лучше передаёт характер Элли и мастерски изображает эмоции, переключаясь между ними на лету. То она дерзкая и хамоватая, то чуткая и отзывчивая. Я могу вспомнить сразу несколько моментов, в которых она сыграла блестяще, — от целого эпизода по мотивам дополнения Left Behind, где Элли искренне удивляется привычным вещам вроде эскалатора, до изумительных концовок серий о Генри и Дэвиде.
Что может не понравиться поклонникам игры, так это малое количество заражённых. Взять тот же эпизод с Дэвидом — если в игре были экшен-сцены, то в восьмой серии инфицированные не встречаются вообще, будто тут и не постапокалипсис. Мне это показалось логичным решением: всё-таки в игре нужен экшен, здесь же всё более реалистично — Джоэл не раскидывает всех направо и налево, а Элли не нападает с ножом на щелкунов. Каждое появление заражённых в сериале становится событием — это либо жуткая сцена, где даже одного щелкуна хватает для создания атмосферы, либо ещё более пугающие моменты с толпами зомби, которые в сериале более быстрые, чем в игре. Однако даже у меня в связи с этим не возникло ощущение глобальной катастрофы и опасности на каждом углу — побольше заражённых хотелось видеть не столько ради экшена, сколько ради антуража.
Зато разруха видна в каждом кадре. Брошенные автомобили, заросшие мхом постройки, покрытые грибком стены, пыльная мебель в домах — Джоэл и Элли увидят немало подобного на своём пути. Оператор частенько фокусируется на мелких деталях — к примеру, на записке «Вернусь через пять минут» на двери магазина, закрытого много лет назад. Временами задники казались мне фальшивыми, но впечатление это не портило, пускай даже в такие моменты я пытался понять, почему кадр выглядит неестественно, а не погружался в сюжет.
Именно погружался — хотя эту историю я знаю наизусть, смотреть всё равно было интересно. И дословные цитаты из оригинала, и совершенно новые эпизоды — всё одинаково здорово снято и сыграно. Очевидно, я не могу оценить сериал с точки зрения человека, который не играл в The Last of Us, посмотрел «Ходячих мертвецов» и хочет найти что-то похожее. Может, ему темп повествования не понравится, персонажи не запомнятся или сериал в целом покажется банальным — свежих идей в нём действительно нет. Но для того, кто много раз играл в оригинал, это достойная экранизация, по большей части верная первоисточнику и сделанная с большой любовью.
На мой взгляд, сериал The Last of Us удался. Он дополняет уже ставшую культовой историю, что-то в ней меняет, а что-то оставляет на месте — и почти со всеми решениями Дракманна и режиссёра Крейга Мейзина (Craig Mazin) я согласен. Проект задаёт высокую планку для экранизаций. Впереди нас ждут сериалы по Fallout, God of War, Assassin’s Creed, Horizon и другим игровым сериям — и их неизбежно будут сравнивать с The Last of Us. Но больше всего интересно увидеть, каким получится второй сезон «Последних из нас» и как нестандартную структуру игры перенесут на экраны телевизоров — задачка явно не из простых.