Разработчики частенько бьют ниже пояса и, что называется, давят на жалость, когда делают героями детей, потерявших близких, отправившихся на поиски сестры или брата, пытающихся помирить разводящихся родителей или спасти их от алкоголизма. Таких игр мы видели немало, но далеко не все подкрепляют очередную душещипательную историю оригинальностью, свежестью в её подаче и самом геймплее. Из хорошего можно, например, вспомнить Among the Sleep и Contrast. Теперь вот в этот список можно занести и платформер-адвенчуру Lost Words: Beyond the Page, написанную Рианной Пратчетт (Rhianna Pratchett), которая, возможно, выдала лучший сценарий в своей карьере.
Отношение к Рианне Пратчетт, дочери знаменитого Терри Пратчетта (Terry Pratchett), у многих неоднозначное. Она известна своими сценариями для Mirror’s Edge, Tomb Raider, Rise of the Tomb Raider, Overlord, Heavenly Sword, Thief, но если коллеги Рианны номинируют её за это на различные награды, включая BAFTA, то сами игроки всегда находят, к чему придраться, — то злодеев плоских, то феминизм найдут, то в русофобии упрекнут.
И с этой точки зрения к Lost Words: Beyond the Page должно быть меньше всего претензий — это очень личная история про девочку (списанную, судя по всему, с самой Рианны), которая хотела стать писателем. Об этом своём желании, а также о своей жизни, о родителях и о любимой бабушке, Иззи (так зовут девочку) рассказывает своему дневнику — именно на его страницах мы проведём пол-игры.
А проба пера юной писательницы — это приключения маленькой хранительницы в фэнтезийной стране Эстория. На её деревню напал огромный злой дракон, и теперь героине нужно пройти различные испытания и сразиться с ним. Именно в трёхмерной Эстории мы и проводим другую половину игры.
Вскоре маленькая писательница узнаёт о том, что её бабушка с инфарктом попала в больницу, и на страницах дневника появляются совсем другие записи. За что? Почему? И противостояние с драконом, который говорит о том, что рано или поздно всему — и ей, и даже ему — приходит конец, приобретает более глубокий, метафорический подтекст. Явно обыгрывается ситуация, когда ребёнок впервые узнаёт, что он или его близкие могут умереть, — и очень не хочет с этим мириться.
Поэтому в Lost Words: Beyond the Page, безусловно, много душещипательных ситуаций. Девочка вспоминает бабушку; хочет для неё или для мамы что-то сделать — убрать хотя бы комнату или помыть посуду, чтобы поднять им настроение, и не хочет слушать успокаивающего её папу, который говорит, что всё якобы образуется. Девочка то впадает в истерику, то преисполняется энтузиазма, в какой-то момент, когда случилось самое страшное, и вовсе, кажется, хочет выбросить дневник — и в любом случае каждый раз чувствуешь, с какими эмоциями и болью она через это проходит.
Понятно, что Пратчетт давит на жалость, но надо признать, что на этот раз она делает это по-настоящему талантливо и тонко. В том числе потому, что точечно скрепляет душещипательную, но такую понятную всем реальность с приключениями в вымышленном мире, где её героиня находит и теряет друзей, которые вчера ещё вроде как были врагами, а сейчас даже готовы пожертвовать собой ради неё.
О том, что Lost Words: Beyond the Page — не просто очередная попытка выдавить из взрослых слезу по поводу детских переживаний и личных драм, а действительно талантливая и во многом оригинальная работа, говорит и сам геймплей. Точнее, та его часть, которая проходит на страницах дневника юной писательницы.
То, что происходит в Эстории в целом, довольно стандартно по меркам жанра. Бежим, прыгаем, двигаем ящики (куда же без этого!) и применяем магию для решения пазлов и преодоления препятствий. Только тут её и «кастовать» не надо — просто разучиваем по сюжету разные слова и вытаскиваем их из дневника, применяя там, где надо. Так, можно сломать что-то или, наоборот, починить, поджечь фитиль, чтобы взорвать преграду, заставить предметы взмывать вверх, освещать себе дорогу в темноте и прерывать вражеские заклинания.
А вот на страницах дневника всё сделано более интересно, оригинально и со вкусом. Там мы управляем маленькой писательницей, которая прыгает по возникающим у неё под ногами строчкам и буквам, собирает из слов фразы, переставляет отдельные строчки, чтобы использовать их как ступеньки, рисует и стирает что-то, решает загадки, собирает пазлы, летает на самолёте и, например, вспоминает рассказ бабушки, как та с её маленькой мамой ходила в кино на «Звёздные войны»: естественно, по дневнику начинают плыть строчки, как в знаменитом вступлении ко всем фильмам саги. А бабушку в кислородной маске девочка называет не иначе как Дарт-бабуля…
В общем, тут много оригинальных находок, и поэтому происходящее на страницах дневника выглядит так свежо и эмоционально. И подкрепляется это возможностью в некоторых ситуациях выбирать, каким будет характер героини рассказа Иззи, как её будут звать, кому принадлежал лагерь, на который набрела девочка — торговцам, солдатам или философам. На глобальные вещи в истории это не влияет, но меняет антураж и детали. Например, если вы решили, что героиня рассказа — умная девочка, то она будет находить книги и рассказывать про них. А если сделали её непоседой, вечно желающей играть, то начнет она игру с мячиком в руках. Как говорится, мелочь, а приятно.
У Рианны Пратчетт на этот раз получилась едва ли не лучшая её история — она очень личная, а в качестве «картонных злодеев» выступают само время, жизнь и её порой невесёлые законы. Так что все восторги, которыми засыпали Lost Words: Beyond the Page на Google Stadia, и вручённые авторам призы на этот раз совершенно оправданны. Не верите — поиграйте сами и убедитесь, что девочка, мечтавшая стать писательницей, и правда стала ею.
Плюсы: интересная и эмоциональная история, которая к тому же оригинально подаётся через страницы девичьего дневника; есть свой стиль и атмосфера; рисунки в дневнике выше всяких похвал; качественная озвучка и музыка.
Минусы: игра довольно короткая; платформенная часть по оригинальности и выразительности уступает дневниковой.