Испанский коллектив Deconstructeam выпустил лишь две коммерческие игры, зато какие — даже спустя несколько лет с теплотой вспоминаешь и Gods Will Be Watching, и The Red Strings Club. А в перерывах между этими релизами разработчики посещали «геймджемы» — мероприятия, на которых за пару дней нужно создать игру на заданную тему. Именно из таких коротеньких развлечений (и не только) состоит сборник Essays on Empathy.
Игры Deconstructeam славятся не только интересными историями с захватывающими диалогами, но и невероятной атмосферой. В них всё продумано до мелочей: какая музыка и когда включится, насколько долгую паузу сделает персонаж перед следующей репликой, как геймплейные механики переплетаются с повествованием. Всему этому, конечно, уделяют внимание и другие разработчики, но испанская команда так глубоко погружает в свои миры, как неспособны это сделать многие.
Игры в Essays on Empathy можно описать так же — какую-то сделали за два дня, какая-то была готова через три, но за это время авторы успели очень многое и остались верны своему стилю.
Самое яркое впечатление оставила Behind Every Great One, депрессивная история о домохозяйке, муж которой — сильно увлечённый работой художник. Весь геймплей — ходьба по квартире и взаимодействие с предметами: гладишь вещи, моешь посуду, поливаешь цветы. Но всё успеть невозможно, и очень быстро день заканчивается, после чего выслушиваешь упрёки мужа по поводу невыполненных «обязанностей». Приезжают гости, которые не следят за языком, у супруга возникают проблемы, да ещё и каждую ночь он приставать начинает.
Разработчики умело передают внутреннее состояние героини — то камеру слегка наклонят, то экран покроют фильтром. Хотя превыше всего здесь, конечно, диалоги. Да и когда узнаёшь, ради чего муж тратил столько времени, малейшая симпатия к нему пропадает. Заканчивается игра на клиффхэнгере, и, даже если не знать, что это проект для «геймджема», открытый финал кажется правильным выбором.
Также на интересном моменте обрывается 11.45: A Vivid Life — самая странная и экспериментальная игра в сборнике, как описывают её авторы. Это история о девушке, которая уверена, что её скелет принадлежит кому-то другому. Она крадёт рентгеновский аппарат, берёт с собой аптечку и уезжает в глушь. Мы сканируем её внутренности и находим в теле странные объекты, после чего хирургическим методом или как-то иначе вытаскиваем их и изучаем.
Прелесть этой игры в том, что природу объектов определяете вы сами — вам лишь дают несколько вариантов. Хотите связать их с семейными ссорами и драками — пусть будет так, а если хотите отыгрывать роль сумасшедшей, то пусть во всём будут виноваты русские спецслужбы. Изучив каждую странную деталь в своём организме, девушка складывает у себя в голове пазл и проговаривает выводы на диктофон. Короткое, но действительно необычное развлечение, которое в формате двухчасовой игры вряд ли бы сработало.
Остальные игры тоже интересны. Конечно, не все одинаково качественны — о каких-то вы вряд ли вспомните уже на следующий день. К примеру, The Bookshelf Limbo — игра о странном существе, которое пришло в книжный магазин и выбирает комикс в подарок отцу на день рождения. У этого развлечения есть милая предыстория: друг коллектива приехал погостить к разработчикам в свой юбилей и решил, что лучшим подарком будет совместное создание игры. Получилось симпатично, но ничем не запомнится.
То же можно сказать о Dear Substance of Kin — мрачном и очень атмосферном приключении, где в роли шамана-котельщика мы исполняем желания деревенских жителей. Авторы признаются, что это были их робкие шаги в сторону игр-песочниц, и отсутствие опыта трудно не заметить — много бессмысленной ходьбы и мало хронометража для раскрытия истории.
В сборник также попали Zen and the Art of Transhumanism и Supercontinent Ltd. Оба проекта вдохновили разработчиков на создание The Red Strings Club и в немного модифицированном виде были перенесены сюда. Первый рассказывает об андроиде Акара-184 и создании имплантатов, меняющих личность, а второй — о Брендисе, совершающем телефонные звонки. В Supercontinent Ltd даже есть древо целей в духе последних Assassin’s Creed — нужно внимательно изучать комнату и общаться с людьми на разные темы, собирая данные.
Главное развлечение в Essays on Empathy — De Tres al Cuarto, самая продолжительная игра в подборке. На протяжении полутора часов мы наблюдаем историю о двух стендаперах, которые в перерывах между выступлениями говорят на жизненные темы. Для разработчиков это важный релиз — он был своеобразной отдушиной в период карантина, когда коллектив не мог нормально трудиться.
В De Tres al Cuarto есть элемент карточной игры — перед началом стендапа можно модифицировать колоду с действиями. Карты символизируют пропуски (скверные хохмы, которые никому не «заходят»), слабые шутки, подводки (продолжающие диалог выступающих) и идеальные панчлайны. Сначала говорит ваш товарищ, после чего из колоды случайно вытаскиваются три карты — может, не повезёт и вы получите три пропуска.
За удачные шутки дарят очки вдохновения, и их же дают в конце обычных разговоров с товарищем. Тратить их нужно либо на покупку новых карт, либо на улучшение (или уничтожение) имеющихся. Блестящая задумка, да и шутки часто получаются удачными.
Чем сборник Essays on Empathy огорчает, так это ощущением, что его собирали «на коленке». Оформлен он прелестно: тут и описания игр, и галереи с изображениями, и даже видеоролики о каждом проекте — смотреть их очень интересно. Но сами игры запускаются в отдельных окнах и исключительно в оконном режиме; развернуть их можно лишь комбинацией Alt + Enter, а выйти — лишь через Alt + F4. Сохранений тоже нет — в половине игр они и не нужны, но в остальных пригодились бы. То есть какими эти проекты были на «геймджемах», такими их и оставили.
Вдобавок они могут «забаговать». Например, в Behind Every Great One посреди прохождения героиня подлетела к потолку, из-за чего ходить по квартире и открывать двери стало невозможно. Пришлось проходить всё заново.
Зато это позволило обратить внимание на ещё одну «фишку» игры — о том, что вы не успеете сделать в первый день, муж будет говорить за столом. Во второй раз я специально занимался другими делами, и реплики у него изменились. Мелочь, но всё равно круто, что такой незначительной детали уделили внимание в демо для «геймджема».
Конечно, от Deconstructeam ждали совсем не этого. Хотелось видеть новую полноценную сюжетную игру часа на четыре, которую в декабре будут включать в списки лучших по итогам года. Но обстоятельства сложились так, что ничего лучше этого сборника студия пока предложить не может. Несмотря на техническое несовершенство Essays on Empathy, о потраченном на неё времени не жалеешь — это возможность посмотреть, какие интересные идеи витают в головах у талантливых разработчиков, и внимания они определённо достойны.
Плюсы: набор из небольших, но интересных игр с необычными идеями; симпатично оформленное меню с галереей и видеороликами о каждом проекте.
Минусы: игры запускаются в оконном режиме и могут «забаговать»; пара проходных проектов.