О платформере Oddworld: Soulstorm знают все любители игровых конференций — кажется, ни одна презентация грядущих новинок от Sony не обходилась без трейлера этой игры. Это ремейк вышедшей в 1998 году Oddworld: Abe’s Exoddus, но если тогда издатель требовал сделать сиквел Abe’s Oddysee за 9 месяцев, то сейчас разработчики были в более комфортных условиях.
Поэтому это не просто воссоздание старого проекта с современной графикой, а по сути новая, куда более масштабная игра — просто история в ней начинается с того же момента, что и в оригинале. Хотя результат далёк от идеала и местами сыроват, приключение получилось достойным.
Действующие лица, как и в первой части, — это бывший раб Эйб, не менее знакомый злодей Моллук, а также сотни представителей расы мудоконов. Как и раньше, нам нужно не только спасаться самим, но и помогать соплеменникам, ведь из их костей и слёз на фабрике создают вызывающий зависимость напиток.
В плане постановки и «картинки» Soulstorm на много голов выше предшественниц: видеоролики между миссиями напоминают качеством полноценные трёхмерные мультфильмы, а чувства и эмоции героев нередко передаются без лишних слов — просто крупными планами их глаз. Конечно, внешне мудоконы — не самые приятные существа, но привыкаешь к ним быстро.
Как и прошлая часть серии, Soulstorm — платформер с видом сбоку. Прежде всего в ней удивляет то, насколько много возможностей она предоставляет и какой понятной при этом остаётся. Все элементы вводятся постепенно, всё достаточно подробно объясняется — если не текстовыми подсказками (хотя и они есть), то ситуациями, в которых можно всё попробовать на практике. С одной стороны, из-за этого страдает темп на первых уровнях — они могут показаться невыносимо скучными из-за однообразия механик и сильно ограниченного арсенала Эйба. Но с другой, если их пережить, игра начнёт раскрываться всё лучше и подбрасывать всё более интересные эпизоды.
Каждая ситуация здесь — своеобразная головоломка, у которой нередко несколько решений. Сам Эйб атаковать противников не может, а те долго не церемонятся — как только они его увидят, начинают стрелять из всего, что есть. Зато у него есть другие опции: он может овладевать их разумом и управлять ими, может использовать тот самый напиток, чтобы поджигать пол и стены, может ставить мины-ловушки. Полную свободу не дают: иногда висящие в воздухе «железяки» блокируют возможность в кого-то вселяться, а иногда нужные предметы не найти и приходится импровизировать.
Именно поэтому первые уровни так скучны: кроме бросания бутылок и контроля сознания в них ничего нет. А вот потом всё увлекательнее выпутываться из непростых ситуаций — решать, стоит ли в самом деле использовать предмет или лучше приберечь его для следующего участка, можно ли как-то пробраться мимо охранников на цыпочках, чтобы тебя не заметили. Нужно ли рисковать и «вырубать» противника (захватывая разум, можно либо взорвать врага, либо на время вывести его из строя), чтобы обыскать его и найти что-то в его карманах.
Особенно интересно решать подобные головоломки, когда за тобой следует несколько спасённых мудоконов, которых желательно довести до портала. Он может находиться довольно далеко, так что преодолевать препятствия придётся вместе с ними. Дизайнеры делают всё возможное, чтобы не ставить игрока в патовые ситуации. К примеру, если с вами на данный момент может быть максимум шесть последователей, то на соседней локации расположено семь шкафчиков — и Эйб, и его друзья смогут спрятаться от охранников.
Жаль, искусственный интеллект ожидаемо туповат. Инстинкта самосохранения у мудоконов нет — отбегите недостаточно далеко от ловушки, и плетущиеся в хвосте компаньоны погибнут. Перепрыгните через препятствие — и наверняка мудоконы решат спуститься с одной стороны и залезть с другой, а не прыгнуть за вами. С упомянутыми выше шкафчиками иногда вообще начинается цирк: кто-нибудь один обязательно начинает паниковать и искать свободный шкафчик, а за это время уже и камеры наблюдения поднимутся, и противники вернутся на свои места. С рабочими возишься как с маленькими детьми, и порой происходящее зависит не только от твоих действий.
Было бы чуть проще, если бы сюда добавили возможность сохраняться вручную, но уже привычную для серии опцию внедрять почему-то не стали. Вместо этого повсюду расставлены контрольные точки — их довольно много (игра всё-таки сложная), но всё равно не всегда достаточно. Особенно раздражает необходимость заново обыскивать вазы, урны, шкафы и прочие предметы интерьера, если вы погибли и возродились на «чекпоинте». В них содержатся ресурсы, необходимые для крафта вещей (да, теперь в Oddworld есть и крафт), поэтому полностью игнорировать их нежелательно. И как же негативно это всё влияет на темп игры!
В какой-то момент Oddworld: Soulstorm начинаешь прощать все эти недостатки и играешь по её правилам. Даже привыкаешь к кривоватому управлению и периодической неспособности Эйба цепляться за уступы с первого раза. Разработчики будто понимали, что персонаж получился не всегда податливым, поэтому наделили его двойным прыжком — давние фанаты серии будут шокированы таким нововведением. Когда всё глубже погружаешься в атмосферу, всё с бóльшим интересом ищешь секреты и спрятавшихся мудоконов и на полную катушку начинаешь использовать свой арсенал — тогда понимаешь, что не зря потратил время на игру и она всё-таки больше нравится, чем портит настроение недоработками.
Если довести Oddworld: Soulstorm до ума, она может стать одним из выдающихся платформеров с видом сбоку. Здесь много интересных идей, и когда всё работает идеально, оторваться от неё трудно. Но периодически она портит впечатление шероховатостями и странными решениями — предполагаю, что со временем разработчики устанут читать мольбы фанатов, введут ручные сохранения и одним лишь этим сразу убьют нескольких зайцев.
Пока что это просто хорошая игра и по большей части успешное возвращение Эйба, но разработчикам будто бы требовалось больше времени, чтобы довести проект до совершенства.
Плюсы: множество интересных ситуаций-головоломок с разными разгадками; по-прежнему необычное смешение механик, делающее геймплей уникальным в этом жанре; красивые видеоролики и симпатичная графика, особенно впечатляющая в зрелищных эпизодах.
Минусы: очень скучные и однообразные первые уровни; неидеальное управление; геймплейные недочёты и недоработки негативно влияют на темп игры, особенно отсутствие быстрого сохранения.