Серия Hyperdimension Neptunia всегда была одной из самых необычных, чумовых и ироничных среди всех японских RPG, которые в принципе почти все на заморский взгляд немного того… Тут, напомню, мы играем за четвёрку богинь, управляющих вымышленным миром Гейминдустрия, где есть регионы под названием Ластейшен и Линбокс. А начиналась история этого мира с Первой Великой консольной войны…
Ну и всё в таком духе — забавная пародия от гиков и для гиков, которая превратилась в довольно успешную и популярную франшизу со своими мангами, ранобэ и аниме-сериалом. Однако периодически кажется, что авторы ставят на количество в ущерб качеству, — начиная с 2010 года за 11 лет они выпустили 17 игр, включая всевозможные ответвления и вариации на тему. И не всегда это удачные проекты. Последней на данный момент стала Neptunia Virtual Stars, недавно добравшаяся до Steam. Почему же у меня во время прохождения то и дело возникал вопрос: а может, лучше бы и не добиралась?
Другой вопрос, которым я задавался, звучал примерно так: боже, что это за дурдом? Пожалуй, именно в Neptunia Virtual Stars грань между привычной для серии гиковской пародией на игровую тематику и радостной ахинеей оказалась особо тонкой. На этот раз четвёрку бессменных героинь — Блан, Нуар, Верт и Нептуну — призвали спасать планету Эмоут (Planet Emote), существующую в цифровой вселенной Виртуаландия. На неё напала армия разрушителей контента — так называемых «Анти», возглавляемых колоритной и фигуристой девицей по имени Кадо. А попросила нашу четвёрку о помощи Файра (Faira) — местная богиня.
Именно контент, создаваемый жителями, является сердцем планеты — без него она погибнет. Поэтому мы должны не просто сражаться, но и воссоздавать контент. Мы спасаем похищенных витуберов, превращаем сражения в стримы, где зрители отпускают комментарии в духе «Интересно, сколько они ещё продержатся?», дерёмся с аватарами «Твиттера», участвуем в танцевальных батлах, чтобы получить любовь аудитории и дополнительные награды.
Понимая важность контента, Файра также вытянула из их реальности двух популярных витуберов из реально существующего дуэта (в том числе музыкального) MEWTRAL. Но это не только для фансервиса. Девушки Ми и Ю не просто пополнили список симпатичных вайфу, которыми всегда славилась серия, но и стали полноценными играбельными персонажами. На это, во всяком случае, рассчитывали разработчики.
Витуберы — это очень популярная в Японии штука. Как правило, это стримеры и блогеры, представленные симпатичными рисованными аниме-девочками, за которыми скрываются реальные люди — но не факт, что девочки. В Neptunia Virtual Stars эта тема обыгрывается по полной — мы их спасаем, они нам помогают в ответ, дают разные бонусы в битвах, комментируют и транслируют наши стримы-сражения и так далее.
А появление Ми и Ю стало поводом для многочисленных шуток, забавных ситуаций и споров, у кого подписчиков больше, кто тут самый крутой блогер и так далее. Потом в сценарии появляются и другие симпатичные девушки-блогеры (в частности, делающие контент из ресторанной критики) — со своими тараканами и смешными диалогами.
Вообще, с юмором, пародией и иронией в Neptunia Virtual Stars всё, как обычно, в порядке. Да ещё и на актуальные темы — про контент, который нужно «создавать с любовью», и про хейтеров. Армия «Анти» — это фактически и есть типичные хейтеры, которые перед каждой важной битвой знатно троллят наших девочек и даже периодически хотят их рассорить.
Юмор забавный, в сюжете есть интриги, и всё бы ничего, но вот антураж, персонажи, которых мы встречаем, порой настолько колоритные, что периодически, как я и сказал в начале, начинаешь ощущать себя посетителем дурдома. Когда, например, фанатами наших девочек-витуберов становятся такие персонажи:
А ещё у него есть сестра:
Или вот мы сражаемся с печеньками и пирожными на ножках посреди кисельных берегов, да ещё и под комментарии витуберов:
Это не то чтобы претензия. Тут не кричишь от гнева, а с глупой улыбкой хватаешься за голову и сквозь смех и слёзы повторяешь: «Боже, куда я попал!» То есть чувствуешь себя примерно так же, как во время просмотра очень, мягко говоря, странных знаменитых японских телешоу. Вроде таких:
То есть надо понимать, что это игра, сделанная в Японии, где есть такие шоу. И тогда всё встаёт на свои места. Я это к тому, что происходящее в Neptunia Virtual Stars с точки зрения контента поймут и простят поклонники серии, а вот остальным может понадобиться время на то, чтобы вникнуть в суть и правила этого специфического мира. Ну, и помощь психотерапевта в запущенных случаях.
А вот по поводу самого игрового процесса у всех — и у давних фанатов, и у новичков, случайно заглянувших на этот аниме-огонёк, — скорее всего, будет весьма однозначное мнение. С одной стороны, тут всего много. В первую очередь мы, понятно, участвуем в сражениях — это экшн в реальном времени и с возможностью в любой момент переключаться между героинями, которые используют разные виды оружия и умения. Нептуна, например, расстреливает всех из пулемёта, Верт — из снайперской винтовки, Ми рубит мечом, а Ю стреляет из лука.
Кроме того, есть прокачка, умения, которые героини сами разучивают по ходу сражений, и артефакты от спасённых витуберов. Есть платформенные элементы, музыкальные мини-игры и подбор новых костюмчиков со своими бонусами (ну куда же без этого!).
Разрешают даже за собранные сферы эмоций покупать и строить магазины, чтобы в них же отовариваться, и хабы для раздачи однокнопочных квестов от жителей. А на базе местной богини можно эти же сферы эмоций класть на депозит, общаться с другими персонажами, просматривать открытый контент и запасаться расходниками перед отправкой на очередную миссию.
В сражениях тоже всего много: постоянно копятся и заполняются счётчики, чтобы можно было включать разные режимы, кого-то призывать, менять музыку от MEWTRAL, которая даёт бонусы, уходить в другие реальности и драться там и так далее. В битвах с боссами ещё периодически возникают элементы ритм-игры.
Но какой во всём этом смысл, если переключаться между девушками неудобно, стрелять и прицеливаться тоже и всю работу проще делать силами одной Нептуны, которая без всяких дополнительных режимов, призывов и ритм-игр «выносит» боссов? А когда становится сложнее, интереснее, к сожалению, не становится. Просто включается унылый гринд (можно возвращаться в уже пройденные локации, где враги будут сильнее), только умножающий грустные впечатления от весёлых вроде бы, но на деле неудобных, хаотичных и несбалансированных сражений.
Почему несбалансированных? Да потому, что после ожесточённой схватки с группой обычных «Анти» Нептуна может быстро разобрать на байты очередного босса. То есть кривая сложности в Neptunia Virtual Stars скачет.
Да и в целом впечатления от игры такие же, скачущие. То улыбаешься от происходящего, то хватаешься за голову, то поражаешься обилию возможностей, то недоумеваешь, зачем всё это нужно и как авторы умудрились так неудачно свалить всё в кучу. А в целом понимаешь, что Neptunia Virtual Stars — продукт строго для своих, которые ради очередной встречи с Нуар и Нептуной выдержат всё. Для остальных же это просто ещё одна очень странная японская RPG, к тому же избыточная, неудобная и несбалансированная.
Плюсы: новая игра в популярной серии, где можно пережить приключения с любимыми героинями; много действительно забавных ситуаций, персонажей и диалогов.
Минусы: несбалансированный и неудобный геймплей; при обилии разнообразных игровых возможностей, многие оказались лишними или неудачно реализованными; морально устаревшая графика; косолапое управление.