Очередной тактический шутер? Звучит настолько обыденно, что для привлечения внимания к новому проекту в этом жанре надо хоть чем-то выделяться из общей массы, в которой всегда есть из чего выбрать: боевики для одиночного прохождения и рассчитанные на мультиплеер, в фантастическом сеттинге и в реалистичном, сложные и аркадные. Количество, правда, не всегда переходит в качество, и найти действительно качественный шутер даже в наше насыщенное релизами время не так-то просто.
Thunder Tier One от нынешних разработчиков PUBG — корейской студии Krafton делает заявку на то, чтобы называться именно качественным. Вроде бы ничего необычного, но есть нюанс — перед нами шутер с видом сверху.
Просто боевиков много, тактик тоже немало, хватает и игр с изометрией. А вот сочетание всех этих составляющих встречается нечасто. Изометрическая тактика обычно пошаговая, как знаменитая XCOM, либо её язык не повернётся назвать шутером, несмотря на то что возможность стрелять там присутствует (как в недавней War Mongrels). Да и вообще изометрия в экшенах — это, как правило, признак спинномозговых развлечений вроде Alien Shooter и ей подобных. Но в случае с Thunder Tier One всё серьёзно — разработчики старались освоить именно жанр тактики.
Заметно это с первых минут знакомства с игрой, стоит, например, в главном меню выбрать раздел кастомизации персонажа. Там можно обнаружить джентльменский набор любого подобного проекта — множество моделей оружия и снаряжения с перечислением характеристик каждого образца. Вооружение отличается не только внешним видом — учитываются скорострельность, начальная скорость пули, отдача, точность и удобство, а экипировка влияет на скорость передвижения и переносимый бойцом вес.
Чётко заданных классов нет, но возможности кастомизации в целом вполне стандартны: можно выбрать основное и второстепенное оружие, взять гранаты, спецустройство вроде мины или аптечки; сменить одежду, бронезащиту и рюкзак. Есть и всяческие обвесы, вроде прицелов, глушителей и ЛЦУ. Стволов не так много — всего три десятка, считая пистолеты, а перечень спецустройств может удивить лишь наличием камеры для заглядывания под дверь.
В общем и целом — ничего удивительного, но стоит принимать во внимание то, что набор снаряжения непосредственно влияет на поведение вашего персонажа на поле боя. Это ненавязчиво подталкивает к построению собственного билда под выбранный стиль боя («пресеты» можно сохранить, чтобы быстро переключаться между ними).
Например, мой любимый вариант — тяжёлый пулемётчик с высокой бронезащитой. Он не боится дефицита патронов, способен при должной удаче пережить пару попаданий, а сам может вести долгий огонь на подавление, заливая любой подозрительный куст градом пуль.
Пробовал я и полную его противоположность: слабозащищённого, но очень быстрого разведчика с автоматической винтовкой, оснащённой оптическим прицелом и ПБС (как правило, это АС «Вал»). Он, конечно, не может обеспечить такую плотность стрельбы, как пулемётчик, зато не имеет равных в маневренном бою, когда можно сразить врага, на мгновение высунувшись из-за угла или зайдя ему в спину. Оптический прицел же заметно увеличивает дальность обзора — хорошее подспорье для противодействия засадам.
Система кастомизации в Thunder Tier One до высот того же Escape from Tarkov, конечно, недотягивает, но необходимый минимум вариативности обеспечивает с лёгкостью. Тем, кому хочется большего разнообразия (с этим у игры туго даже в плане косметических предметов), остаётся надеяться на модификации — Thunder Tier One дружит со Steam Workshop.
У данного жанра есть один неоспоримый плюс: такие игры просты в управлении и вместе с тем дарят весьма приятные ощущения от стрельбы. TTO не исключение: её осилит и ребёнок — с помощью WASD бегаем, мышкой стреляем, используем несколько клавиш для взаимодействия. С другой стороны, авторы всячески нахваливают реалистичность сражений: характеристики оружия и снаряжения находят своё отражение на поле боя — например, пули могут пробивать препятствия.
Однако легко заметить, что реализм здесь на втором месте после зрелищности. Разработчики умело эксплуатируют тягу игроков к «тактикулу»: эффектные позы бойцов, переговоры по рации с криками о перезарядке и доклады об уничтоженных врагах (да и в целом достойное звуковое сопровождение), предполагающая смерть от одного-двух попаданий система повреждений и тому подобные небольшие, но атмосферные мелочи делают из обычной «стрелялки» довольно кинематографичное зрелище.
Как ни странно, это не идёт в ущерб тактике, которой здесь хоть отбавляй. С одной оговоркой — если речь о сетевой игре. В мультиплеере на выбор есть как PvP-, так и PvE-режимы, но именно в соревновательных матчах TTO раскрывается наиболее полно. Тут найдётся место и поиску правильной «сборки» персонажа, и умению метко стрелять, и, конечно же, тому самому тактическому мышлению, роль которого здесь, на мой взгляд, всё же побольше, чем в традиционном сетевом шутере с видом от первого или от третьего лица.
В PvP три режима — два командных, со сражениями отрядов по четыре человека в каждом, и обычный «Каждый сам за себя» на восемь бойцов. Наиболее интересной мне показалась «Эвакуация», напоминающая стандартный Bomb Defuse из Counter-Strike: каждый раунд — это засады, манёвры по обходным путям и прочие прелести игры, не сосредоточенной на одной лишь меткой стрельбе из любого положения в любой ситуации.
На фоне мультиплеера одиночная кампания выглядит совсем убого. Её вряд ли стоит проходить даже для тренировки — разочарование наступит куда раньше, чем закончатся миссии, несмотря на весьма скромное их количество (всего девять).
Виной тому прежде всего напарники под управлением ИИ. Во-первых, их поведение вряд ли соответствует высокому интеллектуальному уровню бойца с терроризмом: например, они любят застревать в объектах и частенько не обращают внимания на стреляющего в упор врага прямо под носом, из-за чего гибнут в совсем, казалось бы, безобидных ситуациях. Во-вторых, что куда хуже, управление командой сделано неудобно, а отданные с грехом пополам приказы подопечные выполняют будто нехотя. Забудьте о командной работе — куда проще выполнять задания самому, оставив других спецназовцев где-нибудь позади, где они хотя бы под ногами не путаются. Противники, впрочем, не сильно умнее.
Из других заметных минусов можно отметить не самую удобную реализацию камеры и плохую видимость линии огня. Придётся потратить некоторое время, чтобы к этому привыкнуть и не палить в камень прямо перед собой, целясь в недосягаемого на самом деле противника.
Совсем забыл — здесь же и сюжет есть! Впрочем, достоин ли он того, чтобы о нём рассказывать? Сильно сомневаюсь — напрочь вторичная история о противостоянии с террористами в выдуманной восточноевропейской стране под названием Салобия не запоминается абсолютно ничем, несмотря на довольно подробные брифинги перед каждым заданием. И хотя вражеские переговоры с ужаснейшим русским акцентом слушать забавно, ничем иным сеттинг не запоминается.
Редко встретишь удачный симбиоз простоты управления, отлично переданной спецназовской стилистики и важности тактики. Тем, кому близка подобная концепция, Thunder Tier One точно придётся по душе, главное — вовремя бросить одиночные миссии и отправиться в мультиплеер.
Плюсы: спецназовская стилистика; атмосферный звук; по-настоящему тактический геймплей в соревновательных режимах.
Минусы: бестолковый ИИ; камера, к которой необходимо привыкнуть.