По умолчанию DVD-плееры не предназначены для игр, но они умеют работать с интерактивными элементами вроде меню. Из этой идеи родился особый тип игр — проходить их можно при помощи пульта от телевизора.
Покупаете такой DVD (формат называли iDVD или DVDi — «интерактивный DVD»), вставляете диск в обыкновенный проигрыватель, падаете на диван и нажимаете на стрелки и кнопку Enter/OK на пульте… ПК и консоли с оптическим приводом тоже «понимают» iDVD. Если дисковода, например, в ноутбуке нет, то образ диска монтируют в виртуальном приводе в программе Daemon Tools и далее запускают через CyberLink PowerDVD или Media Player Classic.
Плеер не обсчитывает 3D-графику: он просто демонстрирует заранее записанные ролики — сотни кусочков, разбросанных по диску. Такое под силу любому DVD-проигрывателю, поэтому перспективы перед форматом вырисовывались грандиозные…
Однако формат быстро вымер. Игры на iDVD выходили с конца 1990-х годов по конец 2000-х. О них почти не упоминали в профильной прессе, из-за чего геймеры не подозревают, что подобное вообще существовало. Я покопался в архивах и нашёл несколько любопытных проектов. Сразу оговорюсь: рассматривал только полноценные игры, а не мини-забавы из бонусных разделов на DVD-изданиях фильмов.
Начну с козыря. Это адаптация Tomb Raider: The Angel of Darkness (2003). Разработчики из Little Worlds Studio взяли ПК-версию The Angel of Darkness, записали прохождение, нарезали на короткие фрагменты, выкинули лишнее, добавили заставочные моменты, меню и отправили в печать.
Что в итоге: смотрим кино и временами давим на «стрелки» и Enter на пульте. Когда от нас требуется действие, на экране всплывает круговое контекстное меню с вариантами: прыгни, спустись по лестнице, напади на врага исподтишка… Иногда нужно применить предмет из инвентаря. Если на экране возникает прицел, корректируем его «стрелками» и палим, словно в рельсовом шутере.
Впрочем, нельзя сказать, что Lara Croft: Tomb Raider — The Action Adventure похожа на просмотр YouTube. Некоторые действия ограничены таймером, а порой игра подкидывает QTE.
Самым ленивым предлагают опцию Play Safe — тогда Лара Крофт выполнит трюки и раздаст тумаки за вас. Одно удовольствие наблюдать, как она без ошибок скачет по крышам Парижа, и вспоминать, какие же сложные и неуклюжие старые части Tomb Raider на ПК (сужу по Steam-версии The Last Revelation).
Далеко не все игры на DVD позволяют сохранять прогресс. Lara Croft: Tomb Raider — The Action Adventure — позволяет. Закончив очередной сегмент, вы получаете пароль. Удобно, что никто не гонит завершать игру в один присест, пусть она и рассчитана всего на два-три часа.
Минус в том, что люди, далёкие от серии, не уследят за сюжетом. В остальном перед нами одна из лучших игр для DVD-плеера.
DVD упрощает не только знакомство с акробатическими приключенческими экшенами, но и с заковыристыми адвенчурами. Вот было бы здорово, одобри Microids выход Paradise на казуальной платформе! Вместо неё на плееры отправилось другое произведение Бенуа Сокаля (Benoît Sokal) — Syberia.
Syberia увидела свет в 2002 году, а версия для DVD — в 2005-м. Проект осилила французская студия Silenn, специализировавшаяся как раз на интерактивных DVD.
Геймплей построен вокруг активных точек: ткнули — и Кейт Уокер подошла к собеседнику, забросила предмет в инвентарь и так далее. Напрямую Кейт управлять нельзя.
Приятная графика не должна обманывать — это, опять же, заранее записанные ролики, а не обработка в реальном времени. В меню сразу открыты все сцены, словно в плеере обычный диск с фильмом, и можно начать с какой угодно. Как принято у iDVD, случаются заметные подвисания — система «пережёвывает» новый ролик с задержкой.
В России у многих интерактивные DVD ассоциируются с творчеством Korban Laser Games из подмосковного посёлка Коренёво (сейчас Красково). Игры с «живым» видео от команды любителей выпускал вполне профессиональный издатель «Медиа-Сервис 2000».
Взять «Метрон». Его премьеру в 2004 году из профильной прессы заметил лишь сайт AG, писавший вообще обо всех релизах, вплоть до ПК-портов из Китая. Позже о проекте рассказал Илья Мэддисон — так о нём прознала широкая общественность.
Метрон — демон, атаковавший жителей Коренёво. Вычислить его суждено Полине. Полина и большинство участников съёмочной группы — школьники. Они часто смотрят в камеру и постоянно улыбаются. Возникает впечатление, что интерактивный фильм снимали для родственников и друзей, пока в дверь не постучался «Медиа-Сервис 2000», предложивший затем упаковать материал на три DVD и продавать по $10 за коробку.
Элементы интерфейса сведены к стрелочке, дабы сменить помещение, и ладошке — для совершения действия в текущей локации. Примитивный инвентарь служит, кажется, исключительно для того, чтобы в течение игры из него 1) достать скалку и дать ею по заднице школьнику, 2) извлечь плюшевого кролика и оказаться забитым им до смерти.
Воспринимать «Метрон» всерьёз не получается. Вот с точки зрения ностальгии есть на что обратить внимание — тут и обшарпанные подъезды, и кнопочные телефоны, и ношение учебников с тетрадями в пакете вместо портфеля, и главный источник «крутых» приколов — лазерная указка.
Tempest — серия психоделических аркадных шутеров от Atari, её корни уходят в начало 1980-х годов. Она по-прежнему принадлежит Atari, и это чуть ли не последний крупный бренд компании.
Начиная со второй части, Tempest 2000 (1994), линейка прочно связана с именем программиста Джеффа Минтера (Jeff Minter). Tempest 3000 (2000 год) для DVD-плеера Nuon представляет собой улучшенную версию Tempest 2000.
Давайте вкратце объясню, что такое Nuon и Tempest 3000. Nuon — DVD-плеер, предназначенный для фильмов и игр. Главная «фишка» применительно к фильмам — включение «зума» в произвольном кадре, применительно к играм — обработка именно графики, а не роликов и наличие собственного контроллера. Никакого ПДУ!
Чипсет Nuon лицензировали крупные производители вроде Samsung, выпускавшие свои модификации проигрывателя. Похоже на историю с 3DO и Steam Machines. Финал — тоже: конкурировать с PS2 не вышло.
Tempest 3000 в трёх словах — шутер в трубе. На экране отображается срез трубы или какой-нибудь другой фигуры: восьмёрки, креста, цветка, сердца… От среза вглубь экрана уходят линии. По линиям на вас движутся враги. Ваш «корабль» мечется по краю среза и сбивает противников. Игровой процесс Минтер разнообразил бонусами типа возможности выстрелить по врагам, ползущим по двум разным дорожкам. Артхаусному видеоряду вторит техно-саундтрек.
Судя по отзывам, Tempest 3000 — отличная игра, даром что фоновые эффекты приходится отключать, иначе фреймрейт проседает. Важный момент: на других DVD-плеерах Tempest 3000 не запустится. Проклятый эксклюзив!
Львиная доля интерактивных DVD — викторины. Они просты в разработке и бьют прямо в телеаудиторию, что не должно автоматически превращать их в мусор в глазах игрока. Who Wants to Be a Millionaire? 3rd Edition от ZOO Digital Publishing — пример хорошо сделанной викторины. Вопросы задаёт Крис Таррант (Chris Tarrant), ведущий британской версии передачи.
Итоговый продукт переносит прямо в середину двухтысячных. Звучит узнаваемая мелодия, мозг вспоминает давно забытые фразы вроде «несгораемой суммы». Естественно, с поправкой на английский язык и другую валюту — на кону миллион не рублей, а фунтов стерлингов. Таррант время от времени уточняет, что состязание идёт за виртуальные деньги. Точно-точно, это игра, а не телешоу.
Формат знакомый — 15 вопросов с растущей сложностью. Они неглупые и начинают изредка повторяться лишь с пятого-шестого захода. Подсказок, как встарь, три — помощь зала (порой подводит), 50 на 50 и звонок другу (тоже подводит — особенно на советы не полагайтесь). В качестве друга выступают аватары со специализациями из разряда «Садоводство», «Военная история», «Музыка».
По части геймплея у DVD-версии игры две особенности. Первая — выбор уровня сложности: для взрослых или для детей. Вторая — часть вопросов сопровождают картинки: к примеру, демонстрируют какое-нибудь животное и просят угадать его. Ограничений по времени на ответы нет. Думайте и гуглите в своё удовольствие!
Продолжаю хвалить iDVD. Про игру «Вий: История, рассказанная заново», смесь интерактивного кино и адвенчуры, я не знал до подготовки статьи, и она меня, без шуток, удивила.
Прежде всего удивила убедительной мимикой, интонациями, поведением актёров. Костюмы тоже неплохие. Декорации заранее отрендерены и вставлены как фон. Массовые сцены и эпизоды с активным действием поданы в виде симпатичных чёрно-белых рисунков. Присутствуют альтернативные концовки, где Хома Брут выживает после третьей ночи в церкви.
На ПК «Вий» дебютировал в 2004 году, до DVD добрался в 2007-м. Из версии для плееров удалили мини-игры, раздражавшие пользователей в оригинале.
Эйс Вентура — эксцентричный детектив из Майами, мастер в распутывании преступлений, связанных с животными, герой двух полнометражных фильмов с Джимом Керри (Jim Carrey). Сцена с доставкой несчастной посылки из первой части неподражаемо уморительна.
В Ace Ventura: Pet Detective — The Case of the Serial Shaver (2000) ничего смешного нет. В подборку я её включил, чтобы продемонстрировать, какими бестолковыми бывают игры на DVD.
В The Case of the Serial Shaver Эйсу поручено выяснить, кто налысо бреет зверушек в зоопарке одноразовым станком. От настоящего персонажа у виртуальной подделки разве что причёска-конус и цирковой прикид. Копия постоянно кривляется, имитируя животных. Если в хореографии Керри есть смысл, то здесь просто нездоровое мельтешение в кадре на потеху шестилетним детям. Сюжетные развилки обозначены в виде кружочков с фигурой Вентуры, однако по ним совершенно непонятно, что выбираешь, — ни надписей, ни иных визуальных подсказок.
Mad Dog McCree (1990) — классика двух жанров разом: интерактивного кино и виртуальных тиров. В 2001 году проект адаптировали под DVD.
В городок на Диком Западе приезжает незнакомец, задача — спасти мэра и его дочку, а заодно извести банду «бешеного пса» Маккри. Тут понимают только язык меткой стрельбы.
Интерактивные фильмы, под стать викторинам, — золотая жила, которую упорно охаживали старатели формата iDVD. По Mad Dog McCree видно, что проект пытались довести до ума: таскать прицел при помощи «стрелок» пульта жутко неудобно, но авторы облегчили процесс, выбросив перезарядку.
Напоследок — интерактивный мультфильм, нечастый гость в FMV-сегменте.
События происходят в сеттинге Greyhawk (D&D). Троица героев — воин Регдар, эльфийка-маг Майали и воровка-полурослик Лидда — идут по следу артефакта Scourge of Worlds, супероружия из древней эпохи. В оригинальной версии четыре концовки: можно угробить всех положительных персонажей или, напротив, спасти. Совершать выбор дают раз в 5–10 минут, прохождение отнимает примерно 50 минут.
CG-графика в Scourge of Worlds неплохая. Да, герои чересчур активно шевелят бровями, сверкают пластиковой кожей, очень тяжело передвигаются в поединках, однако на недостатки не обращаешь внимания, ведь речь о жанровой диковинке.
Об играх для DVD-плееров трудно узнать — пресса о них, как я отметил выше, в основном умалчивала. А вот познакомиться легко: не нужно ничего устанавливать, настраивать, эмулировать, искать и покупать специальное оборудование. Сунул DVD в дисковод или открыл файлы образа через Media Player Classic — и готово, новый мир.
Формат iDVD в одном слове — это доступность. Широкое распространение плееров (в своё время, разумеется), стоимость игры в $10–25, предельно интуитивный геймплей. Доступность, как ни странно, не сделала формат популярным. От iDVD не пришли в восторг ни геймеры, ни зрители. С геймерами ясно: наверняка посчитали продукт нишевым, недостойным называться игрой, плюс с ограничениями — ни нормальных сохранений, ни активных жанров. Почему телеаудитория проигнорировала свежий формат — не до конца понятно. Возможно, сказалась нехватка рекламы. Впрочем, на Amazon полно отзывов людей, впервые одолевших ту же Tomb Raider благодаря DVD-версии.
Я ценю iDVD за возможность без усилий пройти некоторые старые адвенчуры. Несомненно и то, что DVD-игры повлияли на развитие интерактивного кино. Telling Lies, Late Shift и их родственницы теперь весомая часть индустрии. Буду рад, если подскажете в комментариях другие интересные iDVD, ведь тема крайне слабо освещена в Интернете.