Секса в играх становится всё больше и больше. Steam переполнен хентаем и играми про полуголых суккубов (вспомним хотя бы She Will Punish Them), авторы Agony готовят Succubus, совсем скоро в ранний доступ выйдет порнографическая версия Mass Effect (речь про Subverse, конечно). И вот совсем недавно вышла Lust from Beyond, продолжение эротического (это мягко говоря) хоррора Lust for Darkness, мешающего порно и мифы Ктулху. Естественно, тут ожидалось ещё больше секса, лавкрафтовщины, геймплея и разнообразия. Оправдались ли ожидания?
История в Lust from Beyond в какой-то мере является прямым продолжением сюжета Lust for Darkness. Всё по-прежнему закручено вокруг озабоченных культистов, открывших путь в потусторонний мир похоти и наслаждения Луст’Га, а одну из ключевых ролей в истории играет Аманда — та самая девушка, которую мы спасали в первой части.
Главный герой, правда, новый — антиквар Виктор Холлоуэй, который из-за своих сексуальных видений (а видит он, естественно, Луст’Га) сначала делает больно любимой девушке, потом отправляется на приём к доктору, а в итоге попадает в ад. А именно в логово культистов, которые убивают и насилуют тех, кто имеет связь с богом наслаждения, — да и не только их.
И это только начало большой истории, в которой будут и спасение, и предательство, и шокирующие открытия, и решение судеб всего мира, и много чего ещё. Да, тут есть привычные клише — герой, который кем-то и для чего-то избран, психи-культисты, удары в спину от тех, от кого этого совсем не ждёшь, и так далее.
Но, во-первых, с этой точки зрения вообще все истории в литературе и искусстве об одном том же — о любви, смерти, предательстве и ревности. Во-вторых, главное, какая история из этих клише соткана. А в Lust from Beyond она получилась достаточно интересной — тут хватает неожиданных поворотов и напряжённых сцен, чтобы пристально следить и ждать, чем же всё закончится.
Наконец, по сравнению с Lust for Darkness в сценарии сиквела больше масштаба, интересных личностей, разнообразных локаций, режиссуры и нелинейности. Причём более или менее второстепенным персонажам тоже уделено достаточно внимания. Они не только выполняют роль справочника, выдающего информацию о мире игры, — это зачастую ещё и неплохо прописанные, живые люди со своими историями.
И мы сами определяем, чем эти истории закончатся. Ведь помимо ключевого выбора, влияющего на одну из двух главных концовок (и судьбу всего человечества!), есть ещё решения, меняющие судьбы других персонажей. Убить доктора или пощадить, помочь ли девушке, которая начинает сомневаться в ценностях культа и замыслах её лидера, — о последствиях этих и других решений нам расскажут текстом уже в эпилоге.
Кроме того, в Lust from Beyond больше стиля и лавкрафтовщины. Да, Луст’Га по-прежнему напоминает порнографическую версию мифов Ктулху, которые иллюстрировала озабоченная версия Гигера (Hans Giger), пририсовывающая ко всему фаллосы и вагины.
На бумаге это скорее вызывает отвращение, а в игре возникает смесь отвращения и восхищения. С увеличением масштабов сценария выросло количество, качество и разнообразие потусторонних локаций — и с точки зрения арт-дизайна, архитектуры и стиля там всё очень хорошо.
А вот модели персонажей и их анимация выглядят хуже — как в среднестатистическом амбициозном, но бедноватом инди. Возможно, именно поэтому в Lust from Beyond не так уж много собственно порно — если говорить именно о сценах секса, а не только о его изображении на картинах или в скульптурах. Нет, сцены есть, но поначалу их так мало, что громкое название «порнографический ужастик», которое игре выдали заранее, кажется лишь приманкой для озабоченных.
И лишь ближе к финалу порно и впрямь становится больше — вплоть до того, что нам нужно лично принять участие в оргии, выбирая, с кем переспать. Так что если вы ждали от Lust from Beyond именно обилия сцен 18+, то имейте в виду — придётся подождать. И вообще это в первую очередь, как правильно пишут сами авторы, «психологический хоррор с оккультными и эротическими мотивами», и только потом игра, где можно заниматься сексом или наблюдать за тем, как им занимаются другие.
Впрочем, справедливости ради уточню, что речь идёт скорее о психологическом триллере — хоррора в Lust from Beyond откровенно мало. Напряжения и атмосферы достаточно, есть сцены расчленёнки и вообще много боди-хоррора, но вздрагивать и бояться, крича благим матом и хватаясь за валидол, вы едва ли будете.
Даже такой простой, но эффектный приём, как скример, авторы используют редко. Поэтому предупреждение о том, что играть лучше ночью и в наушниках, выглядит такой же уловкой, как и слухи о том, что тут на каждом шагу кто-то кого-то у всех на глазах… Это не есть плохо — из игры получился вполне напряжённый, со своими интригами и атмосферой триллер. Просто не надо позиционировать Lust from Beyond именно как хоррор.
Некоторые считают, что и самой игры, то есть геймплея, тут мало. Но на самом деле игровой процесс вслед за сюжетом прибавил в масштабе и разнообразии — если опять же сравнивать с первой частью.
Основа всё та же, взятая из адвенчур Frictional Games, то есть это эротическая версия Amnesia: The Dark Descent — ходим, читаем записки, крутим-рассматриваем предметы, что-то тянем в инвентарь, что-то ставим на место, решаем несложные пазлы, ищем ключи от дверей, которые нужно ручками тянуть или толкать, чтобы открыть.
Пазлы не шибко сложные — и к ним, как правило, тут же находится наглядная подсказка. При этом, как и в первой части, много повторов, когда мы постоянно ищем разные камни и артефакты, чтобы они открыли проход дальше.
На месте и стелс, когда мы крадёмся мимо монстров (хотя можно попробовать и убежать). Главное, чтобы ноги слушались — главный герой при виде сцен насилия может нервничать и впадать в панику. Если вовремя не выпить успокоительного, то мы потеряем контроль над персонажем, и тогда он с трудом минут пять будет выбираться из угла комнаты.
И ко всему этому добавились новые механики. Теперь мы можем сражаться с врагами, используя нож или револьвер. Есть и драки с боссами, «заточенные» в том числе под экшн и стрельбу.
Также мы научились применять нехитрую магию, чтобы с помощью особой энергии и пассов руками активировать кристаллы, разворачивать мосты и преодолевать опасные участки. Так, мы выманиваем особых существ, а потом бежим вслед за ними — те плывут по воздуху, освещают всё вокруг и заставляют агрессивные растения убирать свои щупальца. Другие растения (или что это?) из мира Луст’Га разбухают и превращаются в удобные мостики, если рядом с ними убить кого-то из монстров.
Наконец, попадаются алтари, где нужно выбрать, что улучшить — здоровье, скорость перемещения в режиме стелса или психическую устойчивость персонажа.
То есть формально тут у нас и шутер со стрельбой и магией, и квест с пазлами, и RPG с прокачкой и моральными дилеммами. Во многом так и есть — в этом смысле Lust from Beyond сделала большой шаг вперёд по сравнению с первой игрой.
Другой вопрос, что если брать все эти элементы по отдельности, то реализованы они, скажем так, на не самом высоком уровне. Мало интересных пазлов, много повторов, магические упражнения тоже однотипны, а экшн рудиментарен. Только в двух схватках с боссами придётся попотеть. Да и алтарей для прокачки два-три на всю игру.
Однако, когда все эти элементы, пусть и недостаточно хорошо реализованные по отдельности, соединяются в одной игре, да ещё и подкрепляются интересными сюжетом и «лором», то впечатления меняются в лучшую сторону.
В любом случае Lust from Beyond мне трудно оценить однозначно. С одной стороны, всё понятно — инди с претензией, но без особого бюджета; сюжет про очередного избранного; порнотреш, в котором и порно-то стало меньше; неудачные попытки встать рядом с Amnesia; и так далее. И если в Lust for Darkness такого порнотреша было достаточно, чтобы удивить и привлечь внимание, то сейчас этого уже мало.
С другой стороны, по сравнению с первой частью авторы проделали большую работу — выросли и масштаб истории, и разнообразие механик. Наконец, есть третья сторона — личное впечатление, а не сухое перечисление плюсов и минусов. Так вот, я не то чтобы испытывал пресловутое наслаждение, но следить за историей Lust from Beyond было интересно. Конечно, игру есть за что ругать, но также тут есть достаточно увлекательный сюжет, выверенный стиль и атмосфера. Если этого вам хватит (и уж тем более если понравилась Lust for Darkness), то познакомиться с новинкой всё-таки стоит.
Плюсы: в целом интересный сюжет, который по сравнению с первой частью стал более масштабным; возможность повлиять на судьбы некоторых персонажей; более разнообразный по сравнению с оригиналом геймплей, соединяющий элементы разных жанров; если модели персонажей и анимация выглядят средне то дизайн окружения оставляет положительные эмоции; хорошая работа актёров озвучки.
Минусы: мало хоррора; много повторяющихся пазлов и ситуаций; хоть уровень исполнения и вырос по сравнению с первой частью, игра всё же выглядит как типичное амбициозное инди, авторы которого хотят много всего и сразу, но не имеют достаточно ресурсов.