Stray: Обзор

Степан Песков 2022-07-24 10:22:45 94

Вы любите кошек? Можете не отвечать, точно знаю — любите. Как и весь видеоигровой мир, который в преддверии выхода Stray начал вести себя будто кот, почуявший запах валерьянки. Общественность обласкала игру заочно, обеспечив ей твёрдые позиции в чартах продаж за счёт предзаказов, а после релиза и вовсе будто с ума сошла: Stray в одночасье стала самым популярным проектом Annapurna Interactive, стабильно удерживала пиковый онлайн на уровне полусотни тысяч пользователей, а оценки в Steam у неё такие, что остаётся только позавидовать разработчикам.

В чём же секрет успеха Stray? Может, в одном лишь главном герое — безымянном рыжем коте, который так похож на настоящего и приключения которого приковывают внимание реальных домашних питомцев? Или здесь есть что-то ещё, ради чего на работу BlueTwelve Studio стоит обратить внимание даже тем, кто не питает особых чувств к милым пушистым созданиям?

Планета Шелезяка, населена роботами

Несмотря на то что Stray, пожалуй, самая кошачья из всех игр, о главном герое практически ничего не известно. Это… просто кот, только и всего. И история его начинается совсем рутинно: рыжий занимается своими кошачьими делами — общается с другими кошками, умывается, спит и гуляет сам по себе. Глаз игрока, впрочем, сразу цепляется за то, что мир вокруг необычный: перед нами давно заброшенные и заросшие городские руины без следа людей или других разумных созданий.

Что тут случилось? Опять постапокалипсис? А, похоже сейчас узнаем — наш герой во время очередной пробежки по окрестностям проваливается куда-то в глубины полуразрушенной технологической сети и попадает в подземный город.

Кажется, что здесь, в отличие от поверхности, кипит жизнь, хоть и с большими оговорками. Есть зурки — небольшие, безмозглые и весьма злобные органические создания, охотящиеся на любого, кто попадётся им на глаза. Ничего особенного — типичные безликие враги, добавленные с целью разнообразить прохождение: так как убить зурков кот не в состоянии, остаётся только убегать. Делать это приходится быстро — неторопливые созерцательные сцены (а посмотреть здесь есть на что) порой сменяются энергичными забегами от кровожадных противников. Иногда, впрочем, избавляться от угрозы приходится с помощью решения несложных головоломок.

Но куда интереснее более дружелюбное население, состоящее из человекоподобных роботов. Ведут себя они… своеобразно: уж не знаю, понимает ли это кот, но игрок сразу заметит, что роботы копируют поведение людей, не особо задумываясь о целесообразности своих действий. Они готовят еду и напитки, хотя вряд ли смогут воспользоваться ими по прямому назначению, носят ненужную для хоть и разумной, но всё же железяки одежду, грустят и веселятся, пусть от этого в их жизни ничего не меняется.

А ещё у некоторых роботов есть мечта — выбраться наружу. Говорят, что сделать это почти невозможно — путь наверх преграждают полные зурков подземелья. Но несмотря на это, отдельные смельчаки не прекращают попыток. Тут цели пушистого бедолаги и металлических непосед пересекаются — кот мало что может в одиночку, но станет хорошим помощником для беглецов.

Впрочем, наш кот теперь не совсем одинок — в начале своего путешествия он встречает небольшого робота по имени B-12. Миниатюрный дрон становится верным спутником и помощником: освещает фонарём тёмные углы, открывает электронные замки, переносит предметы и, главное, занимается переводом реплик жителей города, которые разговаривают на непонятном для кота (и игрока) языке. Важность общения с роботами трудно переоценить: они живут здесь очень давно, знают многие тонкости, недоступные для новоприбывших, а путь наверх далёк и труден.

Мёртвый город

Вообще, про город и его обитателей хочется поговорить подробнее. Выскажу крамольную мысль — именно подземные трущобы и неуклюжие железные жители запали мне в душу куда больше, чем кот, которому все умиляются. Ну кот и кот, что с него взять? А вот с роботами и местом их обитания всё куда интереснее.

Хотя город находится глубоко под землёй и никогда не видел солнечного света, выглядит он почти как стандартное современное поселение. Дома с квартирами, бары и магазины на узких улочках, подворотни, уютные (особенно для кота) крыши — обычный набор локаций. Но есть несколько нюансов, выгодно отличающих этот город от того, что мы видели в других играх.

Город разделён на несколько районов, сильно различающихся внешне.

Во-первых, это ракурс, с которого игрок изучает окрестности. Коту открыты многие пути, недоступные более крупным созданиям, поэтому частенько приходится лазить по трубам, полкам, перилам, шкафам, крышам и прочим обычно редко встречающимся местам, что вносит изюминку в исследование.

Во-вторых, дизайн города в Stray проработан до мельчайших подробностей. Игра выглядит выше всяких похвал — как с точки зрения технологий, так и в плане стилистики. У каждого уровня, будь то мрачные трущобы или светящийся неоном городской центр, есть узнаваемый образ — несмотря на камерность локаций, ощущение присутствия в настоящем городе полное; а ведь по сюжету мы находимся глубоко под землёй!

Скрытый текст

Да и вообще игра чертовски красивая — вот сейчас я печатаю статью, а на втором мониторе идёт слайд-шоу из скриншотов для вдохновения. Ловлю себя на мысли, что практически каждый слайд выглядит как маленький шедевр.

Посмотрите и вы — это просто случайный набор скриншотов, сделанных непосредственно во время игры, без специального выбора лучшего ракурса.

Эффект погружения усиливается за счёт почти полного отсутствия интерфейса. Общение с жителями города происходит через B-12, он же помогает использовать инвентарь, а в качестве подсказок к дальнейшим действиям разработчики применяют игру света и тени, подсвечивая путь к цели с помощью контрастных элементов локаций.

Но самое интересное в городе — это, конечно, его жители. Почти у каждого из роботов есть небольшая история или проблема, с которой он готов поделиться с главным героем. Некоторым даже можно помочь — ради продвижения по сюжету или просто так. Например, можно принести уличному музыканту найденные ноты, а он сыграет нам новую песню, пока кот уютно мурчит рядом.

Однако если взглянуть на местных обитателей чуть пристальнее, то заметно, что они представляют собой не что иное, как пародию на обычных людей. Их занятия — лишь видимость жизни, а появление кота в городе переворачивает размеренный быт, больше похожий на День сурка — бесконечный отыгрыш одних и тех же ролей без внятного смысла.

Город-то на самом деле мёртвый, причём умер он много лет назад. И вот за этот образ вроде бы живого и настоящего, но в действительности давно замершего города, разработчиков хочется поблагодарить отдельно — я давно не получал таких эмоций от простой беготни по уровням.

Усы, лапы и хвост

В отличие от стилистики, в плане игрового процесса Stray не может предложить что-то оригинальное — перед нами типичная адвенчура. Чтобы продвинуться по сюжету, необходимо выполнять несложные задания и решать столь же простые задачки на реакцию и сообразительность: например, сбежать от врагов, найти предмет и принести его ключевому персонажу, справиться с головоломкой.

Игра настолько короткая и яркая, что заскучать просто не успеваешь, но если придираться и попытаться найти в Stray слабые стороны, то к ним, кроме некоторой наивности сюжетной линии, я бы отнёс и незамысловатый геймплей.

Хотя кого это волнует, если у нас под управлением самый настоящий кот! Рыжий бродяга и правда получился очень похожим на реальное животное: внешний вид, анимации, озвучка — всё сделано на таком высоком уровне, что Stray однозначно получает приз за лучшее отображение кошек в видеоиграх, и побить этот рекорд будет совсем не просто.

Кот здесь как живой, что особенно заметно на контрасте с роботами. Можно даже мяукать, точить когти, тереться о ноги прохожих или спать, свернувшись клубком, — просто так, безо всякой надобности для прохождения. Выглядит всё это настолько реалистично, что восторги кошатников понятны без лишних слов.

Кажется, теперь я понимаю, почему кошки любят сбрасывать на землю всё подряд.

Здешний кот — сама милота, но проект заслуживает высшей оценки не только по этой причине. Будь на месте главного героя мышь или собака (конечно, созданная с тем же уровнем проработки) — приключение, несомненно, лишилось бы определённой доли обаяния, но сути бы это не изменило. Мне хочется, чтобы за восхищением по поводу четвероногого протагониста не потерялась отличная работа по созданию образа застывшего в безвременье города.

Обязательно попробуйте — даже если вы совсем равнодушны к кошкам.

Плюсы: самый милый и реалистичный кот в видеоиграх, проработка визуального стиля городских локаций; образ населённого роботами города.

Минусы: слегка наивный сюжет.

Другие новости

Комментарии

А как поиграть? Если по человечески добавить её в библиотеку Steam нельзя. Только торрент если. Всякие там смена валюты, региона и так далее не предлагать. Только карта.Пускай возвращают способы оплаты как положено. Если хотят моих денег. Нет? Ну на нет и суда нет.
Это оценка не всего сайта, а того кто обзор делал.Нет. Эта оценка потом упоминается в новостях и других статьях, следовательно — оценка не автора, а всей редакции.
«Слегка наивный сюжет», но тут есть котик. ИЗУМИТЕЛЬНО.Разочаровало.
Согласен. Тут похвально должно быть. Изюм заслуживает Неон Вайт, от той же Анапурны, который предлагает что-то свежее, а не просто визуально красивую бродилку про котика.
слегка наивный сюжет.А он там есть? Провалились в начале игры, выбрались в конце игры. Даже со своими корешами котами он не встретился в конце.
Все комментарии