Чем всё-таки хороши инди, так это тем, что их авторы не стесняются задумывать и воплощать большие, амбициозные проекты, чей список фич вызвал бы нервную усмешку у солидных издателей: «Вы, маленькая студия, и вот это всё сами? Смешно. До свидания». Тем не менее из таких проектов порой действительно рождаются отличные игры. Например, Vagrus: The Riven Realms, которую сделала одна маленькая венгерская студия.
Чтобы сразу заинтриговать и передать масштаб происходящего, скажу так — Vagrus: The Riven Realms, на которую Lost Pilgrims Studio собрала более $200 тысяч, — это смесь из The Banner Saga, The Age of Decadence и Kenshi в огромном мире тёмного фэнтези, чем-то напоминающем сеттинг Dark Sun из вселенной Dungeons & Dragons.
Мир этот, естественно, выдержан в постапокалиптических тонах. Катаклизм ему обеспечили сами боги — им не понравилось, как вели себя распоясавшиеся, погрязшие в грехе людишки. И тысячу лет назад боги решили устроить «перезапуск» — дескать, пусть теперь это будет не Содом и Гоморра в антураже, похожем на цветущий внешне и подгнивающий изнутри Древний Рим, а суровое выживание в постапокалиптической пустыне, кишащей монстрами, мутантами и зомбаками.
Впрочем, есть и более разумные обитатели — люди, орки, дварфы, эльфы, полуэльфы, полудемоны, полудраконы и даже разумные кристаллы. Плюс множество разношёрстных фракций, торговых домов, культов, криминальных синдикатов, городов, поселений, руин, шахт и так далее. А посреди всего этого мы — естественно, не во всём белом, а в потном и рабочем. Ведь у нас непростая задача — вести через эту необъятную и неуютную пустыню свой караван, надеясь, что завтра тебя не сожрут мутанты и не убьют собственные рабы.
Vagrus на местном жаргоне — это капитан, а comitatus — караван, и он реально большой и очень прожорливый (об этом чуть позже). Так вот, в качестве вагра своего комитата мы должны за 10 внутриигровых лет снискать либо славу и почёт, либо огромные богатства. А это две разные линейки уникальных квестов — помимо общих сюжетных. «Богачу» первым делом нужно заполучить лицензию на основание своего торгового поста, а жаждущему славы — найти легендарного варгуса и набраться у него мудрости. Либо же можно не ставить себе никакой глобальной цели и бесконечно выживать в мире зомби, полудемонов и разумных кристаллов. Ещё есть обучающая кампания, упрощённая по механике, но очень даже увлекательная.
Впрочем, во всех этих случаях, даже в обучающем сценарии, нас никто ничем не ограничивает — разве что моральными принципами, сроками выполнения некоторых квестов и ресурсами, нужными, чтобы добраться куда хотите. А так вы вольны в любой момент забыть про сюжетные поручения, отправиться в любую точку на карте, посетить первый попавшийся город, пойти там в таверну или в бордель (если он есть), купить выпивку всей команде, узнать (не забесплатно, конечно) местные слухи и новости, взять заказ у каких-то культистов на доставку партии пива (а что, они тоже люди!), да ещё и пассажиров с собой прихватить, которых нужно сопроводить до поселения, что в трёх днях пути отсюда. А в самом городе — лавки, арена, офис охотников за головами…
И вот на карте уже новые «точки интереса» и источники дохода. При этом можно даже не бросать квест, а просто предать того, кто его выдал, причём доступных способов несколько. Мне, во всяком случае, такое предложили в самом начале этого нескучного приключения. Правда, предать нужно было человека, который до этого попросил во имя Империи помочь с одним расследованием. И вот поди узнай, стоит ли связываться с имперцами.
Решения тут имеют серьёзные последствия, на что мне тут же прозрачно и намекнули. Даже то, как ты общаешься — мол, «Да, я готов выполнить это задание» или «Нет, я забесплатно больше не работаю», — отражается и на отношении к персонажу, и на взгляде, с каким на него посмотрит собеседник.
Наши решения влияют и на компаньонов, которые постепенно присоединяются к команде. Все они тоже колоритные. Ко мне достаточно быстро пришли дварф, которого предали бывшие бизнес-партнёры, полуголый, чем-то похожий на Дракса из «Стражей Галактики» наёмник с большими связями в криминальном мире и девушка-птица, предлагающая услуги охотницы. Можно со всеми общаться, спрашивать их мнения друг о друге, выпытывать про их прошлое (за что наёмник хочет поквитаться с людьми из своего списка?) и крутить романы.
Прежде чем отправиться в это интригующее, но очень непростое путешествие, мы создаём своего вагра. Тут всё как в «больших» RPG — выбираем расу (к сожалению, полудраконы и разумные кристаллы недоступны), происхождение (аристократ, ветеран, работорговец, студент, священник, медик и ещё масса вариантов), глобальную специализацию (торговец, наёмник или исследователь) и приоритетные навыки.
Всё это, естественно, прямо влияет на стартовые характеристики и способности. Люди-имперцы, например, сразу получают бонусы в отношениях с некоторыми фракциями и +1 к перкам, связанным с религией и интеллектом; орки берут такой же плюс к силе, выносливости и способности запугивать собеседников, а также уникальный устрашающий тотем; а полуэльфам выдают талисман удачи и бонус к ловкости.
Параметров и перков масса — медицина, убеждение, выживание, запугивание, искусство обмана, знание торговли, религии, истории, травничество, охота, алхимия, инженерия, навигация, магическое чутьё и так далее. А ещё — особые умения, доступные только нам, лидеру: например, возможность поддержать компаньонов в сражениях, бонус к очкам передвижения каравана по карте или повышение шанса на успех во время проверки навыков убеждения/запугивания.
На использование лидерских умений тратится особый ресурс — находчивость. Кроме того, есть параметр авторитета: от него, в частности, зависят терпимость соратников к нашим решениям и то, сколько ролей мы сможем им выделить в караване — кто-то будет отвечать за охоту, а кто-то поможет с ведением финансовых дел, что даёт бонусы к общим показателям партии. К слову, у каждого компаньона присутствует свой набор характеристик и перков, которые мы им развиваем. Всё это нужно прокачивать за очки проницательности, которые выдаются за наши успехи, включая прохождение сюжета и заполнение страниц толстенного кодекса.
Едва ли не самое важное в параметрах и перках — всё, что связано с выживанием. Разработчики не зря и на странице в Steam, и в самой игре настойчиво предупреждают, что Vagrus: The Riven Realms — это боль и хардкор. В караван входят рабы, рабочие, воины и разведчики. Всем им, кроме рабов, нужно регулярно платить жалованье, всех нужно кормить, иначе упадёт параметр питания, а за ним и моральный дух начнет проседать.
А это здесь, в отличие от многих подобных игр, не пустые слова. Уже вскоре вам начнут со значением заглядывать в глаза, задавать неудобные вопросы, пойдут бунты с критическими для прохождения последствиями. Особенно если упадёт дисциплина среди рабов. Это отдельный параметр — послушание (Obedience), который нужно поддерживать кнутом или пряником: вовремя наказывать невольников плетьми или кому-то из них даровать свободу, переводя в ранг наёмных рабочих.
Поэтому приходится постоянно закупать продовольствие. Но это недёшево. Можно посылать разведчиков на исследование местности, чтобы там поохотиться, или во время привалов (мы их устраиваем, когда закончатся очки движения каравана) отправлять своих людей обыскивать окрестности. Но это снижает выносливость партии, влияя на скорость её перемещения и на возможность совершать марш-броски в экстренных ситуациях. Можно и нужно торговать, но поначалу толком не знаешь, что и где выгоднее покупать/продавать, — надо разбираться и, в частности, выстраивать отношения с фракциями, что помимо прочих бонусов даст информацию о ценах в принадлежащих этой группировке локациях.
Нужно браться за подработку, но пройдя дней пять до города, куда мы сопровождаем своих пассажиров, вы можете обнаружить, что еды почти не осталось, ведь постоянно приходится разбивать лагерь, отдыхать и кормить людей. Поэтому особенно ценно ночевать в хороших условиях в тавернах — это дороговато, но даёт бонусы к настроению и питанию. Во время привалов же, чтобы получать бонусы, нужно выставлять охрану (иначе, наоборот, будут штрафы), но для этого требуется достаточное количество воинов. А те, в свою очередь, тоже хотят есть и получать жалованье…
В общем, Vagrus: The Riven Realms — настоящий симулятор измученного заботами караванщика. Это я ещё не сказал, что нужно покупать экипировку для своих ездовых животных, которые отвечают за вместимость каравана, — если станет совсем голодно, их можно и сожрать, но это очень дорого обойдётся впоследствии. В городах также разрешают покупать рабов, нанимать разведчиков, работников, воинов. А последних, если хватает лошадей, лучше перевести в наездники — они более эффективны при защите комитата.
Да, на ваш караван могут напасть, или мы сами по квесту должны кого-то атаковать. В этом случае идёт общая драка стенка на стенку (командное сражение), в которой сравниваются наши и вражеские показатели урона и защиты.
Обычные же бои проходят по формуле, напоминающей о Disciples и Darkest Dungeon, — наши и чужие стоят друг напротив друга (своих мы сами расставляем) и по очереди атакуют, используя уникальные умения. Могут, например, вдарить сразу по двум врагам на соседних клетках, оттолкнуть кого-то назад или, наоборот, притянуть. А мы при наличии ресурсов вольны поддерживать своих, вдохновлять, повышать инициативу и так далее. Плюс нужно тасовать режимы защиты — выставлять уклонение или блок.
Проблема в том, что противники тут весьма крепкие и часто атакуют волнами — в итоге уже в начале кампании некоторых компаньонов приходится постоянно лечить во время привалов, тратя на это время и недешёвые медикаменты.
Так что и я, и авторы вас предупреждаем: The Riven Realms — эпическая и многогранная RPG в отлично проработанном мире, где полно и стратегических, и тактических, и ролевых возможностей, но играть в неё непросто. Будьте готовы к рутинности некоторых действий и к тому, что придётся пробовать заново. Ну, всегда есть возможность начать прохождение в облегчённом режиме.
Vagrus: The Riven Realms практически всем хороша, а проблем тут ровно три. Первая — чисто наша, отечественная: нет русской локализации. А текста, причём хорошего, литературного, едва ли не столько же, сколько в Disco Elysium, — фактически это фэнтези-роман в формате видеоигры, текстовая RPG с добавлением пошаговых сражений. Предлагаю вместе устроить набег на страницы разработчиков и попросить добавить великий и могучий. Вторая проблема — интерфейс, с учётом небольшого размера шрифта, может стать в прямом смысле головной болью. Ну и мне прохождение всё же показалось затянутым из-за необходимости постоянно делать привалы — количество очков движения каравана лучше было бы увеличить. Так что это ещё и игра для тех, у кого много свободного времени.
Плюсы: отлично проработанный постапокалиптический сеттинг; интересные сюжетные кампании; увлекательный, комплексный и хардкорный гейплей на стыке стратегии, тактики, симулятора выживания и ролевой игры; свобода и нелинейность; множество фракций; глубокая ролевая система; непростые сражения; обилие интересного, литературного текста; симпатичный арт-дизайн; атмосферная музыка.
Минусы: нет русского языка; игра может показаться затянутой и рутинной; не самый удобный интерфейс.