League Of Enthusiastic Losers: Обзор

Кирилл Волошин 2021-10-27 10:48:20 8

Как обычно, я пошёл в магазин в наушниках, а в них на этот раз зациклился «Фред» «Короля и Шута». Обычно под неё хочется выпить. Но я пришёл домой и решил всё-таки запустить «Лигу энтузиастов-неудачников». И теперь у меня в наушниках крутится другая любимая песня — «Прогулка» Кати Иуды. И под неё мне хочется не выпить, а позвонить человеку, которого давно не видел, чтобы просто встретиться с ней, погулять по осеннему парку, пообщаться. А там, глядишь, можно и… Впрочем, это уже совсем другая история. Но что же это за «Лига энтузиастов-неудачников», которая заставила меня так резко изменить свои планы?

Если с другом вышел в путь…

«Лига энтузиастов-неудачников» — это игра, сделанная практически в одиночку московским гейм-дизайнером Яном Башариным, который даже музыку написал сам (отдельная благодарность от меня). Главные герои — 40-летние неудачники Витя и Володя, которые живут вдвоём на съёмной квартире (нет, они не эти самые, а закадычные друзья с детства — такое тоже бывает!).

Один из них — детский писатель, книги которого не принимают издательства, второй — сантехник. У них нет семьи, денег и нормальной работы, на встрече одноклассников они слушают истории успеха своих сверстников. А уже дома выслушивают недовольные слова хозяина квартиры, который грозит их выселить за неуплату.

Нарисовано всё очень душевно.

Но Витя и Володя не унывают, а с завидным энтузиазмом принимаются… искать клад. Да, вот так просто — а пошли, мол, искать клад, ещё и лишнее останется. Выменивают металлоискатель у старика-соседа, который с его помощью ищет в доме капиталистических шпионов с их прослушкой, и идут в парк, где в итоге находят значок, фигурку лошади и коробку печенья. Но Витя и Володя не унывают и устраиваются охранниками в музей, где надеются найти карту сокровищ…

Поначалу я был уверен, что действие разворачивается в Питере.

Да, выглядит всё это максимально нелепо, но трогательно. Вместо того чтобы решать свои проблемы или попросить помощи у одноклассницы, которая сама её предлагает, они уверяют друг друга, что всё наладится, придумывают фантастические клады и вместе с соседской детворой запускают с крыши самолётики или играют под дождём в кораблики.

Одна из лучших сцен в игре. Самолётиком можно управлять.

Естественно, дети их обожают — и в итоге уже полдвора ребятни, прознав о проблемах Вити и Володи, идут с ними искать клад. А потом герои вместе с их мамами будут сидеть на кухне, пить чай и есть вафли.

Да, устами младенцев и тут глаголет истина.

Просто жить

Геймплея при этом практически нет. Хотя формально это не «симулятор ходьбы», а квест. Мы перемещаем персонажей в пределах полутора-двух экранов и иногда решаем «загадки». Именно так, в кавычках. Снять собаку с дерева, починить самолётик или велосипед, сделать кораблик, расставить полки — это не пазлы даже, а намёки на них, потому что тут всё решается парой движений за несколько секунд. Даже место, куда надо поставить полку или прикрутить колёсико, автор заботливо нам подсказывает.

А вот тут надо аккуратно провести козлика по кличке Демон по кухонному столу. Нелепо, забавно — и ничего сложного.

Понятно, что это сознательное решение создателя. «Лига энтузиастов-неудачников» — не про пазлы, а про атмосферу. И главное тут не процесс снятия собачки с дерева, а то, что у Вити и Володи появится пёс по кличке Орешек, которого можно гладить, а потом придётся ещё и мыть в ванной. Просто под приятную музыку меланхолично управлять самолётиком, летящим над крышами, здесь важнее, чем решать запутанные головоломки.

Почему его назвали именно Орешком — непонятно.

Мы перестали делать большие, хорошие глупости

Поначалу всё кажется нелепым — персонажи, диалоги, ситуации, «загадки». Проскользнула даже мысль: зачем я вообще в это играю? Но автор быстро (благо история тут очень короткая) добивается своего — погружает нас в уютную, ламповую атмосферу тепла, мягкой иронии и доброты, поднимающую из глубин души детские не воспоминания даже, а ощущения. Неслучайно и сам Ян, говоря о «Лиге», вспоминал, как он в детстве любил (и любит до сих пор) гулять по Москве.

Когда вы в последний раз катались на трамвае?

Конечно, тут много инфантилизма и абсолютно нелепых ситуаций. Фактически Ян Башарин сделал игру про себя и про других таких же взрослых детей, которые ищут мифический клад и просто верят в то, что всё будет хорошо.

Но именно в таком разрезе и с такими героями можно напомнить нам о том, что за окном есть парк под синим небом, есть живые люди, которых мы, возможно, давно не видели и которые могут подарить нам частичку тепла; о том, что необязательно делать всё абсолютно правильно, чтобы быть счастливым, и можно совершать милые глупости — например, вместо Disciples: Liberation запустить «Лигу энтузиастов-неудачников»

Вся «Лига энтузиастов-неудачников» — это такая же милая глупость, которая порой честнее и нужнее, чем очередная выверенная «правильность». И не игра это даже, а, скорее, очень тёплая зарисовка, идеально подходящая к песням Булата Окуджавы и Юрия Визбора про любимый город, прогулки с друзьями и про то, чего так не хватает холодной осенью. Поэтому и песня «Прогулка» выдержана в том же стиле. Просто послушайте её — это лучше моих слов скажет, о чём эта игра, чего она от вас хочет и о чём пытается напомнить. Просто поменяйте «Москву» на свой родной город и поставьте на повтор.

Плюсы: очень добрая, тёплая и нелепая история, которая от этой нелепости только выигрывает; запоминающиеся ситуации и персонажи; приятная картинка; душевная музыка.

Минусы: игра очень короткая; примитивные пазлы (впрочем, это скорее художественный приём).

Другие новости

Комментарии

Игра стоит почти 300р, проходится за 40 минут, имеет на борту неплохой арт и музыку, явные следы повест_очки(двое взрослых мужчин не-родственников, живущих вместе длительное время; их друзья- две взрослые женщины не-родственники, тоже, как я понял, живущие вместе; прямым текстом ничего не продавливают, но все же временами в голову приходят мысли что «дружба»- не самое подходящее слово для описания отношений персонажей), очень много ванили. В то же врнемя игра не имеет ни крутого сюжета, ни ярких персонажей, ни технической стабильности(дерганные анимации, глючащие мини игры, проблемы с локализацией). Чисто фанфик для прогрессивных зумеров на тему «дружбы» и допустимости инфантильности(гг ничего не сделали толком для решения своей прорблемы, но у них «все сложилось» благодаря роялям в кустах; в реальности так проиходит редко). Сравнения с конкурентами из той же ценовой категории не выдерживает никак, зачем она нужна если есть, к примеру, to the moon, undertale или bastion? Слишком высокая оценка для такой пустой игры, ящитаю. Как будто из палаты мер и весов украли «проходняк» и притащили его на стопгейм.
Но Витя и Володя не унывают, а с завидным энтузиазмом принимаются… искать клад.… Тут их принимают ПэПСы, на чём игра и заканчивается.
Если бы в игре было МНОГО текста, могло бы прокатить за визуальную новеллу. А так — ну, зарисовка зарисовкой, для особых ценителей. Кстати, в скриншотах (внизу страницы) два одинаковых — это намёк на минимализм и обилие копипаста?
вообще то игра вышла 21 октября. перенесли только русскую версию
Худшее, во что я играл последние лет 10, даже если бы бесплатно раздавалось. а тут ещё стоит зверски для поделки. более подробные претензии свои оставил в отзыве к игре.
В этой рецензии нарративной ценности больше, чем в самой «игре»
Почему его назвали именно Орешком — непонятноНаверное, потому что с дерева и сняли) 
Все комментарии