После успеха Limbo атмосферные платформеры без диалогов стали чуть ли не отдельным жанром, в котором мало кто выступает успешно. Коллектив Okomotive пошёл немного другим путём: суть оставили примерно той же, только путешествовать в их играх надо не на своих двоих, а на драндулетах, которые будто бы собраны из мусора. Это справедливо и для FAR: Lone Sails, и для новой FAR: Changing Tides. Сиквел стал заметно крупнее и амбициознее предшественницы, но остался таким же умиротворяющим приключением об одиночестве.
Если в первой части мы путешествовали по пустыне, то во второй отправляемся бороздить морские просторы. Подняли мачту, закрепили её верёвкой и поворачиваете паруса в разные стороны в зависимости от направления ветра. Музыка реагирует на эти действия — то становится громче, то затихает. А если мачта что-то заденет и «сломается», бежите за горелкой и чините, просто стоя рядом с нужным объектом.
FAR: Changing Tides не наказывает за ошибки — наоборот, она ожидает, что вы что-то сделаете не так. С каждым преодолённым препятствием вещей, за которыми необходимо следить, становится всё больше, ведь оснащённый изначально лишь парусами корабль со временем превращается в полноценное транспортное средство. Модуль кормы позволяет цепляться за объекты на дне моря, с модулем ускорения удаётся без перегрева удерживать максимальную скорость на протяжении нескольких секунд. Среди апгрейдов есть и модуль погружения.
Поэтому путешествие в сиквеле не ограничивается движением слева направо — на дне морском тоже предстоит побывать — иногда из-за преград на поверхности, иногда из-за погодных условий. Грозы, к примеру, быстро будут складывать мачту. А если ветер начнёт дуть в другую сторону, паруса тем более не помогут. Ситуации бывают разные, и наличие такого числа модулей позволило авторам придумать достаточное количество интересных препятствий. Так что хронометраж по сравнению с первой частью вырос более чем в два раза.
А вот сюжета как такового по-прежнему нет. Известно лишь, что мы управляем мальчиком по имени То, который ищет в затопленном мире новый дом. Никаких диалогов, комментариев и даже надписей — просто разрушенные постройки цивилизации, которые либо остались в море, либо виднеются на фоне, заброшенные и забытые.
Однако, как и в первой игре, такая недосказанность кажется правильным решением. Ничто не отвлекает от игрового процесса, от простого путешествия в неизвестность, во время которого никогда не знаешь, что ждёт тебя дальше. Может, придётся покинуть судно и плавать в поисках топлива — сгодятся и сброшенные кем-то чемоданы, и затонувшие резиновые уточки. Может, нужно будет решить несложную головоломку, взаимодействуя с окрашенными в синий цвет рычагами и кнопками.
Одна из главных претензий к первой части была связана с тем, что в ней не хватало моментов спокойствия, когда можно было просто наслаждаться красотами. Авторы, судя по всему, приняли это к сведению и добавили эпизоды, во время которых долго ничего не происходит — вы просто разжигаете огонь или поворачиваете паруса, больше ни о чём не заботясь. На мой взгляд, такие эпизоды скучноваты — если они продолжаются дольше 20 секунд, хочется, чтобы что-нибудь наконец произошло.
В то же время этот недостаток не портит впечатление в целом, и FAR: Changing Tides отлично справляется с тем, чтобы на время помочь забыть о реальном мире. Здесь невозможно проиграть, нет безвыходных ситуаций. Если что-то сломалось — тут же можно починить. Если заплыли дальше, чем надо, просто нажимаете на пару кнопок или рычагов и плывёте обратно. Даже суровые погодные условия не пугают — всегда остаёшься спокойным и решаешь проблемы по мере поступления.
Сиквелы подобных игр выходят редко, и здорово, что отличная идея FAR: Lone Sails получила развитие. Причём практически во всех смыслах: и продолжительность увеличилась, и количество механик выросло. Прохождение игр — одна из лучших форм эскапизма, и FAR: Changing Tides это подтверждает.
Плюсы: обволакивающая атмосфера разрушенного мира; разнообразие ситуаций, из которых приходится выпутываться для продвижения; появление новых возможностей позволяет не заскучать; приятная музыка.
Минусы: спокойные моменты, когда почти ничего не надо делать, скучноваты.