Kenshi: Обзор

Кирилл Волошин 2023-01-25 17:09:37 28

В декабре исполнилось четыре года с тех пор, как релизная версия Kenshi вышла в Steam. До этого игра очень долго пребывала в раннем доступе. Её 12 лет разрабатывал Крис Хант (Chris Hunt) — сначала в одиночку, потом с небольшой своей командой.

За долгие годы у нас на сайте так и не появилось обзора — ни текстового, ни видео. Хотя игра ещё на стадии раннего доступа обрела культовый статус и обзавелась тысячами поклонников. Отчасти это объясняется самой спецификой проекта — в Kenshi, которую авторы называли крупнейшей после Daggerfall RPG (открытый мир занимает порядка 900 квадратных километров), действительно можно играть годами. И скорее всего, у вас не получится полюбить её с первого раза — наоборот, игра изначально делает всё, чтобы вы её возненавидели. Мне понадобился примерно год, чтобы всё-таки полюбить Kenshi и сделать этот обзор.

Караван историй

Игра изначально привлекает описанием. Суть его сводится к тому, что перед нами отрядная RPG (хотя никто не запретит играть и за одинокого странника) в огромной открытой песочнице и с полной свободой действий. Здесь нужно голодать и выживать в суровом мире, полном опасностей и фракций, включая каннибалов, женоненавистников и разумных насекомых.

Но мой искренний интерес к Kenshi начался с чтения не описаний, а с рассказов самих игроков о том, как они выживали. Вот некоторые цитаты (пунктуация и орфография авторов сохранены):

В первый раз меня сожрала моя же собака. Во второй раз я сожрала свою собаку, но все равно померла от голода. В третий забрали в рабство, копала руду час реального времени. Убежала — умерла от голода…

— Morphology

За 40 игровых дней я нашёл себе двух товарищей, чуть не остался без ноги, успел проклясть голодных бродяг, начал укрывать у себя бывшую рабыню, нашёл ещё 3 товарищей, случайно создал гарем…

— DR4CHIKULA

Проснулся в пустыне без руки. Дополз до города. Украл рыбу. Попытался перепродать в другом городе, но меня оприходовали работорговцы и повели на каменоломню… Я пробыл 30 дней в рабстве… Ночью 31го дня я покинул шахты и абсолютно голодный пополз к ближайшему городу. Там меня сразу же повязали и кинули в тюрьму, чему я был очень рад (там хотя бы кормят нормально). Когда мой срок кончился, я увидел, что моя награда за голову — 75000 кат. Меня разыскивали за всё, что угодно, начиная от взлома и воровства, заканчивая терроризмом.

— Slimmersion

Один из игроков рассказал трагикомичную историю о том, как пытался выращивать кактусы в пустыне, где ничего, кроме них, не растёт. Он обошёл полсвета и многое пережил, чтобы найти эти кактусы и вернуться на базу. И только там игра ему сообщила, что без прокачанного навыка фермерства есть 50-процентный шанс потерять кактусы при сборе. Что и произошло. Матерясь, он отправился навстречу новым опасностям в поисках фермера. Заканчивается история так:

Я возвращаюсь к себе на базу, чтобы фермер с развитым навыком собрал мои кактусы. Так как у него не раскачана атлетика и он бегает не очень быстро, я молю всех богов, чтобы мне на пути не попались пауки.

— UserAnonymus

Живи своей жизнью. Если сможешь…

Как вы уже поняли, главная ценность и повод для любви к Kenshi — это практически абсолютная свобода действий (и да, здесь можно убить любого персонажа), позволяющая проживать жизнь как вам хочется, чтобы получать вот такие потрясающие эмоции. В этом смысле игру хочется сравнивать с серией The Elder Scrolls, с «Готикой» и Fallout. А сам Крис Хант говорил про источники вдохновения так: «Игровой процесс, основанный на X-Com и Jagged Alliance 2, в сочетании с постапокалиптическим стилем из оригинальных фильмов „Безумный Макс“ и старых выпусков Fallout».

Разница в том, что во всех этих проектах есть сюжет. И даже в большинстве современных игр на выживание, с которыми у творения Криса Ханта масса общего, присутствуют сюжетные кампании или основные квесты. А в Kenshi всего этого нет. И нормальных побочных заданий тоже практически нет — в основном рандомные контракты на поимку преступников. Да ещё у лидеров фракций при определённых условиях и при высоком уровне дружбы с ними можно получить задания на убийство кого-то.

В Kenshi много стартовых сценариев. Можно начать жизнь (именно жизнь, а не игру!) в качестве раба, охотника на людоедов, странствующего торговца, гражданина Империи, одинокого странника, изгнанника, преступника, за которого объявлена награда, и даже бродяги, приютившего голодного пса. Это влияет на сложность (хотя её можно регулировать и вручную, разными параметрами), на отношение к вам других фракций и рас, на то, с какой суммой и с каким снаряжением вы стартуете и в какой начальной локации окажетесь.

Где-то будет явно сложнее, особенно если играете за рабов, которым нужно скорее забраться в клетки, пока их не отмутузила охрана, или за охотников на каннибалов — на них сразу же вываливается огромная толпа людоедов. Где-то меняется стиль и жанр — например, сценарий «Искатели свободы» рассчитан не на ролевую игру или экшн/RPG, а на стратегию в реальном времени.

В таких ситуациях единственным верным решением остаётся бежать со всех ног.

В любом случае вы сами решаете, как добывать деньги, как выживать, куда идти, с кем дружить. И практически всегда начинать придётся с симулятора бомжа — собирать и продавать бутылки и прочий хлам, чтобы наскрести монет хотя бы на кусок хлеба.

Можно также воровать и мародёрствовать — как гиена, подождать, пока не закончится случайная драка, и обобрать трупы. Или заниматься честным, но нудным трудом — например, найти залежи руды, махать киркой и таскать добытое на продажу в ближайшее поселение.

И после того как более-менее встанете на ноги, обзаведётесь снаряжением получше и первыми напарниками (их можно нанимать в барах и тавернах), всё остаётся в ваших руках.

Большая стройка или опасные приключения?

В идеале, конечно, нужно в первую очередь заняться обустройством своей базы, чтобы собирать ресурсы, продавать их, хранить на складе, выращивать разные культуры, изучать ремёсла и технологии и так далее, — это обеспечит отряд пропитанием, снаряжением и регулярным доходом. Правда, обязательно найдутся желающие обложить вас данью или ограбить. Поэтому придётся думать о защитных сооружениях и страже.

Можно промышлять торговлей, охотиться за преступниками, освобождать пленников, охранять караваны или, наоборот, самому стать нехорошим человеком — похищать и продавать в рабство, грабить караваны. А может, просто увязаться за одним из них и попробовать вместе добраться до другого города?

Если вам скучно заниматься торговлей и отстройкой базы (а это далеко не быстрый процесс!), никто не запретит в одиночку или со своими союзниками (лучше вместе) искать приключения на свою пятую точку. В любом случае стратегия и исследование мира связаны — вам нужно искать особые книги для изучения технологий, чертежи для крафта, полезных ремесленников (вспомните историю про кактусы) и так далее.

По мере увеличения численности отряда и количества людей в поселении появляется вариант назначить кого-то заниматься поисками книг и артефактов. Но и самому придётся много путешествовать. Я вот вскоре после основания своего первого форпоста приобрёл карту с обозначением всех крупных городов и задался целью добраться до каждого из них. Накупил еды, аптечек, спальников и рюкзаков (ещё лучше завести ездовых животных) и отправился со своим небольшим отрядом в долгое и опасное путешествие.

О чём потом не раз пожалел. Лишь спустя три часа мародёрства и пряток по болотам от тварей и бандитов мы с соратниками (одного из них, оставшегося без ноги, я тащил на себе) в окровавленных рубахах добрались до первого крупного поселения и выяснили, что оно принадлежит Союзным городам, в войсках которых воевал погибший отец главгероя. И в этот момент мне захотелось обнять стражников со словами «Родненькие мои!», сесть на землю и расплакаться…

Окровавленные рубахи принадлежали членам банды Красные сабли — я их снял с разбойников, подождав, пока те не падут в бою с каким-то бродячим самураем. И это было неправильное решение. Я тогда не знал, что если надеть полный комплект одежды одной из группировок, то получится полностью замаскироваться, а если надеты только один-два предмета, то даже нейтрально настроенные персонажи этой фракции начнут видеть в вас врага. И когда мы, едва улизнув от агрессивных пауков, радостно ввались на одну из баз Красных сабель, те поначалу просто опешили. Пришлось убегать и прятаться…

Дьявол в деталях

Это ещё одно важное отличие Kenshi — поразительное внимание к деталям, которого, видимо, можно достичь, только когда в течение 12 лет делаешь одну игру. Особенно это заметно в механиках строительства и фермерства. Тут нужно учитывать кучу нюансов — тип почвы, наличие воды, скорость ветра, который нужен для ветрогенераторов, и много чего ещё.

В сражениях никто сразу не умирает — сначала бойцы падают без сознания, а потом с разной скоростью, в зависимости от полученных ран, приходят в себя. Если вокруг по-прежнему много врагов, можно лежать и притвориться мёртвым или медленно уползать — так куда больше шансов остаться незамеченным.

Опытным путём я также узнал о том, что здесь запросто можно остаться без ног и рук, которые потом придётся заменить протезами, — повреждения всегда высчитываются отдельно для каждой части тела, а травмы влияют на скорость перемещения и эффективность в бою.

Приятным открытием стало то, что врага можно не убить, а оглушить и похитить, взвалив тело на плечо, чтобы потом сдать или продать. Особенно это полезно проделывать с боссами. Одного из пленников я в итоге оттащил на свою базу и сделал из него бесплатный манекен для тренировки боевых навыков — бил, пока он не терял сознание, потом приводил в чувство и снова бил. Жестоко, но эффективно.

Проблема в том, что о многих деталях, о которых можно ещё три статьи написать, игра не рассказывает. Kenshi не ведёт за ручку, а предлагает изучать всё самому, учась на набитых шишках. Более того, Крис Хант изначально рассматривал себя как врага для игрока, наполняя мир суровыми опасностями и ловушками.

50 оттенков серого

Далеко не всем такой подход понравится. А когда вы отправитесь в долгое и опасное путешествие по просторам сурового мира «мечпанка» (swordpunk — так его называет сам автор), то вам вряд ли понравится перспектива долгое время наблюдать серые, серо-зелёные, серо-жёлтые — в общем довольно однообразные пейзажи.

Это при том, что мир в Kenshi живой и реагирует на ваши действия. Встречаются караваны, группы кочевников, бандитов, представители других группировок, стаи животных — все куда-то спешат, нападают на окрестные города, друг на друга или на вас.

У большинства рас и фракций тут свои интересы, цели и понятия о том, что такое хорошо и что такое плохо, — порой весьма специфические. Чего стоят только паладины Святой нации — религиозные фанатики, националисты и женоненавистники. А главными их врагами считаются женщины-повстанцы и беглые рабы из группировки Ниндзя-отщепенцев. Есть ещё воры и контрабандисты, насекомоподобные представители Роя и даже безумные роботы-скелеты.

Все они и многие другие находятся в довольно сложных отношениях друг с другом. И всё это нужно учитывать — например, лучше 20 раз подумать, прежде чем заявиться в города Святой нации с женщиной в отряде. Всё это крайне интересно, но размеры мира таковы, что вам всё равно придётся созерцать довольно однообразные и тоскливые пейзажи в длинных путешествиях, когда долгое время ничего особого не происходит.

Как перестать бояться и полюбить Kenshi

Добавьте сюда баги, особенно в первое время после релиза, устаревшую графику и неудобный интерфейс, отягощающий управление и менеджмент. Да и в боях нет той лёгкости управления и пошагового тактического контроля, как в упомянутых X-Com и Jagged Alliance 2. Как правило, это масштабные, отряд на отряд, нападения в реальном времени с паузой. Да, есть разные виды урона, показатели и боевые навыки, но в массовых схватках контролировать ситуацию довольно сложно — зачастую решает не тактика, а уровень прокачки.

Всё это отпугивает — начитаешься отзывов и обзоров про баги, лютый хардкор и «мёртвый мир»… И как же полюбить эту уникальную, но колючую игру?

Ну, во-первых, с багами сейчас уже намного лучше — играя в прошлом году и в этом, я ничего критического не замечал. Во-вторых, можно и нужно ставить моды — их широкая поддержка также стала одной из причин такой популярности Kenshi. Модификации добавляют новые возможности, увеличивают количество NPC, рекрутов и отрядов, упрощают управление и менеджмент, делают карту содержательнее, а сам мир — насыщеннее.

Но главное, нужно пройти стадию отрицания и принятия. Принять правила игры (а местами их полное отсутствие) и позволить вашему персонажу просто жить — с минимумом сохранений или вовсе без них. Только так ваш ронин познает дзен в этом суровом мире, а вы получите тот адреналин и те эмоции, которые и вызывают острое желание поделиться своими историями выживания.

Да, игра дарит очень сильные эмоции и является одним из самых крутых генераторов историй в играх — именно за это её надо перестать бояться и полюбить. Эти истории во многом идентичны и сводятся к тому, как вы выживали, воровали и голодали без денег и без ноги. Но это ваши истории. И когда ваш персонаж, с которым в течение десятков часов вы прошли путь от раба до того, кто может уничтожить государство своих бывших хозяев, в решающем бою погибает или, наоборот, наносит смертельный удар, — вот тогда вы понимаете, ради чего были придуманы видеоигры. Ну а то, что Kenshi неидеальна… Как известно, многие гении обладают вредным характером и невыносимы в быту, но это не мешает им оставаться гениями.

Плюсы: огромный мир, в котором вы выживаете почти любым удобным для вас способом; множество колоритных рас и фракций, которые по-разному относятся друг к другу и к игроку; глубокая проработка механик, обилие деталей и нюансов; игра настолько атмосферная, что здесь хочется жить и выживать; музыка очень точно передаёт настроение игры.

Минусы: не всем понравится отсутствие сюжета и нормальных квестов; тонны не всегда очевидных механик; игра выглядит не слишком современно.

Другие новости

Комментарии

Всего-то год нужно себя насиловать, чтобы поставить Изумительно! Оценка — штука субъективная, но тут автор сам себя в лес посылает. В целом только из статьи можно сделать несколько выводов. Игра уродливая, выглядит как демейк для дримкаста с привкусом крипипаст форчана. Цветовая гамма специально подобрана так, чтобы вам было максимально неприятно. Игра не ценит время игрока. Все описанные истории можно свести к одному тезису — многие часы, потраченные на рутинные действия. Час копать руду или ползти в сторону поселения — это, без сомнения, увлекательный досуг. Также потребуется «проводник» в мир механик, т.к. механики толком не объясняются, о чем, опять же, написано в статье. Я в своё время проверил эти тезисы лично. Итог — игра сильно на любителя. Во всём можно разобраться, но мешает убогий визуальный стиль. Если Kenshi всплывает в рекомендациях, но вы сомневаетесь, правильно сомневаетесь. Поиграйте во что-нибудь другое.
Ну и лютая ДИЧЬ!
Полностью согласен. Не нужно пытаться сглаживать углы, говоря, что «игра сильно на любителя» — она просто дерьмовая. Почему-то нынче стало модно копаться в подобном кале в попытках найти что-то хорошее, а не найдя — выдать убогость за уникальность и авторский гений.
В игре много хардкора, причем «правильного», открытый мир, возможность соорудить свою базу… масса плюшек. Купил еще на стадии беты. Но вот боёвка разочаровывает. Нет, выглядит она отлично, можно любоваться тем, как бойцы делают выпады и парируют вражеские удары. Но из возможностей у нас только простая атака, режим блокирования ударов (больше защиты, но боец не атакует), и вроде насмешка ещё. Обилие возможностей в духе старого варкрафта или 2 врат Балдура. Только вот в варике мы имели кучу юнитов без активной паузы. По сути выделить бойцов рамочкой и послать их в атаку — это всё, на что хватало времени. Что ж до врат — так при всех неоспоримых достоинствах этого шедевра игра за отряд воинов там справедливо считалась довольно скучным занятием, именно ввиду малого количества возможностей.Может быть при игре отрядом, когда часть удерживает врага, а вторая часть лупит по нему из арбалетов, боёвка станет более захватывающей. Но пока… это не провал, конечно, но и для шедевра слишком слабо ИМХО.
Даже стало интересно заценить эту игру.
Спасибо за обзор!
Все комментарии