Для инди-проектов наличие второй части о многом говорит: скорее всего, дебют удался и авторы игры, получив кредит доверия от аудитории, сосредоточились на выпуске ещё более амбициозного и продуманного продолжения. В подобной ситуации порой получается, что разработчиков замечают не только потребители, но и издатели — нередко независимая разработка остаётся в прошлом.
Red Solstice 2: Survivors — как раз такой случай. Если первую часть хорватская студия Ironward делала полностью своими силами, то при работе над продолжением она воспользовалась услугами 505 Games. Именно та организовала онлайн-показ нового проекта, в котором приняли участие и мы. Нам рассказали об основных особенностях Red Solstice 2, а также предоставили доступ к бета-версии игры, выход которой намечен на 17 июня.
Сюжет стартует спустя некоторое время после событий первой части. В далёком будущем люди переселились на Марс — к сожалению, вовсе не от хорошей жизни: родную планету уничтожил вирус STROL, который вскоре добрался и до Красной планеты и теперь ставит под угрозу само существование человеческой расы. Вирус (а точнее, сценарист игры) не отличается особой изобретательностью, предпочитая действовать давно проверенным способом — наделать побольше монстров-мутантов, которые с помощью острых зубов, когтей, хвостов и прочих смертоносных конечностей покромсают всех, кому не посчастливилось оказаться рядом.
Противостоять угрозе вынуждены все — вирус не делает различий между представителями нескольких фракций, которыми населён Марс. Кроме нескольких корпораций и поселений, конкурирующих между собой, существует тайная организация «Основатели», боевое подразделение которой предстоит возглавить игроку. Цель — уничтожить вирус и дать человечеству надежду на выживание.
Как вы понимаете, сюжет далеко не на первом месте в приоритетах разработчиков. Из диалогов и роликов мало что понятно, персонажи показаны вскользь и без особого внимания к деталям, а разбираться в перипетиях происходящего на Марсе с помощью внутриигровой энциклопедии особого желания не возникает — здешняя история совсем не цепляет.
К роли сюжета и к тому, так ли он нужен в подобных проектах, я ещё вернусь, а пока расскажу, что же представляет собой сам геймплей. Как вы наверняка поняли по скриншотам и роликам, перед нами изометрический экшен, посвящённый уничтожению превосходящих числом монстров с помощью разнообразного огнестрельного (и не только) оружия. Сразу же вспоминается Alien Shooter, и не зря — Red Solstice 2 действительно очень на неё похожа. Однако сходство начинается и заканчивается на внешнем виде: Survivors, несмотря на такие же толпы врагов, беспрестанный стрекот очередей и грохот взрывов, — игра совершенно другого плана.
Во-первых, темп: здесь он куда более размеренный, нет того ураганного экшена, которым прославилась Alien Shooter и её подражатели. Мы либо обороняем ключевые точки, либо неторопливо прорубаем себе путь к цели — никаких скоростных забегов и «кайта» врагов тут я не заметил, да и вряд ли такое возможно, учитывая черепашью скорость солдат в силовой броне. Есть умение для скоростного рывка, но оно погоды не делает — это скорее способ увернуться от сильного противника, подобравшегося вплотную.
С умениями всё ещё интереснее: по нажатию отдельной кнопки ваш персонаж будет автоматически стрелять по любому врагу в пределах досягаемости, а вот применение навыков и специального снаряжения вроде гранат, мин и аптечек остаётся прерогативой игрока, который должен следить за расходом маны энергии и временем восстановления этих умений.
Во-вторых, RS2 ориентирована на тактическое взаимодействие членов команды и синергию классов, которых здесь шесть: штурмовик, медик, огневая поддержка, подрывник, снайпер и разведчик. В бета-версии были доступны лишь первые три штуки, хотя в режиме кампании есть боты-подчинённые и других классов. Но, как вы понимаете, основная ставка сделана на совместное прохождение — здесь, как и в первой части, очень высокие требования к командной работе, полноценную симуляцию которой боты и довольно скудный набор указаний для них обеспечить не в состоянии. Да и в целом геймплей в одиночной игре слишком неторопливый, тягучий и, как мне показалось, скучный.
Ironward не стесняется говорить, что изобрела новый жанр под названием Real-Time Tactical Battlefield. Громкое заявление, проверить истинность которого по итогам ознакомления с пресс-версией ещё нельзя, но доля правды в нём, несомненно, присутствует.
Я не назвал бы это полноценной инновацией — скорее, перед нами сплав элементов многих других игр. Внешний вид и сам принцип «Отстреливаем толпы монстров» взят из Alien Shooter, активируемые умения напоминают об ARPG и MOBA, а кооперативные возможности и взаимодействие классов создают сходство с Left 4 Dead и Alien Swarm.
Ещё есть стратегический режим с изучением новых технологий, казармами, арсеналом, развитием своей базы и выбором миссий — ничего не напоминает? Ага, я про XCOM — даже неминуемо надвигающийся «геймовер» в виде заражения, постепенно охватывающего всю планету, в наличии. Да и сами бои чем-то напоминают о хите Firaxis Games — здесь, несмотря на «реалтайм», разум превалирует над быстротой реакции.
Стратегическая часть тоже очень важна. Если менеджмент базы (точнее, корабля на орбите Марса) довольно схематичен, то развитие своего персонажа оставляет сугубо положительные впечатления. Рост в уровнях с изучением навыков и модернизация силовой брони позволяют создавать уникальные варианты персонажа — тут и реиграбельность повышается, и отдохнуть от бесконечного отстрела врагов можно.
Есть элементы заимствования как в антураже, так и в сюжете. «Чужие» и Dead Space явно находятся в числе источников вдохновения для дизайнеров монстров, а какая-нибудь рядовая оборона ключевой точки напоминает штурм военной базы полчищами арахнидов из фильма «Звёздный десант».
Те, кто знаком с первой частью, примерно представляют, чего ждать от продолжения. Не должны быть разочарованны и любители кооперативных развлечений — повторюсь, Survivors, хоть и содержит одиночную кампанию, ориентирована именно на прохождение с друзьями. Но вот яркая история, желательно в популярном сеттинге, — то, чего точно не хватает Red Solstice для привлечения новой аудитории. Странная вроде бы претензия, учитывая жанр, подразумевающий упор на геймплей, но представьте себе ту же игру, только в сеттинге Warhammer 40K! Такой экшен я бы приобрёл без раздумий — и, думаю, не я один.
Тем не менее старое утверждение о том, что «кооп» сделает хорошим что угодно, по-прежнему верно, а к Red Solstice 2: Survivors оно применимо вдвойне — советую присмотреться к ней тем, кто ценит мультиплеер, требующий слаженной командной работы.